АПН АПН Казахстан
Главная События Публикации Мнения Авторы Темы
Среда, 21 ноября 2018 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Казахстан: кризис программы репатриации?
2006-03-09 Елена Тарасова
Казахстан: кризис программы репатриации?

В начале 90-х годов репатриация казахов на историческую родину была объявлена одним из приоритетов миграционной политики Республики Казахстан. Пик репатриации пришелся на середину 90-х годов. Всего в этот период в республику прибыло 164 тыс. репатриантов — этнических казахов, которых принято называть оралманами. В 1991-1994 гг. в Казахстан переселилось 122 тыс. Казахов, в т.ч.: из стран СНГ — 56,9 тыс. человек, из Монголии — 21 тыс., Ирана — 3,7 тыс., Турции — 1,9 тыс.

К концу 90-х гг. было завершено формирование правовой базы программы репатриации казахов. Основные принципы этой политики воплотила в себе утвержденная постановлением правительства Республики Казахстан от 16 сентября 1998 г. "Концепция репатриации этнических казахов на историческую родину".  На момент разработки этой концепции за пределами Республики Казахстан проживали около 4,1 млн. этнических казахов. На территории Республики Казахстан численность казахов составляла 8,13 млн., при общей численности казахов в мире более 12,2 млн. Таким образом, каждый третий казах проживал за границей. Наиболее крупные казахские диаспоры были в Узбекистане — до 1,5 млн. человек, России — 740 тыс., Туркменистане — 70 тыс. В странах дальнего зарубежья наибольшее число этнических казахов проживало в КНР — порядка 1,5 млн., Монголии — 100 тыс., Афганистане — 30 тыс. и Турции — 25 тыс. человек.

Разработчики концепции исходили из того, что все этнические казахи, проживающие за рубежом, имеют право вернуться на свою историческую родину. Неизвестно, на каком основании был сделан вывод, что значительная часть казахской диаспоры изъявляет желание вернуться в Казахстан. Особенно уверенно это связывали с казахами, проживающими в Узбекистане, Туркменистане, КНР и Монголии. Государство заявило о своей готовности взять на себя ведущую роль в организации переселенческих мероприятий и их финансировании.

Правительство должно было ежегодно утверждать план по организации репатриации. План содержал квоты по странам выхода, характеристики семей репатриантов, схему организации переселения и расселения репатриантов по регионам. Кроме того, ежегодно составлялся план мер по адаптации репатриантов. Квоту иммиграции оралманов ежегодно утверждал президент Республики Казахстан. Главным критерием оценки организации репатриации объявлялась "степень удовлетворенности репатриантов переселением на свою историческую родину и обеспечения необходимыми условиями жизнедеятельности".

С переселением оралманов были связаны большие политические ожидания. Официально декларировалось, что в качестве результата возврата этнических казахов на историческую родину рассматриваются "увеличение численности и естественного прироста населения, оздоровление демографической ситуации в стране". Фактически это означало рост удельного веса казахов в составе населения республики, что укрепило бы их позиции в качестве титульного этноса.

Квотирование должно было решить задачу закрепления репатриантов за теми территориями, где был наибольший отток населения либо там, где казахи не составляли устойчивого большинства (области, граничащие с Россией). Однако полноценно решить эту задачу пока не удалось. Значительная часть оралманов после расселения в соответствии с квотой перебирается в южные регионы Казахстана.

Ставка на казахов-репатриантов была недостаточно продуманной мерой. Достаточно быстро выяснилось, что они имеют слишком много культурных отличий от основной массы казахского населения. Рассмотрим ситуацию на примере Восточно-Казахстанской области.

Основная масса переселенцев прибыла в Восточный Казахстан из Монгольской Народной Республики в 1992–1994 гг. по трудовым соглашениям. До сих пор переселенцы из Монголии доминируют в количественном отношении, составляя более 90% от общего числа репатриантов в регионе. По данным областного управления миграции и демографии, за период с 1991 по 2002 год в область прибыло 2810 семей оралманов (13128 человек).

Оралманы в большинстве своем расселены в сельскохозяйственных районах и заняты в аграрной сфере. Уровень их образования довольно низок, невелик и квалификационный потенциал, в результате чего имеющиеся производственные ниши зачастую оказываются недоступными. Прибывшим назначены пенсии по возрасту, специальные государственные пособия. В каждом районе созданы Советы по приему и обустройству репатриантов. Из областного бюджета в соответствии с планом выделялись суммы для приобретения жилья особо нуждающимся, предоставлялись микрокредиты на развитие бизнеса. Оказывается содействие в получении земельных участков для ведения хозяйства. Однако принятых мер недостаточно для того, чтобы обеспечить социальную интеграцию оралманов.

На сегодняшний день наиболее актуальны следующие проблемы:

1. Языковой барьер. Оралманы, прибывшие из стран дальнего зарубежья, в частности, из Китая, не владеют современной казахской письменностью на основе кириллицы и вследствие этого не имеют возможности обучаться в высших учебных заведениях Республики Казахстан. Основная масса не владеет русским языком, что затрудняет адаптацию среди местного населения.

2. Получение гражданства Республики Казахстан. Несмотря на то, что оралманы имеют право на получение гражданства в порядке регистрации, не всем из них удается успешно бороться с бюрократическими препонами.

3. Проблемы трудоустройства и открытия собственного дела. В силу низкой конкурентоспособности на рынке труда трудоустройство оралманов через центры занятости не вполне эффективно. По данным текущего архива департамента внутренней политики администрации Восточно-Казахстанской области, несмотря на принимаемые меры по трудоустройству репатриантов, среди них остается высокой доля безработных — 47,2%. Из-за отсутствия ликвидного залогового имущества оралманы не имеют возможности получить кредиты в банковских учреждениях. Кроме того, им приходится сталкиваться с большими трудностями при оформлении необходимых документов.

4. Земельные проблемы. Зачастую предоставляемые оралманам участки земли находятся в труднодоступных, неудобных местах, значительно отдаленных от населенных пунктов. В ряде районов отсутствуют иммиграционные земельные фонды (Бородулихинский, Глубоковский, Катон-Карагайский, Тарбагатайский, Уланский районы, города Лениногорск и Семипалатинск).

5. Проблемы обустройства. Увеличивается количество семей, прибывших в область вне квоты миграции. Из-за отсутствия бюджетных средств такие семьи не получают материальной поддержки от администрации районов вселения.

Помимо перечисленных проблем, адаптация репатриантов в сельской местности осложняется неприязнью к ним местного населения (как казахов, так и представителей других этнических групп). В ряде районов с исторически сложившимся преобладанием русского населения (Глубоковском, Шемонаихинском) с прибытием казахских переселенцев возникли проблемы, нерешенность которых может привести к нестабильности в межэтнических взаимоотношениях:

1. Отсутствие казахских классов. Оралманы предпочитают, чтобы их дети обучались на казахском языке. Дети переселенцев практически не знают русского языка. Открытие же казахских классов в русских школах зачастую не представляется возможным из–за их малокомплектности (2-8 человек). Нет преподавателей, отсутствуют учебники. В ряде сел Глубоковского района это привело к столкновениям оралманов с местной администрацией и старожильческим населением.

2. Отсутствие пастбищных угодий. Как правило, переселенцы привозят с собой скот, который представляет для них главный источник доходов. В районах вселения вся земля использована под посевы и сенокосные луга, пастбищ практически нет. У переселенцев возникают проблемы с выпасом скота.

3. Захоронения. В данных районах практически нет мусульманских кладбищ. С выделением земли для их открытия также возникают спорные ситуации.

Оценивая результаты политики репатриации, следует отметить их половинчатый характер. Накопительный итог репатриации казахов с 1991 года — 433 тыс. чел. Данные о возвратном движении оралманов не публикуются. По экспертным оценкам, вернулось в страны выхода не менее 1/3 прибывших. Программы адаптации репатриантов на сегодняшний день не принесли серьезных результатов. Кроме того, они привели к дестабилизации в межэтнических и внутриэтнических отношениях.

Тарасова Елена Владимировна, к.и.н., Алтайский государственный университет (Барнаул)

Главные темы » Все темы
Казахстан
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
23.10.2016
Соседи Казахстана. Для ответа на провокации в виде террора, вооруженных нападений, переворотов и цветных революций, необходимы союзники

23.10.2016
Политический ислам. Уход северокавказской молодежи в джихадизм можно пресечь, если власти регионов Северного Кавказа будут активно продвигать методы, заложенные экс-главой Дагестана Магомедсаламом Магомедовым: диалог между салафитами и суфиями и комиссии по адаптации бывших боевиков.

21.12.2014 Алия Карибаева

Евразия. Создание ЕАЭС целесообразно рассматривать с точки зрения возможностей притока технологий из наиболее развитых сфер производства России и Белоруссии в наименее развитые сферы производства Казахстана.


30.11.2014

Экология. Реализация всех китайских проектов может катастрофически сказаться на состоянии Балхаша.


16.11.2014

Экономическая политика. 11 ноября Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев неожиданно обратился к народу с ежегодным Посланием – раньше, чем в предыдущие годы, на 2 месяца.


30.4.2014 Нурсултан Назарбаев

Евразия. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.