АПН АПН Казахстан
Главная События Публикации Мнения Авторы Темы
Четверг, 13 декабря 2018 » Расширенный поиск
Мнение. » Версия для печати
2006-07-17 Нурсултан Назарбаев:
У G8 большой потенциал

Как у стран-участниц G8, так и у государств СНГ имеется достаточный потенциал для решения актуальных задач, подчеркнул президенет Казахстана Нурсултан Назарбаев в интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС Оралу Карпищеву в связи с предстоящим в Санкт-Петербурге саммитом "Большой восьмерки".

ВОПРОС: Уважаемый Нурсултан Абишевич, каково Ваше видение роли "Большой восьмерки" в международных делах?

ОТВЕТ: Если учесть, что на долю стран-участниц "восьмерки" приходится 49 процентов мирового экспорта, 51 процент промышленного производства, 49 процентов активов МВФ, становится вполне очевидно, что "Группа восьми" - чрезвычайно важный механизм координации экономического и политического курса наиболее развитых государств мира. Очень важно, что в рамках этого саммита обсуждаются насущные проблемы, волнующие сотни миллионов людей во всем мире.

В то же время, роль "Большой восьмерки" определяется не только экономическим и военным потенциалом входящих в нее государств, но, прежде всего, теми конструктивными импульсами по решению наиболее злободневных проблем человечества, которые генерируются на ежегодных встречах лидеров ведущих держав мира.

Учитывая политическое влияние каждой из стран-членов, эти решения, облеченные в форму политических обязательств, зачастую формулируют магистральное видение, которое служит хорошим ориентиром для всего мирового сообщества и впоследствии в рамках всемирных институтов приобретает универсальный характер.

Таким образом "Большая восьмерка" по праву является  одним из ключевых неформальных механизмов современной политики. Более того, это один из центров, где вырабатывается концептуальное восприятие будущего международных отношений или основы так называемого "нового мирового порядка".

В противовес точке зрения, что "восьмерка" - это новый центр глобального управления, и в этом качестве вынашивает амбиции заместить собою Совет Безопасности ООН, необходимо подчеркнуть, что роль "Большой восьмерки" только возрастет, если будет расширяться практика привлечения заинтересованных государств, прежде всего, из развивающихся стран и других акторов к обсуждению вопросов повестки дня и выработке согласованных решений. Группа восьми ведущих индустриальных демократий может и должна способствовать укреплению демократизации международных отношений, справедливому решению имеющихся глобальных проблем.

ВОПРОС: Ваше мнение о предложенной Россией повестке дня саммита?

ОТВЕТ: Россия впервые возглавила этот авторитетный форум, но можно с уверенностью сказать, что повестка российского председательства адекватна реалиям и вызовам современного мира. Прагматизм, актуальность, комплексный характер и нацеленность на конкретные результаты - именно так характеризуем мы выбор приоритетов для обсуждения лидерами ведущих держав мира.

Россия восстанавливает сегодня в мире свои позиции, позиции страны, способной вносить особый вклад в стабильность, устойчивое развитие и процветание планеты. Поэтому закономерно, что идеология председательства разработана с учетом возможностей России участвовать в решении насущных мировых проблем.

Будучи государством с большой энергетической и ресурсной базой, Россия инициирует обсуждение глобальных проблем энергетической безопасности в целях повышения прозрачности, предсказуемости и устойчивости глобальных энергетических рынков. Эти аспекты в равной степени актуальны для производителей и потребителей, а также транзитных государств.

В условиях нарастающей глобализации залогом и неотъемлемой составляющей устойчивого прогресса становятся вопросы образования и здравоохранения, от которых зависят глобальная экономическая безопасность и процветание наций. Недостаток внимания к этим вопросам способен спровоцировать серьезные преграды на пути экономического развития, что наглядно видно на примере ряда государств третьего мира, в отношении которых употребляется термин "несостоявшиеся государства", и иметь разрушительные последствия глобального характера. Это также может лишить целые поколения надежды на лучшее будущее.

Обращает внимание, что российское председательство намерено, взяв за основу системный подход, выработать комплекс мер, позволяющих эффективно противостоять инфекционным болезням на внутригосударственном, региональном и глобальном уровнях.

Не могу не отметить, что тематика саммита "Большой восьмерки" тождественна приоритетам развития казахстанского государства. Энергетика, образование и здравоохранение являются одними из ключевых приоритетов Стратегии развития Казахстана до 2030 года. Мы в Казахстане рады возрождению России и искренне гордимся сложившимся между нашими странами уровнем партнерства.

ВОПРОС: Какие вопросы Вы хотели бы затронуть на саммите в качестве Председателя СНГ и почему Вы считаете эти темы приоритетными?

ОТВЕТ: Для Председателя СНГ, участие в работе Саммита - одно из важных направлений реализации инициатив по расширению партнерского взаимодействия с членами "восьмерки", в том числе по каналам "личной дипломатии" на высшем уровне. В фокусе внимания участников будет обсужден механизм согласования коллективных подходов ведущими государствами мира к решению актуальных международных вопросов и глобальных проблем человечества. Следует отметить, что Содружество Независимых Государств также эволюционирует в плане концентрации на универсальных проблемах. В этой связи, хотелось бы обратить внимание мирового сообщества на необходимость принятия совместных усилий по решению этих глобальных проблем человечества.

ВОПРОС: Как Вы оцениваете динамику развития СНГ и нынешнее положение дел в этой организации?

ОТВЕТ: В текущем году Содружество Независимых Государств отмечает 15-летие своего образования. Можно констатировать, что за истекший период Содружество выполнило важную историческую миссию содействия цивилизованному становлению суверенных государств, выбору каждым из них собственного внешнеполитического курса, экономической модели развития, построению гражданского сообщества.

Но, несмотря на успешное развитие ряда направлений сотрудничества в рамках Содружества и большую востребованность в интенсивном экономическом развитии, многие меры, прописанные в международных договорах и соглашениях на государственном уровне, на практике реализуются не в полном объеме или не выполняются. Поэтому сегодняшнее состояние нашего сотрудничества можно характеризовать скорее как неиспользованный потенциал имеющихся возможностей. Эти обстоятельства и стали побудительным мотивом к пониманию главами государств Содружества  необходимости совершенствования и реформирования органов СНГ.

На сегодняшний день в числе первоочередных задач видится выработка новой Стратегии развития СНГ, которая должна максимально учитывать потребности и интересы всех государств-участников Содружества и быть адаптированной к новым условиям современного мира. В данном направлении ведется последовательная работа. По итогам казанского саммита учреждена Группа высокого уровня, сформированная из числа интеллектуалов стран Содружества для выработки предложений по дальнейшему развитию и реформированию Организации.

Как нам представляется, в плане будущего сотрудничества основные усилия государств-участников СНГ должны быть сконцентрированы на решении задач гуманитарного характера, вопросах противодействия новым вызовам и угрозам, политического взаимодействия государств Содружества на международной арене. Особая заинтересованность стран Содружества видится в перспективе вовлечения в международное сотрудничество с экономически развитыми странами, в том числе и с наиболее промышленно-развитыми государствами мира, входящими в международный клуб G8.

ВОПРОС: Как Вам видятся перспективы интеграции и сотрудничества стран СНГ на фоне обсуждаемых, в том числе и в рамках "Большой восьмерки" тенденций, вызовов и проблем, стоящих перед человечеством?

ОТВЕТ: Что касается сотрудничества стран СНГ в рамках обсуждаемых на Саммите вопросов, то с уверенностью можно сказать, что выносимые проблемы являются актуальнейшими как для отдельных государств, так и региональных объединений. Так, энергообеспеченность каждой страны все больше становится важнейшим фактором устойчивого экономического развития и политической стабильности в мире. Проблемы быстрого роста энергопотребления; высокие, сопровождающиеся резкими колебаниями цены на рынках нефти и нефтепродуктов, рост зависимости энергопотребляющих регионов мира от импорта энергоносителей находятся в фокусе внимания всех государств мира, и, в том числе, стран СНГ, являющихся одними из главных поставщиков энергоносителей на мировой рынок.

На этом фоне очень важна работа над проектами документов, которые должны стать правовой основой для формирования общего энергетического рынка государств-членов ЕврАзЭС. Одновременно идет работа над вопросами строительства государствами ЕврАзЭС объектов гидроэнергетики в Таджикистане и Кыргызстане в увязке с решением комплекса вопросов водно-энергетического регулирования в Центрально-азиатском регионе.

К числу наиболее опасных вызовов миру относится проблема распространения инфекционных заболеваний. При этом противодействие болезням требует комплексного подхода, учитывающего не только формы его проявления, но и социально-экономические условия, в которых они возникают. И такая работа в рамках существующих интеграционных объединений на пространстве СНГ ведется, чему способствовало создание Советов по здравоохранению СНГ и ЕврАзЭС.

Значительное внимание государства СНГ уделяют вопросам образования. Так, в 2004 году главами правительств Содружества было подписано Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов о среднем (общем) образовании, начальном профессиональном и среднем профессиональном (специальном) образовании. Однако, как показала практика, формирование единого образовательного пространства государств-участников СНГ - процесс длительный, требующий проведения большой работы по сближению систем образования государств СНГ на основе соответствующей межгосударственной программы.

Я хотел бы отметить, что как у стран-участниц G8, так и у государств СНГ имеется достаточный потенциал для решения актуальных задач. Надеюсь, что участие в данном форуме положит начало равноправному и взаимовыгодному сотрудничеству. 

По материалам ИТАР-ТАСС

Главные темы » Все темы
Мировая арена