АПН АПН Казахстан
Главная События Публикации Мнения Авторы Темы
Понедельник, 10 августа 2020 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Господа офицеры: кто сегодня представляет элиту казахстанской армии?
2006-05-02 Айболат Курманбай
Господа офицеры: кто сегодня представляет элиту казахстанской армии?

Сила любой армии — в ее офицерах. Грамотных, квалифицированных, хорошо знающих свое дело специалистах. Именно от офицерского корпуса, являющегося золотым фондом армии, полностью зависит боевая готовность и судьба реформ. А настоящих профессионалов сегодня все же не хватает.  

История Великой Отечественной войны убедительно показала, какими потерями обошлось отсутствие опытного и грамотного командно-политического состава Красной Армии, репрессированного в предвоенные годы. Конечно, проводить параллели с теми временами не совсем корректно — сегодня в Казахстане и вокруг него ситуация другая, и видимой военной угрозы, казалось, нет. Однако почему-то сотни добросовестных и грамотных генералов, старших офицеров под благими предлогами и на внешне законных основаниях уволены из армии из-за их стремления к более правильной организации деятельности оборонного ведомства, противодействия коррупции и протекционизму, вследствие недобросовестной конкуренции и неприязненных взаимоотношений. Почему же так получилось? Причем именно в тот момент, когда Вооруженные силы нуждаются в реформах, когда с самых высоких трибун говорится о необходимости реализации новой военной доктрины и профессионализации армии?  

Постепенным кадровым переворотом убрана целая плеяда руководителей, стоявших у истоков Вооруженных сил Казахстана, хотя их знания и опыт могли бы помочь нам сегодня. Вот только несколько примеров. Один из немногих оставшихся, бывший первый заместитель министра обороны — начальник Генерального штаба ВС РК генерал-лейтенант Б. Ертаев, в настоящее время находится на должности, которую должен занимать полковник. Боевого генерала, прошедшего афганскую войну и имеющего огромнейший опыт руководства ВС, путем обмана переназначили на нижестоящую должность и обязывают заниматься работой, не соответствующей его статусу, способностям и знаниям. Генерал-майор Н. Джуламанов, прошедший все основные командно-штабные должности (главнокомандующий Сухопутными войсками ВС, командующий войсками округа, заместитель начальника Генерального штаба, начальник рода войск), окончивший Академию Генерального штаба ВС России с золотой медалью, более полутора лет находится в распоряжении министра обороны. Местом его нахождения определена… квартира. Первому заместителю главнокомандующего Сухопутными войсками генерал-майору Д. Халикову тоже не нашлось применения в Вооруженных силах, и он служит… в МЧС. Мог бы служить и дальше командующий войсками регионального командования "Юг" генерал-майор У. Еламанов. Более года генералы А. Шоинбаев, М. Нагуманов, полковники Г. Дубовцев, М. Дюсекеев находились "в распоряжении министра обороны" — на деле эта вежливая формулировка означает, что они все это время были не у дел. Иногда офицеры пытаются протестовать. Полковники В. Федосеенко и Е. Ищанов выиграли судебные процессы у родного министерства в связи с нарушением их прав, но служить уже не дали возможности. Заместителя командующего Аэромобильными войсками генерал-майора М. Телегусова за проявленную принципиальную позицию в борьбе с коррупцией оклеветали и пытались возбудить уголовное дело, затем без личного рапорта и предложения другой должности уволили.  

Приведу данные: в 2002 году было уволено из армии 650 офицеров, в 2003-м — 728, в 2004-м — 1134. Кто приходит им на смену? Недавние выпускники многочисленных зарубежных и отечественных военных и даже гражданских вузов, порой вообще не имеющие опыта службы в войсках. В 2005 году в армию прибыли 675 выпускников военных учебных заведений, и в то же время 906 кадровых офицеров и контрактников увольняются из армии. И минобороны вынуждено было призывать на службу 302 офицеров запаса из выпускников военных кафедр различных вузов, оторвав их от семьи, от работы по избранной ими специальности, причем далекой от военной.  

Самый продуктивный возраст для офицера — 46–50 лет, к этому времени накоплен профессиональный и жизненный опыт, но в нашей армии офицеров этого возраста всего 3,59 процента. Неважно обстоит дело и с профессиональной подготовкой. Из общего количества военнослужащих высшее специальное (академическое) военное образование имеют всего 5%. Из них 13 генералов и полковников окончили Академию Генерального штаба ВС РФ (самое высшее заведение, готовящее оперативно-стратегических руководителей), однако 8 из них не используются по прямому назначению. В то же время большинство руководящих должностей в центральном аппарате минобороны и комитете начальников штабов занимают офицеры, никогда не командовавшие войсками, а некоторые даже академию не окончили. Никто из нынешних заместителей министра обороны в звании генерал-лейтенанта не был в должности первого руководителя дивизии, корпуса, военного округа (регионального командования) и вида войск.  

Надо ли говорить, к каким последствиям может привести некомпетентность и непрофессионализм высшего руководящего звена в армии? Как катастрофически может сказаться на обороноспособности Вооруженных сил непродуманная кадровая политика? Достаточно привести пример, что за десять лет Сухопутные войска ВС неоднократно создавались и три раза полностью ликвидировались (хотя мы являемся сухопутной державой), а ряд офицеров оказались впоследствии уволенными.  

Армию разъедает протекционизм, попустительство и круговая порука начальников, в том числе и в среде руководства министерства обороны. А ведь служебный рост офицеров должен зависеть только от конкретного вклада в повышение боевой выучки, а не от личных, родственных, жузовых, родоплеменных или земляческих связей, аппаратных интриг.  

Как можно изменить эту ситуацию? Необходим контроль над армией. Нельзя, чтобы Вооруженные силы оставались закрытыми от общества — такая закрытость порождает злоупотребления. В некоторых странах министрами обороны назначают гражданских политических деятелей, и, думается, это правильно. Кроме того, кандидатуры на должности министра обороны и его заместителей должны проходить обсуждение в парламенте, а принятие всех кадровых решений в отношении действующих генералов и утверждение структуры МО осуществлялось только Верховным главнокомандующим ВС.  Важны также создание при президенте главной военной инспекции и законодательное освобождение армии от выполнения всех коммерческих и других, не свойственных ей функций, — например, продажи оружия.  

Все эти меры наряду с грамотной кадровой политикой помогли бы поднять престиж казахстанской армии на должную высоту.  

Айболат Курманбай — профессиональный военный, имеющий более 28 лет выслуги. Окончил Львовский военный институт и юридический факультет КазНУ. Участвовал в создании Вооруженных сил Казахстана. Полковник юстиции в запасе.  

По материалам "Каравана"

Главные темы » Все темы
Военные технологии
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
23.10.2016
Соседи Казахстана. Для ответа на провокации в виде террора, вооруженных нападений, переворотов и цветных революций, необходимы союзники

23.10.2016
Политический ислам. Уход северокавказской молодежи в джихадизм можно пресечь, если власти регионов Северного Кавказа будут активно продвигать методы, заложенные экс-главой Дагестана Магомедсаламом Магомедовым: диалог между салафитами и суфиями и комиссии по адаптации бывших боевиков.

21.12.2014 Алия Карибаева

Евразия. Создание ЕАЭС целесообразно рассматривать с точки зрения возможностей притока технологий из наиболее развитых сфер производства России и Белоруссии в наименее развитые сферы производства Казахстана.


30.11.2014

Экология. Реализация всех китайских проектов может катастрофически сказаться на состоянии Балхаша.


16.11.2014

Экономическая политика. 11 ноября Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев неожиданно обратился к народу с ежегодным Посланием – раньше, чем в предыдущие годы, на 2 месяца.


30.4.2014 Нурсултан Назарбаев

Евразия. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.