АПН АПН Казахстан
Главная События Публикации Мнения Авторы Темы
Среда, 12 декабря 2018 » Расширенный поиск
Мнение. » Версия для печати
2006-09-07 Алексей Власов:
Кочевник, милый мой Кочевник…

Позавчера вечером в Москве состоялся премьерный показ фильма «Кочевник» - самого дорогого проекта в истории казахского кино. По разным оценкам, бюджет фильма составляет от 34 до 40 млн. долларов. На премьере «Кочевника» присутствовал посол Казахстана в РФ Жансеит Туймебаев, который подчеркнул в своем интервью российской прессе, что фильм режиссера Бодрова-старшего должен стать вкладом в вечную дружбу народов России и Казахстана.

Казахстанские СМИ указывают, что идея фильма была первоначально сформулирована Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, который оказывал постоянную поддержку съемочной группе фильма. Сценарий фильма написан одним из лучших казахстанских сценаристов Рустамом Ибрагимбековым, что, по идее, должно было исключить наличие откровенной «клюквы».

Одновременно с активным участием в проекте российской стороны, фильм «Кочевник» является первым совместным сотрудничеством с кинематографистами Голливуда. Права на зарубежный прокат фильма приобрела студия Miramax. В фильме снимались голливудские актеры второго «звездного эшелона»: Марк Дакаскос (Mark Dacascos), Джей Эрнандес (Jay Hernandez), Джейсон Скотт Ли (Jason Scott Lee). Заметим, что в этом отношении кастинг проводился в строгом соответствии с современным российским киностандартом, когда в каждом боевике «с претензией» должен засветиться известный голливудский персонаж (желательно, Мэдсен).

Бюджет фильма несколько раз менялся в сторону увеличения, что и потребовало, в конечном счете, соединения ресурсов государственной поддержки с российскими и западными частными инвесторами. Кстати, Бодров-старший был включен в проект также не на начальном этапе, а, по слухам, после того как превышение бюджета стало приближаться к угрожающему порогу. Средства были потрачены, между тем, не зря, поскольку к съемкам фильма привлекались представители 25 стран. В составе съемочной группы из 350 человек первоначально работали почти двести иностранных специалистов.
В казахстанских СМИ подчеркивалось, что специально для фильма было создано 13 тыс. единиц игрового оружия, 15 тыс. казахских и джунгарских юрт, столько же предметов быта и национальных костюмов.

Работа над данным фильмом, съемки которого начались в сентябре 2003 года, проходила в напряженной обстановке, вызванной, прежде всего, финансовыми неурядицами. Более десяти раз за два года проводились налоговые проверки расходов по бюджету фильма. Еще одна головная боль продюсерской команды – российские и казахстанские пираты, которые использовали громадный интерес к съемкам как лучшую рекламу собственной «продукции». Для борьбы с вселенским злом были проведены масштабные спецоперации, с привлечением финполиции и КНБ, в ходе которых было изъято до 20 тыс. контрафактных дисков с фильмом. Впрочем, политический статус проекта изначально снимал вопрос о возможных доходах и издержках создателей «Кочевника». Понятно, что идеологические дивиденды для государства, в перспективе, могли перекрыть возможные убытки. Особенно, если бы фильм смог стать еще одной визитной карточкой Казахстана на международной арене.

За сложными финансовыми вопросами в стороне оставались художественные аспекты картины. И только когда съемки были завершены, российские и казахстанские таблоиды обратились к главному – к анализу художественных достоинств фильма.

Прежде всего, «Кочевник» - это историческое кино. Речь в фильме идет о реальных исторических событиях 18 века – освободительной войне казахов против джунгарских завоевателей. Героями фильма являются реальные исторические личности: хан Абулхаир, Аблай-хан, предводитель джунгар Голдан Церен. Центральная фигура фильма – герой Мансур, ставший Аблай-ханом.

Для казахской истории этот период – переломный во многих отношениях, в том числе и с точки зрения поиска истоков национальной государственности. В 1726 году объединенное войско Старшего и Младшего жузов в местности Кара-Сиыр на берегу р. Буланты нанесло поражение джунгарам.   Это было одно из первых выступлений объединенной казахской армии.

В 1729 году к югу от озера Балхаш в местности Анракай произошло новое крупное сражение. Джунгары опять были разбиты. После победы встал вопрос об объединении Казахского ханства и выборах хана, но объединение так и не произошло. Реальный исторический персонаж, Аблай-хан, выдвинулся на первые роли именно после Анракайской битвы.

По слухам, по сравнению с начальной версией фильма, была заметно усилена любовная линия и пересняты некоторые батальные сцены. Любопытно, что среди казахстанской публики живейшую дискуссию вызвал вопрос о том – целовались ли казахи в 18 веке. Впрочем, с учетом того, что исполнителем роли Аблай-хана был Куно Беккер, эта тема не столь актуальна.

Впрочем, мифы и легенды, сформированные прессой вокруг «Кочевника», на руку создателям проекта. В России и Казахстане просматривается очевидный спрос на историко-патриотические фильмы, снятые на грани «Ночного дозора» и «Александра Невского».

Главные темы » Все темы
Культурная революция