АПН АПН Казахстан
Главная События Публикации Мнения Авторы Темы
Вторник, 26 мая 2020 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Баку между молотом и наковальней
2006-04-28 Александр Караваев
Баку между молотом и наковальней

28 апреля президент Азербайджана Ильхам Алиев встречается с президентом США Джорджем Бушем-младшим. Обе стороны проделали достаточно длинный путь к этому саммиту. Отложенная более чем на два года "встреча" обрастала комментариями, объясняющими причину нежелания Вашингтонского руководства освящать президентским рукопожатием первый неомонархический режим на постсоветском пространстве. В ряду объяснений: слабые демократические институты в стране, клановый характер власти, ограничение деятельности оппозиции, ну, и прочие моменты несоответствия Азербайджана элементам либеральных политстандартов. Самый прямой тезис звучит примерно так: "Вот если бы у нас было, как в Грузии, тогда точно господин Буш обратил бы взоры на нашего президента". Впрочем, после многочисленных проблем с азербайджанским населением в Грузии, у многих в Азербайджане спала с глаз радужная пелена относительно реальных механизмов тбилисской власти, пускай и окрашенной в демократические тона. Сомнения в результатах грузинского опыта закрадываются даже у сторонников тбилисской "революции" в Вашингтоне.(1)

Действуя на постсоветском пространстве, Америка не всегда имела четкое представление о цели своей политической деятельности. В начале девяностых все и так, без усилий, шло в руки на волне постсоветской дезинтеграции и отталкивания от российской метрополии. Азербайджан, еще до триумфального возвращения Гейдара Алиева, предлагал варианты сотрудничества американским компаниям в области добычи и транспортировки энергоресурсов. Стоит напомнить про трубопроводы, ведь реализация этих проектов для Баку, даже с учетом мирового энергокризиса, куда важнее, чем для США. Этим летом будет отгружена первая азербайджанская нефть из порта Джейхан. Но сколько лет Гейдар Алиев и его сын предлагали различные схемы, убеждали западные компании в необходимости открытия каспийских экспортных ворот напрямую для европейских рынков нефти и газа! Сколько было затрачено сил для пиара и пропаганды целесообразности выбранного маршрута, наличия достаточных объемов для загрузки! В данном случае Америка воспользовалась активностью алиевской семьи для осуществления геополитического развертывания в регионе.

Однако официальный визит, которым Вашингтон должен был "поприветствовать" азербайджанский выбор после Гейдара Алиева, так и не состоялся в 2004 году. И в 2005 году, перед парламентскими выборами, Вашингтон не соизволил почтить вниманием президента Ильхама Алиева. Вполне резонно спросить — а к чему эти встречи, если в Баку ежемесячно бывают визитеры из США в ранге от министров до помощников Госсекретаря, и сама Кондолиза Райс регулярно появляется по телефону? А еще активен американский посол в Баку Рино Харниш, его миссия закончилась как раз на днях, видимо, успешно — его отправляют на повышение в Госдеп.

Лично Алиеву этот визит ни к чему, но народ требует зрелищ. В период между президентскими и парламентскими выборами в Азербайджане тема симпатии\антипатии Вашингтона к Алиеву была лидером бакинских политновостей и сплетен. Возникла достаточно примитивная басня о серьезном недовольстве в Вашингтоне режимом Алиева и попытках подыскать ему замену в диапазоне от опального олигарха Расула Гулиева, проживающего в США, до местных лидеров оппозиции. С ней можно не соглашаться, игнорировать, но басня действовала раздражителем на власть и разогревала массы.

Ситуация с "отложенной встречей" парадоксальна, учитывая, что молодой Алиев — наиболее разумный союзник Вашингтона в регионе, сознающий опасности резких поворотов своей страны и крайности американской политики. Чем не опора для США, в сравнении, с фестивальным президентом соседней Грузии? Теперь, когда ситуация вокруг Ирана стала критической для администрации Буша-младшего, Вашингтон великодушно пригласил азербайджанского президента в гости.

10 лет американского "вторжения"

Сейчас, когда период романтических ожиданий в отношениях Азербайджана и США закончился, интересно провести ретроспективный взгляд на то, как они закладывались, какие надежды нашли воплощения. Как у всех в СНГ, все началось с признания. США установили дипломатические отношения с Азербайджаном в начале 1992 года. В тот период неопределенность будущего Азербайджана, возможный уход по иранскому пути развития воспринимались в США как серьезная опасность. Со времени возращения Гейдара Алиева Азербайджан стал рассматривался Вашингтоном через призму интересов американских нефтяных компаний в качестве поставщика небольших партий нефти. Всерьез отношения начинались после первого официального визита Г. Алиева (27 июля — 6 августа 1997 года) в ходе которого азербайджанский лидер посетил Вашингтон, Нью-Йорк, Хьюстон, Чикаго. Буквально в те же дни заместитель госсекретаря Строуб Тэлботт, выступая в университете Джона Гопкинса с речью "Американская политика на Кавказе и Центральной Азии", обозначил основные вехи американской политики.

Считается, что именно в тот момент (второй срок президентства Билла Клинтона) Конгресс США признал Каспийско-Черноморский регион зоной национальных интересов Америки. При президенте был учрежден пост специального советника по вопросам Каспийского региона. Разработкой стратегии в регионе начали занимается несколько научно-исследовательских центров.

В США исходили из того, что нефтяная стратегия откроет возможность для других механизмов проникновения и влияния в регионе. В их числе: создание транспортных коридоров (проекты "ТРАСЕКА", "Шелковый путь"), параллельных российскому транзиту Европа-Азия; использование международных гуманитарных организаций для повышения социальной активности и потребительских запросов населения, включая образование; привязка экономической помощи к уровню "прав человека" и "свободы слова"; вовлечение в военно-техническое сотрудничество. Азербайджан с 1998 года входит в зону ответственности Европейского командования ВС США.

Геополитическая стратегия США к концу 90-х годов сводилась к следующему:

1. Центральная Азия и Кавказ не должны быть второстепенным придатком к политике США по отношению к России.

2. Контроль над региональными конфликтами — важный элемент политического присутствия.

3. Запасы энергоресурсов не столь велики для стратегических интересов США в регионе. Но при этом США должны способствовать интеграции каспийских газопроводов в турецкие и греческие сети, содействовать условиям, благоприятствующим привлечению казахской нефти в трубопровод Баку-Джейхан.

К началу века экономические условия для долговременного закрепления на Южном Кавказе и в Каспийском регионе были достигнуты. 11 сентября 2001 года разрешило проблемы с политической легитимацией военного развертывания. Регион оказался в стороне от основных театров действий, на первый план вышли Центральная Азия и Ближний Восток. Но Азербайджан активно используется в транспортном транзите в Афганистан и на авиабазы в Киргизии и Узбекистане. Свыше ста военнослужащих Азербайджана участвуют в иракской кампании.

Активно сближающаяся с Америкой после "11 сентября" Россия не могла выступать серьезным конкурентом и не рассматривала свою собственную региональную политику в плоскости конфронтации с США. В период ельцинского и начала путинского правления серьезную опасность и наибольший интерес для Москвы представляли сепаратистские войны на собственных границах и территориях Южного Кавказа. На сегодня основными "козырями" двустороннего сотрудничества с Россией выступают гигантский рынок рабочих мест для азербайджанских мигрантов и высокий объем товарооборота (свыше $1 млрд. в год).

Западные консорциумы, при поддержке США, пользуются другим рычагом — инвестициями в "Контракт века" (набор соглашений по разработке нефтяных месторождений). Они составляют примерно $12-15 млрд. долларов. Нефтепровод Баку-Джейхан (стоимость вырастет до $5 млрд.), газовый проект "Шахдениз" вместе с трубопроводом, вероятно, также вырастут до $5 млрд. Общие нефтяные инвестиции иностранных компаний с 1994 года достигли $30 млрд. (часть проектов оказалось неудачной). На реформы и инфраструктурное развитие азербайджанское правительство взяло кредитов более $1,5 млрд. — по линии ВБ, МВФ ($500 млн.), ЕБРР ($400млн.), Азиатского банка развития и других.

Товарооборот между Вашингтоном и Баку, в сравнении с российским, не очень высок, не превышает $200 млн. в год. Примерно 80% этой суммы — поставки американских изделий, две трети которых приходятся на различные виды машин и оборудования, около 10% — специальные поставки, а остальная часть — продовольствие, табачные изделия. Значительная часть поставок американских товаров идет в Азербайджан через Турцию и Дубай и поэтому не включается в статистику торговли двух стран. Импорт американцев из Азербайджана на 85% состоит из сырой нефти и нефтепродуктов, в остальном преимущественно из сельскохозяйственного сырья, текстильных товаров, а также ковров.

Для содействия торговле и инвестиционным проектам в каспийском регионе США разместили в Анкаре Каспийский финансовый центр (КФЦ). В его состав вошли Экспортно-импортный банк США (ExIm Bank), Агентство по торговле и развитию, государственная Корпорация заграничных частных инвестиций (ОПИК). В 2000 г. ОПИК и ExIm Bank финансово поддержали азербайджанский контракт с "Боингом". Тогда общая сумма сделки достигла $120 млн. и прошла в обход дискриминационной 907-ой поправки Конгресса, ограничивавшей оказание прямой финансовой помощи Азербайджану со стороны США. В 2001 г. было подписано соглашение о предоставлении Азербайджану гранта в $600 тыс. для подготовки технико-экономического обоснования модернизации Бакинских нефтеперерабатывающих заводов и порта в Дубенди.

С 1992 по 2005 финансовый год США ассигновали на программы помощи Азербайджану более $500 млн. (плюс к этому были поставлены "ненужные" военные товары со складов Министерства обороны США и гуманитарные товары за счет частных средств на общую сумму $115 млн.). Однако, несмотря на приоритеты, за тот же период американцы выделили на помощь Армении $1,3 млрд. (плюс товары названных категорий на $218 млн.). Армения, таким образом, получила втрое больше, чем Азербайджан. Помощь Грузии со стороны США велика вдвойне, особенно после отгремевшей "революции". В последние годы Вашингтон тратил на помощь Грузии заметно больше, чем на помощь Армении и Азербайджану вместе взятым. Только в 2005 году по официальным каналам Грузия получила $120 млн.

Окончание следует

Примечания

1. Даниэль Фрид, заместитель Госсекретаря США по вопросам Евразии: "Есть страны, где наша риторика и цели сталкиваются с горькой правдой, страны, что находятся на пол пути — в них нет ни деспотичной диктатуры, ни полной демократии" ("О политике США в отношении Кавказа". Выступление в Балтиморе перед главами национальных общин, 25.01.2006).

Главные темы » Все темы
Кавказский вызов
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
23.10.2016
Соседи Казахстана. Для ответа на провокации в виде террора, вооруженных нападений, переворотов и цветных революций, необходимы союзники

23.10.2016
Политический ислам. Уход северокавказской молодежи в джихадизм можно пресечь, если власти регионов Северного Кавказа будут активно продвигать методы, заложенные экс-главой Дагестана Магомедсаламом Магомедовым: диалог между салафитами и суфиями и комиссии по адаптации бывших боевиков.

21.12.2014 Алия Карибаева

Евразия. Создание ЕАЭС целесообразно рассматривать с точки зрения возможностей притока технологий из наиболее развитых сфер производства России и Белоруссии в наименее развитые сферы производства Казахстана.


30.11.2014

Экология. Реализация всех китайских проектов может катастрофически сказаться на состоянии Балхаша.


16.11.2014

Экономическая политика. 11 ноября Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев неожиданно обратился к народу с ежегодным Посланием – раньше, чем в предыдущие годы, на 2 месяца.


30.4.2014 Нурсултан Назарбаев

Евразия. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.