АПН АПН Казахстан
Главная События Публикации Мнения Авторы Темы
Пятница, 18 сентября 2020 » Расширенный поиск
Мнение. » Версия для печати
2006-03-24 Крис Паттен:
Как спасти Среднюю Азию от распада Узбекистана

К списку стран, где правящие режимы жестокими репрессиями сами роют себе могилу, следует добавить еще одно государство, о котором мы редко вспоминаем — Узбекистан. Подобно жителям Северной Кореи и Зимбабве, граждане Узбекистана страдают от гнета авторитарной власти, которая не только грабит собственный народ и допускает массовые нарушения прав человека, но и создает угрозу распространения насилия и нестабильности на соседние страны.

Мировому сообществу необходимо выработать новую стратегию, чтобы быть готовым к подобной ’цепной реакции’в Средней Азии. Конечно, ситуация в Узбекистане не затрагивает напрямую безопасности Европы или Соединенных Штатов, а ташкентскому правительству не грозит немедленный крах. Однако, когда — в среднесрочной или долгосрочной перспективе — этот режим Каримова все же рухнет, последствия с точки зрения интересов Запада будут серьезными. К примеру, его крушение может спровоцировать агрессивную интервенцию России и способствовать усилению исламского экстремизма в регионе, который пока что представляет собой скорее досадную помеху, чем серьезную угрозу.

Эту постсоветскую республику, провозгласившую независимость в 1991 г., никогда нельзя было назвать ’маяком свободы’, однако при президенте Исламе Каримове авторитаризм в Узбекистане постоянно усиливается.

Новый импульс этому процессу дали события 13 мая 2005 г.: тогда сотрудники сил госбезопасности открыли огонь по демонстрантам — в основном безоружным — в городе Андижане на востоке страны. Погибли сотни людей. За этой бойней последовала волна репрессий против уцелевших участников демонстрации и их родных; кроме того, Ташкент оказывает давление на соседние государства, требуя выдачи беженцев из Андижана.

Андижанские события и сегодня отдаются эхом по всей Средней Азии. Сразу же после расстрела сотни людей, спасаясь от преследований, бежали в соседний Кыргызстан, в результате чего эта страна, и без того близкая к состоянию ’государства-неудачника’, была потрясена до основания.

Из-за многолетних усилий СССР и поддержки региональной интеграции в постсоветский период страны Средней Азии тесно связаны между собой, поэтому нестабильность в Узбекистане неизбежно затронет и его соседей.

Кыргызстан и Таджикистан — слабые государства, одолеваемые тяжелейшими проблемами — полностью зависят от Узбекистана в области энергетики и транспорта. Даже относительно благополучному Казахстану грозит серьезная дестабилизация , если из-за вспышки насилия его заполонят узбекские беженцы.

Политические шаги Запада по поощрению политической и экономической открытости в Узбекистане не увенчались успехом, и теперь необходима смена акцентов.

Несомненно, следует и далее оказывать на Ташкент давление с помощью ’точечных’санкций, добровольного ограничения торговых связей и международного расследования событий в Андижане, но Евросоюз, Соединенные Штаты и другие государства-доноры, например Япония, должны признать, что почти не имеют рычагов влияния на каримовский режим, как и возможностей изменить это положение вещей в краткосрочной перспективе.

Поэтому упор следует делать на мерах долгосрочного порядка — по сути, ’спасательной операции’по поддержанию политической активности, гражданского общества и просветительской деятельности в ожидании будущих перемен, а также по смягчению воздействия будущей нестабильности в Узбекистане на соседние страны.

В частности, главным внешним игрокам на ’среднеазиатском поле’следует обдумать ряд конкретных политических шагов.

Странам-донорам необходимо усилить деятельность по созданию СМИ, рассчитанных на узбекскую аудиторию, за счет поддержки обучения журналистов в регионе и организации вещания на Узбекистан — в том числе информационных и просветительских программ — из-за рубежа.

Независимый сбор информации в самом Узбекистане — дело необычайно трудное и опасное, но в стране еще остались журналисты и правозащитники, готовые идти на риск. Они заслуживают поддержки.

Кроме того, международному сообществу необходимо укреплять потенциал Кыргызстана, Таджикистана и Казахстана по обузданию последствий экономической и политической дестабилизации в Узбекистане, в том числе за счет помощи в антикризисном планировании, заблаговременного создания ресурсов, позволяющих справиться с потоком беженцев, совершенствования патрулирования и охраны границ, и увеличения помощи ведомствам, отвечающим за чрезвычайные ситуации.

Укреплению общего потенциала Кыргызстана и Таджикистана способствовала бы помощь в осуществлении гидроэнергетических проектов, особенно небольших, и улучшении дорожной сети, связывающей Алматы, Бишкек и Душанбе с Китаем, Россией и Афганистаном. Кроме того, большую пользу Казахстану, Кыргызстану и Таджикистану принесли бы программы по совершенствованию государственных институтов.

В ближайшее время взрыва в Узбекистане вряд ли стоит опасаться, но эта страна остается "пороховой бочкой". И мировому сообществу необходимо подготовить узбеков и их соседей к грядущим потрясениям.

Лорд Паттен оф Барнс (Lord Patten of Barnes) — бывший уполномоченный ЕС по иностранным делам, председатель правления независимой аналитической организации ’Международная антикризисная группа’(International Crisis Group)

По материалам "The International Herald Tribune", США

Главные темы » Все темы