АПН АПН Казахстан
Главная События Публикации Мнения Авторы Темы
Понедельник, 10 августа 2020 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Китай, Казахстан и ОМП
2006-04-17 Евгений Савкович
Китай, Казахстан и ОМП

Проблема ядерной безопасности для региона Центральной Азии казалась в конце 1990-х гг. уже решенной — "новые" обладатели ядерного оружия на пространстве СНГ, с помощью "союзников" в борьбе против распространения ОМП, благополучно от него отказались. Однако последние заявления Ирана и особенно его нежелание идти на уступки провоцирует новый очаг ядерной угрозы и напряженности на границах СНГ. В нераспространении ОМП в регионе заинтересованы и "крупные соседи", в частности, Китай. Однако и с государствами Центральной Азии на переговорах о вывозе ядерного потенциала существовали некоторые проблемы и напряженность.

Китайские исследователи и по сей день не перестают подчеркивать наличие "стратегических интересов" КНР в Центральной Азии, что обусловлено целым рядом геополитических факторов, в частности, протяженными границами, наличием сходных проблем — сепаратизма, наркоторговли и т.д. Отмечается также и приоритетность вопросов безопасности над другими сферами сотрудничества.(1) С момента установления дипломатических отношений практически сразу заговорили об этом и государственные деятели, в частности — в своем выступлении на конференции ООН по разоружению и вопросам безопасности в АТР в Шанхае (август 1992 г.) министр иностранных дел КНР Цянь Цичэнь.(2)

По мнению китайского исследователя Син Гуанчэна, одной из главных задач КНР в регионе уже в начале 1990-х гг. являлось "создание системы региональной безопасности".(3) Имелся и положительный опыт межгосударственного взаимодействия, накопленный за несколько последних лет существования СССР. Например, в мае 1989 г. во время официального визита в Китай М. Горбачева стороны парафировали соглашение о советско-китайской государственной границе в ее восточной части. Одновременно с этим, для ослабления напряженности в регионе, было решено сократить военное присутствие в 100-километровой зоне в районе границы. В период 1989–1991 гг. проводились советско-китайские переговоры по проблемам безопасности. Одним из их результатов стало подписание Соглашения между правительствами СССР и КНР о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укреплении доверия в военной области в районе советско-китайской границы.

После распада СССР, у КНР возникла необходимость выстраивать новый комплекс отношений с государствами Центральной Азии. Его предполагалось строить, опираясь на неизменные "пять принципов мирного сосуществования".

Политику КНР в отношении Казахстана на начальном этапе сотрудничества в рассматриваемый период можно разделить на четыре аспекта, которые, как отмечал, например, китайский ученый Син Гуанчэн, и в "дальнейшем будут определять ситуацию с безопасностью в регионе"(4): 1) вопрос о ядерной безопасности; 2) территориальные проблемы; 3) сотрудничество в военной сфере и сфере безопасности; 4) многостороннее сотрудничество. В свете появления новых угроз и решения вопросов о границе и ядерной безопасности приоритеты и направления претерпели изменение.

Одним из основных вопросов, возникших в сфере обеспечения безопасности, стал вопрос об обеспечении безъядерного статуса Казахстана и предотвращение распространения оружия массового поражения, его компонентов и технологий производства в регионе и вокруг него. Казахстан как "квазиядерная держава" появился после распада Советского Союза. На территории Казахстана были размещены межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), ядерный арсенал был также представлен стратегическими бомбардировщиками и крылатыми ядерными ракетами. На территории республики находился и Семипалатинский полигон для ядерных испытаний.

С самого начала переговоров по данной проблеме руководство республики настаивало на получении гарантий безопасности от ядерных держав и американской экономической помощи в обмен на присоединение Казахстана к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерного государства. Позиция РК по "ядерному вопросу" на всем протяжении 1992-1993 гг. была двойственной. С одной стороны обладание ядерным оружием давало возможность, "повысить статус государства на международной арене", а также "выторговать" у Запада выгодные условия отказа от него. Китайские специалисты даже говорят о "розыгрыше ядерной карты" Казахстаном в рассматриваемый период.(5)

В феврале 1992 г. Президент РК во время своего визита в Индию заявил: "Восприятие ядерной угрозы со стороны Казахстана объясняется развитием угроз от ядерных потенциалов России, Китая и Соединенных Штатов".(6) Казахстан одновременно предлагал идею всеобщего запрещения ядерного оружия и идею собственного присоединения к "ядерному клубу". Так, в интервью итальянскому журналисту, Н. Назарбаев сказал: "Казахстан должен сохранять свой ядерный статус ввиду своего геополитического положения между Европой и Азией".(7) Ввиду временного обладания ядерным оружием в этот период изменялись и позиции других государств СНГ — Украины и Белоруссии (Россия, как известно, от статуса ядерной державы никогда не отказывалась). Основным аспектом переговоров стало предоставление материальной помощи и гарантий безопасности.

Главную роль на пути превращения Казахстана в безъядерное государство, несомненно, сыграли Соединенные Штаты Америки и американская помощь в ядерном разоружении. В октябре 1993 г. Конгресс США принял "Закон о сотрудничестве в целях уменьшения угрозы" (закон Нанна — Лугара). Закон явился развитием ранее действовавшей программы "Сокращения советской ядерной угрозы". Он предусматривал оказание помощи новым независимым государствам в "уничтожении и надежной и безопасной транспортировке и хранении ядерного, химического и другого оружия и их средств доставки", "надежном и безопасном хранении расщепляющихся материалов, извлеченных при уничтожении ядерного оружия", предотвращении распространения ОМП, его компонентов и технологий производства, демилитаризации и конверсии оборонных отраслей промышленности(8). Под давлением Вашингтона и с получением американской помощи Казахстан стал неядерным государством. 13 декабря 1993 г. Парламент республики ратифицировал Договор о нераспространении ядерного оружия.

Казахстан, также как Украина и Белоруссия, подписал Лиссабонский протокол к Договору о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-1), взяв на себя обязательство стать неядерным государством(9). Демонтаж ядерной инфраструктуры Казахстана продолжался до середины 1990-х гг. В феврале 1994 г. в Россию были перемещены стратегические бомбардировщики, а к концу мая 1995 г. — все ядерное оружие. 24 мая 1995 г. министр иностранных дел Казахстана сделал официальное заявление о том, что "все ядерное оружие, находившееся на территории Казахстана с советской эпохи, уничтожено или перевезено в Россию"(10).

Но ещё до этого, в декабре 1994 г. в Будапеште был подписан Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Республики Казахстан к Договору о нераспространении ядерного оружия. В соответствии с эти документом Великобритания, Россия и США подтвердили "свое обязательство воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости Республики Казахстан, и что никакие их вооружения никогда не будут применены против Республики Казахстан, кроме как в целях самообороны"(11). В 1999 г. Соединенные Штаты предоставили Казахстану помощь в консервации ректора на быстрых нейтронах в городе Актау(12). Позиция Казахстана получила высокую оценку со стороны США, президент У. Клинтон назвал ее "примером для подражания" для других стран(13). Казахстан объявлялся "единственной страной в Центральной Азии, получившей статус партнера Соединенных Штатов".(14)

Китай с самого начала внимательно относился к изменению отношения Казахстана к собственному ядерному статусу, особенно в 1992 и 1993 гг. Однако он с самого начала не выступил гарантом безопасности, материальная помощь для государств ЦА также была связана со странами Запада. Лишь 8 февраля 1995 г. китайское правительство официально предоставило ядерные гарантии РК. В заявлении говорилось: "Китай полностью понимает желание Казахстана получить гарантии безопасности… Со стороны КНР не существует никакой угрозы применения ядерного оружия против неядерной державы или применения его в зонах, свободных от ядерного оружия… этот принцип распространяется и на Казахстан".(15)

Вопрос о ядерном статусе РК и ядерной безопасности постепенно перешел в иную сферу — между Китаем и Казахстаном начались переговоры относительно закрытия полигона Лобнор (СУАР КНР). Казахстанская сторона неизменно настаивала на создании совместной группы экспертов для изучения проблемы Лобнорского и Семипалатинского полигонов(16). Однако эта группа так и не была создана. Председатель КНР Цзян Цзэминь, выступая в парламенте РК, заявил о намерении прекратить ядерные испытания на полигоне Лобнор в 1996 году. Вместе с предоставленной ранее КНР гарантией ядерной безопасности Казахстану и подписанием Шанхайского коммюнике между Китаем и четырьмя странами СНГ о мерах доверия на границе, данный шаг, по мнению казахстанского эксперта К.Ш. Хафизовой, — это "изживание последствий "холодной" войны"(17).

Окончание следует

Евгений Владимирович Савкович – кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории и регионоведения Томского политехнического университета

Примечания

1. См., например: Xing Guangcheng. Security Issues in China’s Relation with Central Asian States// Ethnic challenges beyond borders. Chinese and Russian Perspectives of the Central Asian Conundrum. Ed.by Yongjing zhang and Rouben Aziziah.L.1998.PP. 203-217: Sun Zhuangzhi. China and Central Asia in the New International Climate // http://www.uyghyrinfo.com.-15.12.00.

2. Цит. по: Жэньминь жибао, 18 августа 1992.

3. См.: Xing Guangcheng. Security Issues in China’s Relation with Central Asian States// Ethnic challenges beyond borders. Chinese and Russian Perspectives of the Central Asian Conundrum. Ed.by Yongjing zhang and Rouben Aziziah.L.1998.p. 203.

4. Ibid.

5. Ibidem.

6. Reuters. February 22, 1992.

7. Цит. по: Xing Guangcheng. Security Issues….p. 205.

8. National Defense Authorization Act for Fiscal Year 1994. Title XII. http: //fas.org/nuke/control/ctr/docs/hr2401.html

9. См.: Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. С. 63-76; Токаев К.К. Под стягом независимости. С. 359-360.

10. Сообщение ИТАР-ТАСС, 25 апреля 1995.

11. Внешняя политика Казахстана…C.102.

12. Nichol J. Central Asia’s New States: Political Developments and Implications for U.S. Interests. CRS Issue Brief, May 18, 2001. http: //www.crie.org/nle/crsreports/international/inter-76.cfm

13. Токаев К.К. Под стягом независимости. С. 364.

14. Там же. С. 379-380.

15. Жэньминь жибао, 1994. 27 апреля.

16. Токаев К.К. Под стягом независимости. С. 167.

17. Хафизова К. О казахстанско-китайских отношениях//Проблемы Дальнего Востока. №4. 1998.С. 35.

Главные темы » Все темы
Военные технологии
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
23.10.2016
Соседи Казахстана. Для ответа на провокации в виде террора, вооруженных нападений, переворотов и цветных революций, необходимы союзники

23.10.2016
Политический ислам. Уход северокавказской молодежи в джихадизм можно пресечь, если власти регионов Северного Кавказа будут активно продвигать методы, заложенные экс-главой Дагестана Магомедсаламом Магомедовым: диалог между салафитами и суфиями и комиссии по адаптации бывших боевиков.

21.12.2014 Алия Карибаева

Евразия. Создание ЕАЭС целесообразно рассматривать с точки зрения возможностей притока технологий из наиболее развитых сфер производства России и Белоруссии в наименее развитые сферы производства Казахстана.


30.11.2014

Экология. Реализация всех китайских проектов может катастрофически сказаться на состоянии Балхаша.


16.11.2014

Экономическая политика. 11 ноября Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев неожиданно обратился к народу с ежегодным Посланием – раньше, чем в предыдущие годы, на 2 месяца.


30.4.2014 Нурсултан Назарбаев

Евразия. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.