АПН АПН Казахстан
Главная События Публикации Мнения Авторы Темы
Среда, 26 февраля 2020 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Этнокультурный сюжет в поликультурном интерьере
2006-03-16 Полат Джамалов
Этнокультурный сюжет в поликультурном интерьере

"В нашу эпоху нет более острой темы для познания и для
жизни, чем тема о культуре и цивилизации, об их различии
и взаимоотношении. Это тема об ожидающей нас судьбе.
А ничто не волнует так человека, как судьба его".
Н.А.Бердяев.

Современные государства, как правило, многонациональны. Однако даже на этом фоне Россия, где живет более 170 народов, уникальная страна. Также уникальны быт, язык, культура этих народов, которые требуют к себе бережного отношения. В особой заботе нуждаются национальные меньшинства, в том числе и те, кто не имеет в составе Российской Федерации свои национально-территориальные образования.

В Российской Федерации живет свыше миллиона этнических казахов. Это одна из крупных этнических групп населения страны. Районы их компактного проживания расположены в приграничных с Республикой Казахстан регионах. Причем в этих районах казахи относят себя к коренному населению. В центрально-европейской части России число казахов относительно невелико и живут они дисперсно, в основном в крупных городах. Следует отметить, что история российских казахов недостаточно изучена и, к сожалению, пока не стала предметом системных научных исследований.

История межкультурного взаимодействия народов Казахстана и России насчитывает не одно столетие. Истоками этого весьма длительного и многогранного процесса явились колонизация Российской империей необъятных земель Центральной Азии и, как следствие, массовая миграция в Казахстан и Среднюю Азию представителей славянских и других народов, совпавшая по времени с процессом постепенного оседания скотоводов-казахов. Это и широко практиковавшаяся царским и сталинским режимами ссылка в казахстанские степи многочисленных политических заключенных, депортация в Казахстан целых народов. Взаимопроникновению этнических культур, в первую очередь казахской и русской, немало способствовали также происходившие в советский период процессы политического, государственного и культурного строительства в Казахстане. Большую роль сыграли также совместная борьба с общим врагом в Великой отечественной войне 1941-45 гг. и освоение казахстанской целины в 50-е годы прошлого столетия.

Всё это обусловило высокую степень толерантности и солидарности современной казахской диаспоры в России с другими народами, в первую очередь с русским. Не менее важной характеристикой казахской диаспоры является успешное ее функционирование в странах с полиэтнической, мультикультурной и мультирелигиозной структурой благодаря превосходной способности к адаптации, генетически заложенной кочевым образом жизни, повлиявшим на социально-психологические и мировоззренческие способности казахов.

Формирование казахской диаспоры в городах европейской части России в досоветский период не имело столь заметного характера. Сюда приезжали представители степной аристократии, торговцы, пригонявшие табуны лошадей. Представители казахской молодежи, в основном из числа знати, получали как духовное мусульманское, так и светское образование.

Становление казахской общины в Москве связано с советским периодом и, поэтому, имеет сравнительно недавнюю историю. Этим объясняется социальный состав казахов-москвичей. До начала 20-х годов прошлого века в Москве какого-нибудь значительного числа казахов не проживало. Но только в период государственного оформления Союза ССР, когда в новую столицу на постоянное место жительства стали прибывать "национальные кадры" партийного руководства и интеллигенции, стало возможным говорить о формировании в Москве казахской диаспоры. По данным региональной переписи населения в 1920 году в Москве проживало 15 казахов. В 1923 году их насчитывалось уже 110 человек, в основном, представлявших Казахстан в государственных структурах СССР и центральных партийных органах.

Начиная с 30-х годов и, особенно, в 50-80-е гг. прошлого столетия Москва — центр подготовки национальных кадров для промышленности, науки и культуры. В этот период выросло и число казахов, постоянно живущих в Москве. Это в значительной части представители научной и творческой интеллигенции, инженеры, работники образования и управления. Согласно переписи 1979 г., в Москве проживало порядка 4400 казахов. В 1989 г. численность казахской диаспоры в Москве достигла 8225 человек.

Социально-экономические и политические процессы конца прошлого столетия, приведшие к распаду СССР, сопровождались большими потрясениями на постсоветском пространстве, возникновением и становлением новых независимых государств, в том числе и Республики Казахстан.

Перед представителями титульных наций новых государств, ставших российскими гражданами, встали неизвестные доселе вопросы, вызвавшие определенные психологические проблемы и задачи. В частности, мы, казахи, живя в Москве, никогда не считали себя зарубежной диаспорой. Ведь Москва была столицей нашего общего государства, объединившего наши народы много столетий назад. И что это такое — казахская диаспора в Москве сегодня — предстояло еще осознать.

Появление на мировой арене независимого государства Республики Казахстан, с одной стороны, вызвало рост национального самосознания, желание и необходимость узнать глубже историю, культуру своего народа, понять роль и место родного Казахстана в мировом сообществе, его будущее. С другой стороны для нас было очень важно, как будут складываться отношения между Россией и Казахстаном. Что мы можем сделать для приобщения своих детей к духовным и культурным ценностям своего народа в условиях новой Москвы, новой России. Как сохранить то духовное единство, которое формировалось между народами России и Казахстана на протяжении многих веков. Драматизм перемен усугублялся тем, что не только внедрение в нашу повседневную жизнь атрибутов независимости Казахстана в виде раздельного гражданства, таможенных и консульских служб, но и почти исчезнувший информационный мост и прекратившийся культурно-гуманитарный обмен создали в 90-е годы прошлого столетия ощущение огромной дистанции между нами и Казахстаном.

Результаты переписи 2002 года свидетельствуют о том, что число казахов-москвичей, т.е. имевших постоянную московскую прописку до и после распада СССР, практически не изменилось. В то же время казахская община Москвы значительно выросла за счет людей, приехавших в мегаполис в постсоветский период и осевших в нем по разным причинам, и составляет, по нашим оценкам, не менее 25 тысяч человек.

Сегодня казахская община в Москве чрезвычайно разнообразна по своему возрастному, профессиональному, социальному составу. Помимо ученых, работников образования и управления, представителей творческих профессий, студентов и аспирантов, пенсионеров — ветеранов войны и труда, она включает и бывших промышленных рабочих, приехавших по оргнабору в столицу СССР в 80-х гг. и осевших здесь. Сюда входят также сотрудники дипломатических служб Республики Казахстан с семьями, сотрудники представительств казахстанских государственных и негосударственных учреждений и организаций, бизнесмены и предприниматели.

Тем не менее, существуют ценности, объединяющие их вне зависимости от возраста, сферы деятельности и социального статуса. Родной язык, история, традиции казахского народа, память о героях прошлого и гордость за выдающихся земляков — эти ценности возрождаются и бережно поддерживаются казахскими национально-общественными объединениями.

В Москве, демонстрирующей наступательный характер неоднозначно воспринимаемых в мировом сообществе процессов глобализации, представлен весь мир и практически во всех сферах жизнедеятельности горожанина. Кажется налицо идеальные условия для так называемого "плавильного котла", в котором постепенно размывается национальная идентичность человека. Но в реальности вместо этого мы имеем своеобразный "винегрет", характеризующийся смешением различных "ингредиентов" с сохранением специфичности, оригинальности каждого из них. Таково полиэтническое московское сообщество, и этим оно мало чем отличается от населения других крупнейших мегаполисов мира. Более того, есть все основания утверждать, что в условиях сложной иноязычной и поликультурной среды потребность во всем, что обусловлено этническим происхождением, только усиливается. Это характерно не только для людей старшего возраста. В этом можно удостовериться, общаясь с молодежью, а по Интернету и с живущими в других мегаполисах мира.

По переписи 1989 года москвичи нерусской национальности составляли примерно девятую часть населения столицы (более 1 млн. чел.). Ясно, что за последние годы их число значительно увеличилось. Феномен многонациональности Москвы заключается не только в количественной стороне. В условиях демократического развития многие москвичи вспомнили о своих национальных корнях, культуре и традициях предков, необходимости сохранения и развития национально-культурной самобытности, воспитания в этом духе детей и молодежи. Этим, в частности, обусловлено появление в 90-х годах десятков национальных общественных объединений в основном культурно-просветительской направленности.

Активное участие в этих процессах приняла и казахская община Москвы. Решать в условиях многомиллионного иноязычного города задачи, связанные с удовлетворением этнокультурных потребностей и запросов казахов, проживающих в Москве, приобщать их к духовным и культурным ценностям своего народа, знакомить всех желающих с родной культурой и искусством — вот основные задачи, стоящие перед московскими общественными организациями казахов, основной мотив их объединения.

При этом важно, чтобы деятельность этнокультурных общественных объединений гармонично сочеталась с культурным обменом на межгосударственном уровне. В современной ситуации, когда мировое сообщество стирает экономические границы, вводит единые системы коммуникаций, объединяется во всевозможные союзы и организации, ни одна культура не может говорить о своей полноте и универсальности. Только взаимный обмен интеллектуальными, эстетическими и социальными достижениями сохраняет и подпитывает потенциал культур.

Многообразие, с точки зрения русского ученого М.М.Бахтина, является залогом жизненности культуры. Наши обычаи отражают это многообразие: смешение мусульманских, христианских и даже языческих праздников с красными датами нашей общей истории, заимствование элементов обрядовой практики у разных народов, кулинария, собранная со всего света, имена, имеющие латинские, греческие, тюркские и славянские корни и т.д. Так, в процессе взаимного, культурного обмена создаются новые, межкультурные ценности.

Следует отметить, что история этнокультурных объединений казахов в Москве восходит к середине прошлого столетия. Инициаторами здесь были студенты и аспиранты из Казахстана, обучавшиеся в московских вузах. Наиболее заметный след оставило студенческое землячество "Жас Тулпар" ("Юный Тулпар", Тулпар — легендарный крылатый конь), прекратившее свою деятельность в 60-е годы. Причиной роспуска "Жас Тулпар" явилось необоснованное обвинение властями руководителей землячества в "националистическом уклоне". Впоследствии деятельность московских землячеств казахстанских студентов находилась под жестким контролем.

Во времена Советского Союза возрождению утраченных национальных традиций не всегда уделялось достаточного внимания. Процесс реформирования СССР в 80-е годы, ныне известный в истории как "перестройка", поставил перед всеми союзными республиками вопрос выбора дальнейшего культурного пути: преобладающее развитие этнического, национального во всех видах и формах духовной и материальной культуры или продолжение традиции культурного плюрализма, заимствования и взаимовлияния.

Современная социально-экономическая ситуация, формирующиеся и укрепляющиеся тенденции культурной глобализации диктуют свои правила и нормы развития общества. Если в сельской местности еще возможно сохранение национальных обычаев и уклада жизни, то городская поликультура с ее техноцентризмом чаще нивелирует этническую самобытность на бытовом уровне, оставляя лишь ее элементы в архитектуре, дизайне жилища и одежды, трансформируя нередко и языковые нормы.

Пример немногих стран, умело сочетающих материальные и интеллектуальные достижения различных народов с собственной этнокультурной традицией, показал, что необходимо строгое следование принципам меры, равновесия и естественного, гармоничного соединения, чтобы, заимствуя, не разрушить национальную самобытность.
Наиболее остро в данном контексте встает проблема языка,
выполняющего не только функцию национального возрождения и интеграции народа, но и, как показало время, нередко являющегося барьером, камнем преткновения в поле межэтнического общения. Казахский этнос за свою многовековую историю не раз испытывал гонение и насильственное уничтожение письменности, топонимов, религиозной традиции, переживая насаждение арабского алфавита, затем персидского языка и письменной традиции, замену арабской графики латиницей и затем кириллицей. В 1989 году в Казахской ССР было создано Республиканское общество "Казак тiлi" (Казахский язык).

Поэтому было вполне понятно стремление не только возродить утраченное духовное наследие, но и сделать его доминирующим в собственной этнокультуре при обязательном соблюдении главного — не перейти грань, когда свойственное практически всем культурам представление о превосходстве собственной культуры и отрицание ценностей чужой культуры превращается в национализм и нежелание понимать и принимать ценности другой культуры, что нередко приводит к самоизоляции и внутренним межэтническим конфликтам.

Современное казахское общественное этнокультурное движение в Москве берет свое начало с момента учреждения в декабре 1990 г. Московского общества "Казак тiлi". Общество "Казах тiлi" было в числе первых среди национально-культурных обществ, зарегистрированных в Москве. Впервые на московской земле родилось правоспособное общественное объединение казахов. У его истоков стояли видные представители казахской интеллигенции. Этому знаменательному событию исполнилось 15 лет.

Впоследствии, в 1992 году, инициаторами из числа рабочей молодежи и студентов было образовано молодежное общество казахской культуры "Мурагер".

В 1993 г. по инициативе этих общественных объединений и ряда коммерческих структур, в целях объединения усилий по ресурсному обеспечению реализуемых этнокультурных проектов и программ был создан Московский фонд "Казахская диаспора", оказавший за эти годы поддержку в проведении ряда научных исследований и конференций, посвященных казахстанско-российским связям, а также в реализации многих значительных просветительских и культурных проектов.

В 1996 году вышел Федеральный закон "О национально-культурной автономии", в соответствии с которым в России был введен институт национально-культурной автономии (НКА) как формы неполитической общественной самоорганизации граждан для решения задач сохранения и развития их этнокультурной самобытности.

В 1997 году была образована казахская региональная национально-культурная автономия Москвы (КазРНКА). С созданием этой организации появилась возможность на новом, более высоком уровне осуществлять координацию национально-культурной деятельности казахских общественных объединений, их взаимодействия с органами исполнительной власти Москвы и сотрудничества с другими этнонациональными объединениями. При этом общества "Казахский язык" и "Мурагер", выступив учредителями КазРНКА, сохранили свой статус и продолжают свою деятельность. Национально-культурной автономии были делегированы полномочия и функции представления и защиты в органах исполнительной власти, в государственных учреждениях этнокультурных интересов и запросов казахской общины Москвы, а также координация сотрудничества казахской общины с другими национальными диаспорами и общественными объединениями.

В 1999 г. по инициативе женщин-казашек была создана межрегиональная женская общественная организация содействия сохранению традиций тюркоязычных народов.

Таким образом, в современных нелегких социально-экономических условиях в Москве сложилась достаточно развитая общественная инфраструктура казахской диаспоры.

Не секрет, что жизнь в таком городе как Москва — одном из самых дорогих городов в мире — требует от каждого ее жителя немалого напряжения и усилий. Обеспечение условий, необходимых для успешной культурно-гуманитарной деятельности — задача не из разряда простых. Успех всякой работы определяется уровнем ее интеллектуального и ресурсного обеспечения. Проведение регулярных культурно-массовых мероприятий, реализация культурно-просветительских проектов и программ требует немалых организационных и материальных затрат. В этой связи необходимо отметить, что большой вклад в решение этих проблем нашей общины вносило и вносит общество "Мурагер". И этому есть свое объяснение. Вчерашние студенты и молодые производственники — сегодня они в значительной своей части высококлассные менеджеры, бизнесмены и предприниматели, активно участвующие в этнокультурной жизни общины и осуществляющие значительную спонсорскую и социально-благотворительную деятельность.

Важное место занимает также и поддержка нашей деятельности местной и городской властью и общественностью. В Москве в 90-е годы сложилась система сотрудничества национальных общественных объединений, их взаимодействия с государственными и негосударственными учреждениями для решения задач обеспечения и реализации прав на этнокультурное развитие. Работа строится в соответствии с федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами Правительства Москвы.

Правовая база этнокультурного развития многонационального народа Российской Федерации включает, прежде всего, Конституцию Российской Федерации — основной закон жизнедеятельности ее населения, который определяет общие взаимные обязанности гражданина и государства.

Многонациональный состав населения России (более 170 этносов) диктует необходимость иметь конкретные законодательные акты, реализующие положения Конституции по обеспечению прав граждан в сфере их этнокультурных интересов и запросов. Сегодня имеется ряд таких основополагающих документов. В первую очередь это Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (принята 15.06.1996 г.), представляющая собой "систему современных взглядов, принципов и приоритетов в сфере межнациональных отношений". В настоящее время готовится ее новая редакция.

Общественные отношения граждан в связи с реализацией их прав на объединение с целью достижения общих целей и интересов регулируются Федеральным законом "Об общественных объединениях".

Федеральный закон "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", обеспечивает правовую базу для практического решения социально-экономических задач, в том числе и этнокультурного развития;

Особое место в действующем законодательстве занимает Федеральный закон "О национально-культурной автономии" (принят 17.06.1996 г.), определяющий правовые основы национально-культурной автономии Российской Федерации (НКА) как формы самоопределения, призванной реализовать право граждан Российской Федерации на свою принадлежность к определенным этническим общностям в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. В соответствии с этим законом институт НКА основывается на следующих принципах — свободе выбора этнической принадлежности; организации самоуправления; многообразии форм организации; сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой; уважения самобытности этнических общностей; соблюдения законности.

Правовое регулирование национально-культурной автономии осуществляется и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

По действующему в настоящее время правовому регулированию, национально-культурная автономия представляет собой, с одной стороны, институт самоопределения народов в Российской Федерации, а с другой стороны — это один из видов объединения граждан в форме общественной организации. Основное предназначение национально-культурной автономии заключается не в национально-территориальном, а в национально-культурном самоопределении, то есть в обеспечении жизнеспособности и самостоятельности людей, живущих в ситуации национального меньшинства на определенной территории. Следовательно, национально-культурные автономии — это такая форма самоорганизации, через которую идет поддержка национальных меньшинств. При этом в соответствии с Законом "О национально-культурной автономии" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны оказывать национально-культурным автономиям поддержку, необходимую для реализации конкретных проектов и программ, направленных на сохранение национальной самобытности, развитие национального (родного) языка и национальной культуры.

В Москве создана определенная система отношений между властями города и национальными общественными объединениями. Национально-культурные автономии и региональные национальные общественные объединения включены в городской реестр и аккредитованы при Комитете межрегиональных связей и национальной политики города Москвы. Большинство из них входят в состав Межнационального консультативного совета при Правительстве Москвы (МКС) — образованного в 2001 году на базе Московского межнационального совещания — консультативно-совещательного органа при Комитете общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы, действовавшего с 1994 г. На пленарных заседаниях МКС, а также в рамках деятельности его рабочих групп рассматриваются наиболее актуальные вопросы межнациональных отношений в Москве. На основе результатов такого рассмотрения подготавливаются рекомендации Правительству Москвы.

Казахские общественные объединения, будучи активными участниками общественного этнокультурного движения в Москве с момента его зарождения, постоянно участвуют в диалоге с властью и входят в состав МКС. Наши представители принимают активное участие в деятельности рабочих групп МКС по культуре, по образованию, по нормативно-правовым инициативам, по делам молодежи и спорту, связям со СМИ.

КазРНКА активно сотрудничает с другими московскими диаспорами и зарекомендовала себя как партнер исполнительной власти Москвы, нацеленный на конструктивное сотрудничество в решении проблем национальной политики и межнациональных отношений. Активное участие представители нашей общины приняли в 1999 году в подготовке и проведении Московской городской научно-практической конференции "10-летие национально-культурного движения в Москве: опыт и перспективы". Представители казахской общины активно участвуют в реализации московских общегородских целевых программ культуры мира, толерантности. Мы придаем большое значение участию в работе различных форумов, конференций и совещаний, посвященных проблемам сохранения и укрепления межнационального мира и согласия. При этом мы исходим из понимания важности того, что этническая толерантность и отрицание насилия должны стать необходимым элементом мировоззрения каждого современного человека.

Многие культурно-просветительские мероприятия проводятся нами в тесном сотрудничестве с Государственным учреждением города Москвы "Московский дом национальностей" (ГУ МДН), в создании которого представители казахской общины Москвы принимали самое активное участие. ГУ МДН создан распоряжением Мэра г. Москвы от 01.10.1998 г. как центр культурной консолидации национальных объединений. Работа ГУ МДН проходит под эгидой Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы и в тесном взаимодействии с МКС, из членов которого формируется Общественный совет ГУ МДН. Дом национальностей размещен в старинном особняке в центре города (ул. Новая Басманная, 4), являющемся памятником архитектуры. Здесь национальная общественность города обрела место для рабочих и творческих контактов и сотрудничества.

Многолетнее сотрудничество связывает казахскую общину с Центром этнокультурного образования "Этносфера", ведущим широкую просветительскую и издательскую деятельность по межнациональной проблематике. Члены казахской общины являются постоянными авторами одноименного журнала "Этносфера" и издаваемого Центром аналитического сборника "Этнодиалоги". Работы активистов казахских объединений публикуются также в изданиях Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы, в информационных изданиях Московского дома национальностей и в других изданиях, посвященных межнациональной проблематике.

Окончание следует

Джамалов Полат Онерович, Председатель Казахской региональной национально-культурной автономии Москвы, Президент Московского фонда "Казахская диаспора"

Главные темы » Все темы
Казахстан
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
23.10.2016
Соседи Казахстана. Для ответа на провокации в виде террора, вооруженных нападений, переворотов и цветных революций, необходимы союзники

23.10.2016
Политический ислам. Уход северокавказской молодежи в джихадизм можно пресечь, если власти регионов Северного Кавказа будут активно продвигать методы, заложенные экс-главой Дагестана Магомедсаламом Магомедовым: диалог между салафитами и суфиями и комиссии по адаптации бывших боевиков.

21.12.2014 Алия Карибаева

Евразия. Создание ЕАЭС целесообразно рассматривать с точки зрения возможностей притока технологий из наиболее развитых сфер производства России и Белоруссии в наименее развитые сферы производства Казахстана.


30.11.2014

Экология. Реализация всех китайских проектов может катастрофически сказаться на состоянии Балхаша.


16.11.2014

Экономическая политика. 11 ноября Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев неожиданно обратился к народу с ежегодным Посланием – раньше, чем в предыдущие годы, на 2 месяца.


30.4.2014 Нурсултан Назарбаев

Евразия. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.