АПН АПН Казахстан
Главная События Публикации Мнения Авторы Темы
Понедельник, 6 июля 2020 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Казахстан: выходы на нефтяные рынки
2006-06-19 Дмитрий Верхотуров
Казахстан: выходы на нефтяные рынки

Совсем недавно завершилась длинная история продажи пакета акций литовского нефтеперерабатывающего комплекса Mazeiku nafta, принадлежавшего ЮКОСу, за который боролась компания "КазМунайГаз". В конечном итоге, акции были проданы польскому нефтяному концерну PKN Orlen. По некоторой информации, эту польскую компанию контролируют российские структуры.

Казахстан был серьезно раздосадован таким поворотом дел, поскольку условия покупки, которые предлагал "КазМунайГаз", были наилучшими и по цене, и по поставкам нефти и загрузки комплекса. Но литовское правительство предпочло польского покупателя. После этого решения руководство "КазМунайГаза" приняло решение закрыть представительство в Литве. Основная казахская активность переместилась в Латвию, и интерес казахских компаний к Балтике возобновился с новой силой, потому что балтийские нефтяные порты дают прямой и наиболее короткий доступ к североевропейскому рынку нефти.

Российская позиция

Несмотря на многочисленные заверения в дружбе и самых добрых отношениях, все же просматривается стремление России не пустить казахские нефтяные компании на европейские рынки. Несколько раз российские компании или госструктуры предпринимали шаги, которые были направлены на ограничение доступа казахской нефти на европейские рынки.

Еще во время продажи Mazeiku nafta, в феврале 2006 года, российское агентство "Росэнерго" нанесло удар "КазМунайГазу" в спину, заявив, что ОАО "Транснефть" не может прокачать казахскую нефть в Литву. Поставка на завод 12 млн. тонн нефти была главным козырем для казахов в торговле за литовский НПЗ. Но соглашение о дополнительной прокачке нефти заключено не было, и это лишило "КазМунайГаз" его преимуществ.

Помимо всего прочего, это лишило казахов возможности создать на Балтике свой пункт по прокачке, погрузке и переработке нефти. Это решение было принято не просто так. Сейчас через нефтяной терминал в Бутинге отгружается 1,2 млн. тонн нефти. Казахи намеревались поставлять через него в 10 раз больше, что составило бы серьезную конкуренцию Балтийской трубопроводной системе (БТС) и поставкам нефти через порты Ленинградской области.

Следующий шаг был сделан в мае 2006 года, когда Минпромэнерго России заявило о намерении передать 24% акций "Каспийского трубопроводного консорциума", принадлежащие государству, все той же ОАО "Транснефть". Это решение прошло сразу же после избрания нового генерального директора КТК-Р и КТК-К Владимира Раздухова, заместителя генерального директора ОАО "Зарубежнефть", представленного в КТК Россией. Основные посты в руководстве консорциума распределились между представителями России и "Шеврона".

Избранию нового руководства КТК предшествовала довольно длительная борьба между "Транснефтью" и "Роснефтью" за контроль над российским пакетом консорциума, и он остался в руках "Роснефти".

Планы Минпромэнерго о передаче пакета акций взбудоражили общественность, вице-президент ОАО "Транснефть" Сергей Григорьев даже давал объяснения по этому поводу. Но в середине июня вновь прошла информация о намерении Минпромэнерго представить проект этого решения в правительство.

Для Казахстана это означает резкое осложнение экспорта по главному нефтепроводу. "Транснефть" всегда высказывалась за резкое увеличение тарифов на прокачку нефти по КТК, и вне всякого сомнения, это решение будет продавливаться, если "Транснефть" станет держателем российского пакета акций.

К настоящему моменту становится понятно, что "Транснефть" вполне сознательно блокирует прокачку казахской нефти на европейские рынки, выжимает казахских поставщиков и имеет в этом поддержку Минпромэнерго России. В некотором роде это государственная позиция: казахов не пускать.

Азербайджанская дверь в Европу

Правда, в силу своего географического положения, Казахстан зависит от России в поставках нефти далеко не полностью. У Казахстана есть три направления поставок нефти: юго-западный через Азербайджан, южный через Иран и восточный в Китай.

Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, который лет десять был предметом острых споров, наконец достроен и запущен в эксплуатацию. 5 июня 2006 года в турецком порту Джейхан были погружены на танкер первые 300 тысяч тонн азербайджанской нефти, прокачанной через БТД.

Казахстан также готов включиться в этот мощный нефтепровод, способный перекачивать 50 млн. тонн, и, по подготовленному межправительственному соглашению, может рассчитывать на прокачку по нему 25 млн. тонн.

В России и раньше считали, что БТД подрывает монополию "Транснефти" на транспортировку нефти по трубопроводам, но теперь Россию по-настоящему "огрели трубой". В момент подписания соглашения по БТД, Россия может не волноваться насчет казахской нефти, поскольку совокупные мощности КТК и казахской доли в БТД превышают казахский экспорт нефти. В 2006 году Казахстан экспортирует примерно 48 млн. тонн нефти (расчетно, по данным первого квартала 2006 года), тогда как КТК и БТД вместе могут перекачать 55 млн. тонн нефти. Даже с учетом мощностей порта Актау, 8,9 млн. тонн в 2005 году, Казахстану хватает транспортных мощностей.

На перспективу Казахстан строит вторую очередь порта Актау, которая сможет увеличить перевалку до 20 млн. тонн. Расходы на расширение порта достигли 242 млн. долларов и строительство находится под постоянным контролем правительства. Уже к 2008 году порт Актау будет иметь вдвое большую мощность. Также строится порт Курык, также на 20 млн. тонн нефти, и поднимается проект строительства Транскаспийского нефтепровода.

Конечно, это похуже, чем североевропейский рынок, но все равно, для обеспечения экспортных потребностей Казахстана вполне сойдет.

Иран и Китай

Не надо забывать, что у Казахстана в запасе есть два направления: восточное и южное. В Китай по новому нефтепроводу Атасу-Алашанькоу Казахстан в 2006 году поставляет 4,5 млн. тонн нефти, а в Иран по своп-операциям 1,4 млн. тонн. То есть 5,9 млн. тонн можно отправить по этим каналам, а это 12% казахского нефтяного экспорта.

Нефтепровод в Китай приобретает для Казахстана сейчас особенное значение, в свете последних действий "Транснефти". По российским трубопроводам, кроме КТК, перекачивается 12 млн. тонн нефти, которая вывозится в разные порты. В случае, если это направление закроется окончательно, нефть можно будет перебросить в восточном направлении и продать в Китай.

Сейчас прорабатывается проект расширения нефтепровода до 15 млн. тонн нефти в год.

Но наиболее интересный вариант — это иранское направление. Успех БТД подстегнул иранцев к развитию собственной нефтетранспортной инфраструктуры. Министерство нефти Ирана стало расширять порт Нека для развития своповых операций, и Казахстану во время визита министра иностранных дел Казахстана Касымжомарта Токаева было обещано, что Иран сможет транспортировать до 12 млн. тонн нефти в рамках свопа.

По словам министра нефти Ирана Махмуда Хагхани, Иран активно прорабатывает проект нефтепровода Казахстан-Туркменистан-Иран, который позволит казахской и туркменской нефти выйти прямо в Персидский залив на остров Харк, а далее к потребителям в Юго-Восточной Азии.

Перспективы

Казахстан в 2010 году намерен добывать 84 млн. тонн нефти, а в 2015 — 150 млн. тонн нефти. Из них большая часть пойдет на экспорт и для этого есть следующие возможности. Западное направление: Россия — 12 млн. тонн, КТК — 30 млн. тонн (с расширением до 67 млн.), БТД — 25 млн. тонн. Восточное направление: Китай — 10 млн. тонн (с расширением до 15 млн.). Южное направление: Иран — 1,5 млн. тонн (с расширением до 12 млн. тонн).

Всего у Казахстана сейчас возможностей для экспорта 78,5 млн. тонн. К 2010 году их станет на 131 млн. тонн нефти.

Кроме того, Казахстан сейчас активно развивает нефтехимию, которая будет потребителем нефти внутри страны. В Атырауской области строится "Национальный индустриальный нефтехимический парк", который в 2010 году будет производить 800 тысяч тонн этилена, 400 тысяч тонн полиэтилена и 400 тысяч тонн полиэтилена низкой плотности, 400 тысяч тонн полипропилена, всего 2 млн. тонн нефтехимической продукции.

Все это показывает, что попытка как-то ущемить казахов в деле доступа на рынки нефти, в общем, неэффективна. Действия "Транснефти" вызывали некоторое снижение экспорта казахской нефти, но в свете этих данных понятно, что это временное явление, которое будет с лихвой перекрыто поставками по БТД.

Также понятно, что даже если Россия сумеет как-то прекратить поставки нефти и по своим нефтепроводам, и по КТК, то катастрофы для Казахстана не произойдет. Это, конечно, вызовет более глубокий спад в нефтяной промышленности, но не выведет Казахстан из числа нефтяных стран. Страна обладает разными возможностями как по географии поставок, так и по использованию части нефти в нефтепереработке и нефтехимии.

Главные темы » Все темы
Энергополитика
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
23.10.2016
Соседи Казахстана. Для ответа на провокации в виде террора, вооруженных нападений, переворотов и цветных революций, необходимы союзники

23.10.2016
Политический ислам. Уход северокавказской молодежи в джихадизм можно пресечь, если власти регионов Северного Кавказа будут активно продвигать методы, заложенные экс-главой Дагестана Магомедсаламом Магомедовым: диалог между салафитами и суфиями и комиссии по адаптации бывших боевиков.

21.12.2014 Алия Карибаева

Евразия. Создание ЕАЭС целесообразно рассматривать с точки зрения возможностей притока технологий из наиболее развитых сфер производства России и Белоруссии в наименее развитые сферы производства Казахстана.


30.11.2014

Экология. Реализация всех китайских проектов может катастрофически сказаться на состоянии Балхаша.


16.11.2014

Экономическая политика. 11 ноября Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев неожиданно обратился к народу с ежегодным Посланием – раньше, чем в предыдущие годы, на 2 месяца.


30.4.2014 Нурсултан Назарбаев

Евразия. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.