АПН АПН Казахстан
Главная События Публикации Мнения Авторы Темы
Воскресенье, 18 августа 2019 » Расширенный поиск
Мнение. » Версия для печати
2006-11-15 Юрий Солозобов:
Новаторство в дизайне

В прошлом году директор по спецпроектам российского Института национальной стратегии Юрий Солозобов на страницах «Литера» очень лестно отзывался как о нашей стране, так и о ее лидере. По прошлогоднему сентябрьскому прогнозу этого эксперта, Нурсултан Назарбаев (которого россиянин назвал казахстанским Де Голлем) должен был обязательно победить на выборах и провести значительные реформы во всех сферах жизни государства.

При очередной встрече мы прямо спросили господина Солозобова, не показалось ли ему, что он «угадал будущее» не полностью.

– Я не вижу оснований для того, чтобы Назарбаева можно было перестать считать реформатором. Он проводит все реформы. Мы видим, что Казахстан быстро модернизируется. Очень простой пример. С каждым приездом в вашу республику мы поражаемся темпам, которыми застраиваются ваши города. Без реформ, без экономического роста это было бы невозможно. Что это, если не результат реформ?

Вы посмотрите, сейчас у вас практически во всех отраслях не хватает рабочих рук. А ведь недавно люди не могли найти работу. А сколько новых предприятий открылось!

Кроме того, при Назарбаеве Казахстан впервые приобрел статус субъекта лидерства. Субъекта развития не только территории Центральной Азии, но и всего СНГ.

В последнем послании президента народу Казахстана Назарбаев впервые прямым текстом говорит о том, что страна должна инициировать свои идеи по вопросам улучшения работы СНГ. То есть Казахстан и его лидер, вернее, Казахстан, благодаря заслугам своего лидера, уже перешагнул за рамки внутренней политики и экономики своего государственного образования. Вы становитесь международным игроком.

Вы строите трубопроводы, связывающие Казахстан с соседними странами и даже с теми, которые не имеют с вами общих границ. Раньше этого не было.

– Это все так, но у нас периодически звучит критика по поводу того, что власть не желает проводить политические реформы…

– Когда человек пошел на семилетний срок, он может действовать достаточно свободно. Я верю, что Назарбаев не собирается останавливаться на достигнутом. Тем более, над ним не довлеет такой психологический момент, как подготовка к следующим выборам. Следовательно, действующий президент имеет очень широкое поле для созидательной работы. И он весьма разумно распоряжается своим преимуществом. Вы, наверное, ждали, что 4 декабря 2005 года у вас пройдут выборы, а уже 5-го начнется новая жизнь? Насколько я знаю, в стране существует программа политических реформ, где подробно расписан каждый этап вплоть до 2011 года.

Сейчас ни у кого нет оснований делать заявления по поводу того, что сроки не исполняются или происходит некая модернизация, обратная заявленной.

Семь лет – это большой срок. Но это не значит, что Назарбаев намерен откладывать важные преобразования на потом. Могу сказать больше, в следующем году у вас наверняка произойдет конституционная реформа. И состоятся или будут объявлены выборы в мажилис. Все идет к этому.

А то, что будет изменен политический дизайн страны, ни у кого не вызывает сомнений. Вероятнее всего, будет заложена структура парламентской или парламентско-президентской республики. Начнется этап подготовки преемственности власти, в смысле внешних и внутренних политико-экономических курсов развития.

Во всяком случае, в России делаются именно такие прогнозы.

– Вы об этом говорите как о чем-то второстепенном. Разве есть что-то более важное?

– Важно то, что сейчас закладывается принципиально новая экономическая стратегия, где упор делается не на то, что Казахстан всего лишь "нефтяное государство". В новой стратегии будет нефти отведена роль мотора некой новой основы для развития страны. Это тоже новое, по сути – реформа.

В России никто не занимается этим. Идут только разговоры о том, что нужно рациональнее распоряжаться нефтяными деньгами. Но до практики подобные инициативы не доходят. Никто не вкладывает даже в геологоразведку. А Назарбаев в Казахстане инвестирует в принципиально новые проекты для страны.

Мне странно, что россиянину приходится убеждать казахстанцев во всем том положительном, что происходит у вас сегодня. Возможно, у вас, что называется, «замылился глаз».

Разве вы не видите, какие задачи поставлены перед страной? Мы, например, знаем, что вы выбрали приоритетами развитие серьезных проектов в атомной энергетике. По всем прогнозам, в Казахстане со временем появится новая отрасль в промышленности с замкнутым циклом.

Республика делает приоритетным развитие биотехнологий. Строятся транспортные коридоры. Казахстан становится настоящей космической державой, что под силу далеко не каждому государству.

Что касается освоения космоса, то республика претендует на серьезный прорыв. Вы в эту отрасль вкладываете около 3,5 миллиарда долларов. В результате у вас появится собственная система связи, система наблюдения. Вы сможете отслеживать грузы, которые пойдут по трансконтинентальным автомобильным и железнодорожным магистралям. Это же вклад в проект конкурентоспособности.

Сейчас Казкосмос вместе с Роскосмосом разрабатывают систему позиционирования, аналогичную системе GPS, для которой необходимо минимум 18 спутников. Сейчас их пока только 14. Но Казахстан, включившись в проект, на свои деньги намерен запустить три космических аппарата. Это очень интересный и выгодный проект.

Кроме того, «КаzSат» впервые гарантирует республике передачу никому не подконтрольных финансово-управленческих космических команд. Для Казахстана стратегически важно вести дистанционную разведку. Территория огромная, спутники дадут возможность наблюдать за своими территориями. Это уже вопросы национальной безопасности.

«КаzSат» также сможет контролировать нефтедобычу. Сейчас есть порядок в нефтедобыче и разведке? «Казмунай» говорит, что есть, а другие участники отрасли говорят, что нет. Но космос даст четкий ответ на этот вопрос.

– Но это ведь результаты экономических реформ. То есть республика так и продолжает развиваться по принципу – сначала экономика, а потом, по остаточному принципу, политика?

– Это означает, что Казахстан осознал себя как состоявшееся государственное образование. Еще раз повторюсь – состоявшееся. У вас отлажена структура управления с надежными рычагами. Все это делается не для пиара. Это не структура поддержки имитационного государства. Это структура грамотного государства, осознающего, что нужно наращивать собственную периферию, отстраивать связи. Это очень важно. Мы видим, что Назарбаевым решается принципиально другой класс задач. Вот в чем политика! И внешняя, и внутренняя.

В этом плане он очень прогрессивный реформатор. Вы вообще что вкладываете в понятие реформатор? Или реформаторы – это те, кто, как Хрущев, кидаются догонять и перегонять? Если Назарбаев не насаждает кукурузу в Кызылорде и Атырау, то он не реформатор?..

Здесь мы видим четко продуманный план политического, экономического и стратегического реформирования страны. План превращения Казахстана в крупную и влиятельную региональную державу. Пока региональную. Но, еще раз повторюсь, семь лет – это большой срок. Вполне возможно, что в будущем Казахстану региональные рамки станут тесны.

Вёл интервью Иван Пертов

По материалам Литер

Главные темы » Все темы
Казахстан