АПН АПН Казахстан
Главная События Публикации Мнения Авторы Темы
Пятница, 10 апреля 2020 » Расширенный поиск
Мнение. » Версия для печати
2006-11-10 Александр Ревский:
Не Борат ты мне вовсе!

Имя английского комика Саши Коэна стремительно обретает мировую известность. Непосвященным людям трудно понять, за счет каких ресурсов западный аналог Задорнова и Петросяна в одно прекрасное утро проснулся знаменитым. Между тем, секрет его успеха прост. Удачной находкой для комика стало использование образа «настоящего казаха», Бората Сагдиева, для последующей «перепродажи» комического персонажа западной публике и СМИ.

«Почему Казахстан?» - спросите Вы.

Допустим, что источником истинного вдохновения Саши Коэна могло стать любое постсоветское государство. Но, с другой стороны, агрессивная кампания по продвижению положительного образа страны, которую проводит казахстанское руководство, не могла не вызвать ответа на Западе. Появление Бората в этом смысле можно обозначить как одно из побочных последствий формирования бренда «Сделано в Казахстане».

Известность всегда порождает желание «погреться в ее лучах», пусть даже таким, несколько необычным способом. Полагаю, например, что в жизни современной Молдовы есть много поводов для мобилизации сатирического потенциала, а уж образ настоящего грузина или истинного туркмена легко можно расцветить самыми яркими красками.

Но кто на Западе слышал о Молдове? Зато все смотрели фильм «Сириана», у населения присутствуют туманные ассоциации со словом «Казахгейт», создатели трэш-ужасов поселяют разнообразных чудовищ в казахстанских пещерах. Но главное, что ни в Грузии, ни в Приднестровье, нет нефти и газа, а это, согласитесь, как-то не «медийно».

Зато благородные углеводороды в изобилии водятся на родине Бората. И с этой точки зрения Саша Барон Коэн сделал правильный выбор. На смену шуткам про раввинов, арабских шейхов и «новых русских» заступает стёб над «новыми казахами», которые при исполнении государственного гимна прикладывают руку к сердцу, а развлекаются путем стрельбы по бегущим собакам.

Хотя, замечу, еврейская тема еще далеко не списана в архив, и образ казаха-антисемита - это персональная находка господина Коэна, который прежде был известен только как «голос» Короля Лемуров в мультфильме «Мадагаскар».

Строго говоря, не совсем понятно, зачем посол Казахстана в Великобритании Ерлан Идрисов тратит столько сил и энергии, чтобы опровергнуть сомнительные шутки Бората Сагдиева. Особенно странным выглядит стремление привезти Коэна в Казахстан и показать ему, как широко шагает эта страна в 21 веке. Смею предположить, что для британского комика это будет абсолютно бесцельным занятием. Реалии современного Казахстана его совершенно не интересуют.

Источник вдохновения Бората - это стереотипы западного общества о малообразованных и слаборазвитых народах, живущих под властью тоталитарных режимов на нефтяной игле. Западный обыватель, в сущности, не очень интересуется политикой и экономикой постсоветского пространства и ему абсолютно безразлично, над кем смеяться. Другое дело, что шутки на еврейскую тему мгновенно осуждают многочисленные правозащитные организации, а вот стёба на тему необъятных амбиций казахов или, к примеру, цыган, вполне достаточно для сценарной части фильма «Борат. Культурное исследование Америки во имя славного народа Казахстана». Благодаря российским пиратам мне довелось посмотреть картину на видео и, уверяю вас, искрометным этот образчик юмора не назовешь. В принципе, это нечто среднее между «Придурками» и «Аншлагом». Хороший материал для молодежных тусовок, поскольку именно эту категорию населения Коэн привлекает тем, что забывает о политкорректности как основе творчества. Правда, забывает сильно избирательно.

В позднесоветское время довелось пересмотреть массу американских фильмов о Советской России времен холодной войны. Тупая, плохо одетая, полуживотная масса, во главе которой стоят жирные и злобные военные и партбюрократы – это было о нас. Но желания привезти в СССР авторов этих «агиток» не возникало. «Клюква» была настолько художественно слаба, что, думаю, даже советским правозащитникам было бы за нее стыдно. Смотрели эту дешёвку еще и потому, что до года 1986-го за фильмы типа «Москва-на-Гудзоне» можно было реально получить кучу проблем. Было интересно, что же такого можно снять о стране, в которой мы живем. Думаю, что и казахам будет интересно взглянуть на творение Бората из тех же побуждений.

Хотя наиболее адекватной реакцией на все это безобразие должно было бы стать полное игнорирование господина Коэна со стороны официальной Астаны. Однако, напротив, запущена государственная машина контрпропаганды. Зачем? Полагаю, что именно на такую реакцию казахских властей рассчитывал Борат Сагдиев.

Официальная Астана готова усмотреть «руку Кажегельдина» в творческом безобразии Коэна. Идея связать оппозицию и комика сама по себе достаточно перспективна, но трудно доказуема. Пока же казахстанские журналисты пытаются отыскать источники финансирования «шоу-Бората».

К тому же совсем не к месту подключились местные шоумены в лице Жантимира Баймухамедова. Жантимир объявил себя ближайшим родственником Бората. Брат Бората повез из Казахстана в Лондон интимные органы господина Сагдиева, которые, по словам «родственников» несчастного, были утеряны во время неудачно сделанного обрезания.

Вот уж поистине адекватный ответ. Особенно, учитывая заявленную стоимость альтернативного проекта, «медийного обрезания» Саши Коэна, на который казахская страна может затратить до 5 млн. долларов (и это только стартовый капитал).

Сильно надеюсь, что Жантимир пошутил. Полагаю, что в Казахстане существует много программ, на которые эти средства можно потратить с куда большей пользой. Чем больше внимания к деятельности «носителя казахских ценностей», тем увереннее он себя чувствует.

Видимо, потому что на вопрос – "В чем сила, Борат?" – Саша Барон Коэн давным-давно нашел свой личный ответ: «Сила, брат, в деньгах». Не стоит ему подыгрывать.

Главные темы » Все темы
Культурная революция