АПН АПН Казахстан
Главная События Публикации Мнения Авторы Темы
Пятница, 29 мая 2020 » Расширенный поиск
Мнение. » Версия для печати
2006-10-18 Алихан Байменов:
Депутатский запрос

Премьер-министру Республики Казахстан
Ахметову Д.К.

Депутатский запрос

Уважаемый Даниал Кенжетаевич!

Правительство в своей деятельности должно руководствоваться одобренной парламентом программой действий, стратегическими планами развития страны и другими концептуальными документами.

В этой связи хочу обратить ваше внимание на проблему расхождения отдельных действий правительства с направлениями, обозначенными в указанных концептуальных документах.

Ограничусь всего тремя примерами.

Первое. Защита интересов человека труда, обеспечение достоинства труда являются одной из самых актуальных проблем нашей страны. В программных документах по защите интересов ставятся правильные цели. В то же время, принятый в 2005 году по инициативе правительства закон «О страховании ответственности работодателей» не закладывает стимулов по повышению работодателями уровня безопасности и улучшения условий труда работников. Более того, механизм, когда страховые премии устанавливаются для одной отрасли в одинаковом размере правительством, является потенциально коррупционным. Этот механизм является выгодным для предприятий с высоким уровнем травматизма и смертности, поскольку они платят такие же суммы, как и другие предприятия отрасли, имеющие более высокий уровень охраны труда.

То же самое можно сказать о проекте трудового кодекса, внесенного правительством уже в этом году. В рыночной экономике законодательное регулирование трудовых отношений должно в значительной степени дополняться и подкрепляться переговорным механизмом. Одновременно это является мерой, стимулиурующей создание и деятельность сильных профессиональных союзов. Однако правительственный проект кодекса не закладывает механизмов повышения уровня защиты интересов работников и роли профсоюзов через переговоры.

Трудовой кодекс должен установить перечень обязательных предметов, регулируемых коллективными договорами и соглашениями. Закон должен признать нормы, установленные в коллективных договорах и отраслевых соглашениях составной частью трудового законодательства. При этом, с учетом проблемы высокой дифференциации населения по уровню доходов и низкой заработной платы основной категории работников критически важно, чтобы одним из обязательных предметов договора между профсоюзом и работодателями было допустимое соотношение между максимальной и минимальной зарплатами на этих предприятиях и отраслях. Трагические события в Караганде должны заставить нас принять решительные и системные меры по защите интересов человека труда.

Второй пример относится к вопросу управления госсобственностью и целей функционирования национальных компаний и холдингов. Эти вопросы также достаточно отражены в программных документах. Однако не понятно, почему до сих пор законодательно не обеспечена ответственность должностных лиц, участвующих в управлении государственной собственностью, в том числе входящих в состав советов директоров национальных компаний и акционерных обществ с государственным участием.

В дополнение к этому на примере Казахтелекома можно увидеть конфликт интересов нации и национальной компании. Недавно руководство «Самрук» как достижение Казахтелекома отмечало большие дивиденты, выплаченные в госбюджет. Кстати это означает, что и другие акционеры получили хорошие дивиденды. Закономерен вопрос: за чей счет получена эта прибыль?

На сегодняшней день наше население и предприятия платят за услуги связи намного больше, чем европейцы, имеющие в десятки раз большие доходы. Разве мы можем говорить о конкурентоспособности страны в век информации при таких условиях? Особенно остро эта проблема стоит для сельских жителей и малообеспеченных семей. Если из-за высокой цены на услуги связи, а в ряде населенных пунктов из-за элементарного отсутствия доступа к ним, дети до завершения школы ни разу не пользуются интернетом и современными средствами связи, то как можно надеяться, что они станут конкурентоспособными специалистами.

Обеспечение всеобщей доступности по низким ценам всех современных видов связи, включая доступ к глобальным информационным сетям, является одним из ключевых факторов конкурентоспособности нации.

Считаю недопустимой ситуацию, когда национальный оператор, созданный на общенациональные средства, использующий государственные ресурсы, являющийся монопольным обладателем магистральных линий связи, ставит своей целью не облегчение доступа и удешевление услуг связи, а максимизацию своей прибыли.

Третий пример – это поправки в законодательство о СМИ, принятые в этом году. Их содержание противоречит ряду программных документов, в том числе, рассмотренной с Вашим участием на заседании Государственной комиссии по демократизации Концепции развития гражданского общества.

Если сохранится такая ситуация, то постепенно станет закономерным явлением, когда стратегические и концептуальные документы обозначают движения в одном направлении, а практические действия ведут страну в другую сторону. Исходя из этого, считаю целесообразным, чтобы правительство уделило этому внимание и приняло меры, в том числе законодательные, направленные на обеспечение соответствия конкретных действий правительства стратегическим и программным документам.

С уважением,

Депутат Мажилиса А. Байменов.

Текст предоставлен пресс-службой "Ак жол".

По материалам ИАЦ МГУ

Главные темы » Все темы
Власть и собственность