Главная | ![]() |
События | ![]() |
Публикации | ![]() |
Мнения | ![]() |
Авторы | ![]() |
Темы |
Воскресенье, 15 декабря 2019 | » Расширенный поиск |
![]() Союз «больных людей Европы»?
Главный вопрос саммита Евросоюза, который проходил в эти дни в Брюсселе, - перспективы дальнейшего расширения ЕС. Однако негативный ответ на эту ключевую проблему современной Европы стал известен задолго до начала работы саммита. Опросы общественного мнения, особенно в странах «старой Европы», - давно демонстрируют крайне негативное отношение к расширению Евросоюза. Поэтому в Брюсселе двадцать пять европейских лидеров лишь публично объявили о приостановке приема новых членов ЕС. Формальным поводом для «закрытия окна в Европу» стал полный провал переговоров по вступлению Турции в Евросоюз. До этого ЕС лишь однажды отказал кандидату в «новые европейцы» – в 1993 году Марокко было недвусмысленно сказано, что это государство "не является европейской страной", несмотря на ее исторические и культурные связи с Европой. Так что после исторических решений осеннего (2006г.) саммита ЕС руководителям таких постсоветских стран, как Молдавия, Грузия и Украина, следует прекратить морочить голову своим гражданам о скором вступлении в ЕС. Сегодня уже можно вслух говорить о том, что Турцию следует считать "вечным" кандидатом на членство в европейском сообществе. На днях глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу прямо признал, что членство Анкары в ЕС нужно отложить на 20 лет. Для современного, динамично меняющегося мира это почти что вечность. Так что напрасно послушная всем требованиям еврокомиссаров Турция десятилетиями обивала европейские пороги. (Хотя еще в 1963 году виды Турции на вступление в ЕС были признаны законными, несмотря на то, что большая часть турецкой территории относится к Азии). С тех пор через Босфор утекло немало воды, но в отношениях европейцев к Анкаре мало что изменилось. В европейских столицах Турция, как и столетия назад, считается "больным человеком Европы". На брюссельском саммите открылось то, о чем давно говорили многие российские геополитики, в том числе знаменитый Вадим Цымбурский, - Евросоюз не хочет и не может включать в себя Россию, Турцию и Казахстан лишь на том основании, что там есть какие-то географические части Европы. Но в 2006 году стало особенно очевидным, что европейская версия адаптивной модернизации оказалась провальной. Тут наряду с турецким «нежданчиком» можно вспомнить срыв процесса подготовки нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между ЕС и Россией. Или недавний отказ Казахстану в председательском кресле в ОБСЕ. Так что впору говорить о наличии нестыкуемого ценностного (или даже цивилизационного) разрыва между нашими евразийскими странами с одной стороны (к ним следует отнести не только Турцию, но Россию и Казахстан) и странами Европы. Понимание этого свершившегося факта должно положить предел попыткам любой ценой найти свое место в конуре перед воротами общеевропейского дома. Тем более, что Брюссель до сих пор не самоопределился – Евросоюз не выработал устойчивой модели своего собственного развития. Пока непонятно, будет ли ЕС – межгосударственной ассоциацией или надгосударственным образованием. Пока что в отношении наших стран, как «периферии Европы», проводимую Брюсселем политику можно определить как «колонизацию без интеграции». Единственная задача наших европейских партнеров состоит в том, чтобы жизненно важные для ЕС энергетические ресурсы России и Казахстана или стратегические транзитные возможности Турции не могли служить рычагом самостоятельной политики и геостратегии. Отсюда, в частности, происходит почти истерическое принуждение России к ратификации Энергетической хартии и ряд других шагов ЕС. Фактически, в рамках концепции "общееевропейского дома" для России и Казахстана отведена скромная роль кочегарки. Таким образом, сегодня речь идет уже не о «двойных стандартах ЕС» и не о переговорных противоречиях между «туземной» и европейской бюрократией. Происходит исторический выбор между двумя проектами: проектом ассимиляционной евроинтеграции и проектом самостоятельного развития. Сегодня вопрос стоит предельно жестко: либо состоится "Большая Европа" ценой неоколониального "поглощения" России (читай, Казахстана или Турции). Либо Турции, отвергнутой ЕС, будет предложено вступить в "ЕврАзЭс", представляющее собственный интеграционный проект на евразийском континенте. Сегодня только формат «большого экономического пространства» позволит нашим странам взаимодействовать с Европой на началах не зависимой интеграции, а паритетного партнерства. Нам нужен не слабосильный союз «больных людей Европы», ждущих милостей от Брюсселя. Будущее – за пактом энергичных «неоварваров», готовых поделить наследство дряхлеющей старушки-Европы. |