АПН АПН Казахстан
Главная События Публикации Мнения Авторы Темы
Вторник, 26 мая 2020 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Экономическое развитие Казахстана и советский опыт
2006-03-17 Дмитрий Верхотуров
Экономическое развитие Казахстана и советский опыт

"Мы порой говорим о свободе и демократии,
о благе народа, процветании и культуре,
но все это пустые слова, если в стране не создана
мощная, способная решать эти вопросы экономика!
Вот почему свое сегодняшнее выступление
я посвящаю экономической сфере.Те, кто
делали упор на политику, а не на экономику — проиграли".(1)

Нурсултан Назарбаев

В экономическом развитии Казахстана с момента приобретения независимости в 1991 году и до настоящего времени большую роль сыграл советский экономический опыт. На его основе были выработаны все главные планы преодоления кризиса и развития казахской экономики. Однако значение советского опыта не было до сих пор оценено по достоинству.

Несмотря на то, что руководство Казахстана действовало по советским моделям, тем не менее, существовали идеология отхода от "административно-командной экономики" и ориентация на вхождение в мировой рынок, которые достаточно агрессивно отметали обращение к советскому опыту. Это обстоятельство привело к недооценке роли хозяйственного опыта, вынесенного из Советского Союза и примененного к экономическому развитию Казахстана с первых лет независимости.

Идея первая: развитие рынка

Собственно, идея быстрого, форсированного развития рынка — это типично советская идея, как и типично использование ее в качестве основного средства борьбы с экономическими трудностями.

Впервые эта идея была разработана В.И. Лениным в 1921 году, в разгар крупного экономического кризиса, охватившего РСФСР после окончания Гражданской войны. Суть стратегии состояла в форсированном переводе военной экономики на гражданские рельсы, с сохранением в руках государства ключевых отраслей.

Элементами стратегии были:

- передача собственности в частные руки,

- урегулирование денежного оборота,

- укрепление банковской системы,

- допущение свободного ценообразования,

- активизация внешней торговли,

- приглашение зарубежных инвесторов и концессионеров.

Начало использования этой стратегии в борьбе с экономическим кризисом конца 80-х годов положило правительство СССР, начав развитие элементов рынка, свободного ценообразования и активизации внешних связей. Завершение этой политики составило основную часть экономической политики Казахстана в 90-х годах.(2)

Казахстан начал широкомасштабную приватизацию в 1991 году, и в 1991-1992 году было приватизировано более 5 тысяч объектов. В апреле 1992 года была объявлена либерализация цен. В 1993 году был создан Нацбанк, а в ноябре была введена национальная валюта — тенге, с помощью которой уже в 1994-1995 годах удалось урегулировать денежный оборот. Эти мероприятия были реализованы в рамках "Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства" на 1992-1994 годы.

В 1993 году Казахстан заключил с корпорацией "Шеврон" договор на разработку месторождения Тенгиз, открыв доступ иностранныхм инвесторам. В 1997 году политика привлечения иностранных инвестиций распространилась на обрабатывающую промышленность, строительство Астаны, сельское хозяйство и другие отрасли.

Нередко приглашение иностранных инвесторов было способом выхода из кризиса в ряде отраслей. Например, "Карметкомбинат" был продан группе Лакшми Митталя, потому что комбинат не мог поддерживать производство и не было ни оборотных средств, ни выплат зарплаты. "Жезказганцветмет" был продан корейскому концерну "Самсунг" в 1996 году на грани банкротства.(1)

Под давлением экономических трудностей середины 90-х годов ХХ века и массовым банкротством предприятий в Казахстане пошли заметно дальше в деле приватизации, передав в частную собственность не только мелкие и средние предприятия, но и часть крупных, причем в важных отраслях промышленности.(3) Принятая в феврале 1996 года "Программа приватизации и реструктуризации государственной собственности в Республике Казахстан на 1996-1998 годы" наметила так называемые "секторные программы приватизации", в соответствии с которой приватизации подлежали предприятия электроэнергетики, нефтегазового и нефтехимического, металлургического и горнорудного, а также транспортно-коммуникационного комплексов.(4)

Особенность казахского способа борьбы с кризисной ситуацией в экономике состоит в том, что Казахстан допускает более глубокое проникновение частного капитала в экономику.

Идея вторая: "командные высоты" за государством

Важным элементом советского опыта было сохранение ряда важнейших предприятий и даже отраслей за государством, в целях поддержания контроля над экономикой. В Казахстане в собственности государства сохранилась нефтегазовая отрасль, транспорт, связь, энергетика.(2) Этим Казахстан отличается от России, отвергшей эту сторону советского опыта, и передавшей почти все крупные предприятия в частную собственность.

Назарбаев четко разделял два типа экономики: централизованную плановую и рыночную с государственным участием, отдавая приоритет последней. Решительный отказ от централизации экономики составлял лейтмотив выступлений Назарбаева по поводу экономической стратегии: "Ключевой критерий эффективности общественных систем — это эффективность экономическая. По этому критерию централизованная плановая экономика в конечном счете окончательно проиграла рыночной".(5) Но он считал, что рыночная по характеру экономика с активной ролью государства приведет к успеху: "Наша стратегия здорового экономического роста основывается на сильной рыночной экономике, активной роли государства и привлечении значительных иностранных инвестиций".(6) В другом своем выступлении он высказывал эту мысль яснее: "Создание социально-ориентированной смешанной рыночной экономики, основанной на сочетании конкурентной саморегуляции производства и регулирования основных параметров экономического развития со стороны государства".(7)

Поэтому, с первых же дней приватизации, в Казахстане в руках государства оставалась значительная часть собственности. На первом этапе приватизации, в 1991-1992 годах контрольный пакет акций приватизируемых предприятий (не менее 31%) оставался у государства. На втором этапе, во время акционирования, 51% акций передавалось Госкомимуществу, 39% — госхолдингу, 10% — трудовому коллективу.(4)

В 1995 году обозначился перелом, когда государство четко заявило свои права собственника. Указ Президента Казахстана "О приватизации", принятый 23 декабря 1995 года, заявил: "Приватизация означает продажу государственного имущества в собственность физическим, негосударственным юридическим лицам и иностранным юридическим лицам, производимую по воле государства как собственника в рамках специальных процедур".(4)

Третий этап приватизации, 1997-1999 годы, — это приватизация в отдельных секторах экономики под контролем государства. На этом этапе правительство проводило концентрацию госактивов, путем создания из отдельных предприятий крупных объединений, вроде "Казцинка", созданного в 1997 году слиянием Усть-Каменогорского свинцово-цинкового комбината, Лениногорского полиметаллического комбината и Зыряновского свинцового комбината.

Четвертый этап приватизации заключается, по сути, в создании системы управления госактивами. На этом этапе проводится распределение полномочий между государственными органами в области управления государственным имуществом.(1) Также создаются госхолдинги и общий государственный холдинг "Самрук".

Так что, несмотря на заявления о неприемлемости административно-командной экономики, Казахстан, тем не менее, активно строит экономику, которая ближе всего к советской экономике образца 20-х годов ХХ века и представляет собой сочетание государственного сектора из ключевых предприятий и компаний с частным сектором.

Идея третья: планирование

В СССР планирование составляло характерную сторону экономической политики. Оно появилось очень рано и в основных чертах оформилось в начале 20-х годах. Суть его состояла в планировании использования ресурсов на основные государственные нужды и в регулировании состояния рынка. На планирование также возлагались задачи изменения структуры промышленности и экономической географии страны.

Похожим образом применялось планирование и в Казахстане. Даже первые шаги в области приватизации были политикой использования государственных ресурсов для выполнения задачи создания рыночной экономики и внутреннего рынка. Эта задача с самого начала решалась по плану: "Программа разгосударствления и приватизации государственной собственности в Казахской ССР на 1991-1992 гг. (1-й этап)".(4)

Стремление руководства Казахстана следовать определенной стратегии подтверждает и бывший премьер-министр Казахстана Акеджан Кажегельдин.(8) В 1994 году правительство Кажегельдина составило первую экономическую антикризисную программу с элементами модернизации. В 1995 году была разработана более широкая антикризисная программа, с радикальной программой перестройки казахской экономики, рассчитанная до 1998 года.

Особенная роль в развитии казахской экономики стала отводиться планированию с 1997 года, когда Казахстан преодолел в основном трудности первых лет независимости и перешел к развитию. В октябре 1997 года Нурсултан Назарбаев обнародовал программу "Казахстан-2030", со стратегией развития страны до 2030 года. Этот план серьезно прорабатывался: "Следует отметить, что работа над Стратегией начиналась по поручению Н. Назарбаева в 1996 году. Были привлечены 43 эксперта, десятки научных консультантов".(9)

В рамках этого плана, подобно тому, как в рамках плана "ГОЭЛРО" развивалось все советское планирование 20-х и начала 30-х годов ХХ века, развивается все казахское экономическое и бюджетное планирование. "Все, что сегодня происходит в Казахстане в сферах внешней и внутренней политики, в экономике, осуществляется в рамках реализации Стратегии "Казахстан-2030". Бюджетные планы, 5-летняя программа развития, 10-летний индикативный план, отраслевые программы развития являются частью Стратегии "Казахстан-2030".(10)

В 2002 году в Министерстве экономики и бюджетного планирования были объединены функции стратегического, экономического и бюджетного планирования. В этом же году была разработана "Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы", которая была утверждена в мае 2003 года.

Эта стратегия, наподобие долгосрочных стратегий, разработанных в Советском Союзе, определяла основные параметры казахской экономики. Она устанавливает среднегодовые темпы роста в 8-8,4%, общий объем инвестиций — 1,2 млрд. долларов, в том числе государственных — 260 млн. долларов. Стратегия также устанавливает основные параметры структурных изменений в экономике. Доля горнодобывающей промышленности дожна составить 46%, а наукоемких производств — 1,4% к 2015 году.(11)

При том, что Казахстан в разработке своей экономической стратегии широко пользовался опытом и подходами, выработанными в Советском Союзе, тем не менее, отличия между ними довольно значительны. Это связано с тем, что Назарбаев пользовался общими принципами советского опыта, применяя его к казахским условиям.

По материалам научно-практической конференции "Социально-политические процессы государств Центральной Азии"

Примечания
1. Выступление Н.А. Назарбаева на торжественном собрании, посвященном 12-й годовщине Независимости Республики Казахстан. 13 декабря 2003 года.
2. Назарбаев Н.А. Новое время — новая экономика. // Публикация Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан. 1 декабря 2004.
3. Мадиярова Д.М. Стратегия формирования внешеэкономической деятельности. Алматы, "Экономика", 1999, с. 105.
4. Маслов Д. Приватизация в Казахстане: потери и приобретения. // Континент. № 11, 8-21 декабря 1999.
5. Назарбаев Н.А. Стратегия независимости. Алматы, 1997, с. 88-89.
6. Там же. С. 41.
7. Там же. С. 100-101.
8. Kажегельдин А. Казахстан: право выбора. Алматы, 1998, с. 38 
9. Морозов А.А. Казахстан за годы независимости. Алматы, "КИСИ при президенте Казахстана", 2005, с. 93.
10. Там же. С. 96.
11. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.
Главные темы » Все темы
Власть и собственность
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
23.10.2016
Соседи Казахстана. Для ответа на провокации в виде террора, вооруженных нападений, переворотов и цветных революций, необходимы союзники

23.10.2016
Политический ислам. Уход северокавказской молодежи в джихадизм можно пресечь, если власти регионов Северного Кавказа будут активно продвигать методы, заложенные экс-главой Дагестана Магомедсаламом Магомедовым: диалог между салафитами и суфиями и комиссии по адаптации бывших боевиков.

21.12.2014 Алия Карибаева

Евразия. Создание ЕАЭС целесообразно рассматривать с точки зрения возможностей притока технологий из наиболее развитых сфер производства России и Белоруссии в наименее развитые сферы производства Казахстана.


30.11.2014

Экология. Реализация всех китайских проектов может катастрофически сказаться на состоянии Балхаша.


16.11.2014

Экономическая политика. 11 ноября Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев неожиданно обратился к народу с ежегодным Посланием – раньше, чем в предыдущие годы, на 2 месяца.


30.4.2014 Нурсултан Назарбаев

Евразия. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.