АПН АПН Казахстан
Главная События Публикации Мнения Авторы Темы
Среда, 12 декабря 2018 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на внеочередном IX съезде РПП «Отан»
2006-07-05 Нурсултан Назарбаев
Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на внеочередном IX съезде РПП «Отан»

Уважаемые делегаты съезда!

Прежде всего, я поздравляю всех вас с принятием очень важного решения. Важного не только для партий «Отан» и «Асар», но и для всего Казахстана.

Решение об объединении двух партий - «Отана» и «Асара» - принято в очень важный для нашей страны момент. Мы близки к завершению транзитного этапа развития и приступаем к реализации стратегии вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.

Сегодня как никогда важна консолидация всего общества для достижения целей нового модернизационного рывка. Я благодарен вам за то, что вы глубоко восприняли и правильно поняли те задачи, которые стоят перед страной, и тем самым доказали свою приверженность интересам страны.

Объединение двух ведущих казахстанских политических партий открывает новый этап развития партийной системы. На партийном пространстве появляется общенациональная партия, обладающая стратегическим видением развития страны, мощными организационными и интеллектуальными ресурсами.

Принятое решение об объединении двух партий – это результат партнерских отношений, которые прошли самую серьезную проверку и закалились в ходе избирательной кампании. Именно вы составляли ядро Народной коалиции Казахстана, которая стала для меня надежной опорой в ходе ответственной предвыборной кампании. И я благодарен членам партий «Отан» и «Асар» за оказанную мне поддержку и высокий патриотизм.

Уверен, что после объединения с «Асаром» обновленная партия «Отан» станет ещё сильнее. Общее число членов единого «Отана» теперь составит свыше семисот тысяч человек.

Такой массовой, по-настоящему народной партии за всю историю независимого Казахстана еще не было. Это серьезная ответственность, и «Отан» своими практическими делами должен оправдать доверие казахстанцев.

Я хорошо помню, что партия «Асар» с первых дней своего создания твердо стояла на позиции поддержки курса Президента в непростой период. За короткое время завоевала признание казахстанцев, внесла в политическую жизнь страны новое дыхание, энергию, творчество. Партия «Асар» умело провела две серьезные выборные кампании. Благодарен всем «асаровцам» и, конечно, Дариге Нурсултановне.

Считаю, что члены «Асара» смогут существенно укрепить нашу объединенную партию, принесут с собой современные и прогрессивные методы политической работы, новые инициативы, свежие идеи. Абсолютно логично объединение двух партий, придерживающих общих взглядов. Поэтому наша единая партия должна стать сплавом «отановской» надежности и «асаровской» энергии.

Еще раз поздравляю всех с этим стратегическим решением.

1. Логика и контекст политических реформ

Наша страна сегодня находится на очень ответственном этапе своего развития. Мы приступили к практической реализации Общенациональной программы политических реформ, основные параметры которой были изложены в моем Послании народу.

Следуя принципу «сначала экономика – потом политика», мы создали устойчивую экономическую базу демократии.

Почему мы выбрали такой путь развития?

Существует определенная взаимосвязь между экономическим благополучием и демократией. В этой связи хотел бы привести мнение авторитетного американского политолога Сеймура Липсета, который писал: «Чем больше нация преуспевает экономически, тем больше шансов для того, чтобы нация стала демократической». Действительно, подобная взаимосвязь очевидна, хотя отнюдь не прямолинейна.

Мы учитывали опыт модернизации, накопленный в мире. Нам пришлось централизованно, в русле единой государственной воли проводить рыночные реформы. Именно благодаря этому сегодня созданы условия для качественных преобразований в политической сфере.

Мы преодолели экономический кризис и успешно миновали фазу посткризисного восстановления экономики. Казахстан стал экономическим лидером в регионе, развитие которого положительно сказывается на всех наших соседях.

Показатель роста ВВП Казахстана ежегодно составляет не менее 9-10%. По итогам 2005 года объем ВВП достиг 7,4 триллиона тенге. К 2008 году мы планируем удвоить, а к 2015 году – утроить показатель ВВП по сравнению с 2000 годом.

В экономике главенствуют рыночные отношения, обеспечиваются свобода предпринимательства, движения капиталов. У нас в стране созданы условия для обеспечения неприкосновенности частной собственности, соответствующая рыночная инфраструктура.

Казахстан первым в СНГ признан страной с рыночной экономикой.

Мы добились весомого роста благосостояния казахстанцев. Уровень доходов наших граждан за последние 7 лет возрос более чем в 3 раза. По показателю ВВП на душу населения мы твердо занимаем лидирующие позиции среди стран СНГ. В ближайшие три года он должен достигнуть 6,6 тысяч долларов на человека. В результате активно формируется казахстанский средний класс. Именно он является главной опорой демократических процессов.

Опираясь на динамично растущую экономику, мы в последние годы последовательно осуществляли процесс политической либерализации. В целом, в Казахстане созданы и успешно действуют базовые институты демократии, которые функционируют в рамках общепринятых и современных демократических правил и процедур.

* * *

В настоящее время мы выходим на новый этап политических преобразований. Активную работу ведет под моим председательством Госкомиссия по разработке и конкретизации программы демократических реформ.

Результатом проводимых нами политических реформ должно стать формирование современной и конкурентоспособной политической системы.

Какими же будут основные направления политических реформ?

Мы должны существенно усилить механизм сдержек и противовесов между ветвями власти. Для этого будут значительно расширены функции и полномочия представительных органов. Парламент будет играть важную роль в обеспечении контроля за деятельностью Правительства, а маслихаты – за акимами на местах.

Будут приняты меры, укрепляющие независимость, прозрачность и эффективность судебной системы. Суды должны стать реальными защитниками законных интересов граждан, действовать в соответствии с общемировыми стандартами.

Как вам известно, я подписал Указ о проведении в октябре этого года выборов акимов районов и городов областного значения.

Это - принципиальный и стратегический шаг, означающий значительное расширение принципа выборности в стране.

Мы сформируем систему местного самоуправления. Концепция проекта Закона «О местном самоуправлении была одобрена на третьем заседании Государственной комиссии. Казахстанцы получат возможность решать вопросы местного значения сами, не дожидаясь соизволения чиновников. Но это потребует от них большей инициативности, предприимчивости, решительности.

Мы активно боремся с коррупцией, и я рассчитываю на поддержку этой работы со стороны членов партии «Отан», институтов гражданского общества. Опираясь на сильные партии, неправительственные организации, профсоюзы, средства массовой информации, мы должны свести на нет возможности для чиновничьего произвола.

Мы намерены предпринять меры по развитию и укреплению институтов гражданского общества.

Будет оказана широкая поддержка казахстанским НПО, что позволит повысить уровень развития гражданского общества, а также эффективность государственной социальной политики.

Мы будем создавать благоприятную среду для формирования в стране современных и конкурентоспособных казахстанских СМИ, действующих в рамках закона и в интересах общества.

Почему я говорю об этом именно на съезде партии «Отан»?

Потому что политические партии призваны стать движущей силой дальнейших политических новаций, и я рассчитываю, что «Отан» возьмет на себя ответственность за последовательное проведение этой важной работы.

И в целом, укрепление роли партий в политической системе будет одним из главных приоритетов демократических реформ.

2. Политические партии,

как движущая сила ускоренной модернизации страны

Мы всегда были и остаемся твердыми сторонниками идеологического и политического многообразия. Эти ценности для нас бесспорны. И мы дорожим тем, что в Казахстане существует многопартийность.

В то же время мы все понимаем, что логика развития партийной системы предполагает естественный отбор наиболее сильных и дееспособных партий, работающих строго следуя законам страны.

Последние выборы показали, что наше общество за политическую стабильность и за продолжение президентского курса реформ. Крикливость, критиканство и популизм не находят поддержки у народа.

Как показывает мировой опыт, сильные и крупные партии способны дать мощный толчок развитию страны, мобилизовав нацию во имя общенациональных целей.

Ярким примером этого является Япония – страна, сумевшая возродиться из пепла Второй мировой войны и первой совершившая в регионе модернизационный рывок. Здесь либерал-демократическая партия с 1955 года – с момента своего создания является практически бессменно правящей партией. Так произошло в Сингапуре и Малайзии.

Однако подобные примеры есть не только в Азии, но и в европейских странах с многовековой историей демократического устройства.

Социал-демократическая рабочая партия Швеции с 1932 по 1976 год единолично или во главе коалиций находилась у власти. И в последние тридцать лет эта партия чаще всего добивалась успеха на выборах, получая право формировать правительство. Можно привести примеры и других стран Европы.

Сила прогрессивных доминирующих партий в том, что они способны обеспечить в течение относительно длительного времени успешное реформирование страны и поддерживать политическую стабильность. Это партии, которые базируются на четких и внятных идеологических основах – с приоритетами безопасности, государственности, национальных интересов, разумных рыночных реформ. И, что критически важно, обладают мобилизационными стратегиями.

* * *

Казахстану нужна устойчивая и современная партийная система. Наши партии должны эффективно работать в представительных органах, влиять на политику, проводимую исполнительной ветвью власти.

Нам нужны сильные, конкурентоспособные партии, обладающие мощной социальной базой, способные выявлять и транслировать интересы населения, цивилизованно конкурировать между собой за голоса избирателей.

В то же время, это должны быть партии, объединенные общенациональной идеей, конструктивно сотрудничающие между собой. В условиях курса на ускоренное развитие страны, партии должны быть в состоянии мобилизовать население, сформировать общественную поддержку проводимым преобразованиям.

В этой связи считаю, что объединение партий «Отан» и «Асар» является очень важным шагом в развитии партийной системы страны. Мы фактически приступили к формированию современной партийной системы с сильными и конкурентоспособными партиями. Объединенной партии «Отан» надо и дальше вести переговоры с другими партиями большой коалиции об объединении.

***

В рамках политики по развитию партий нужно добиться дальнейшего укрепления их роли и влияния в политической системе.

Именно это является основной целью работы Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ.

Об этапах политической модернизации и задачах мы говорили на первом заседании комиссии.

Если кратко вспомнить о них, то речь идет о следующих вопросах.

Первое. Надо ли увеличивать число депутатов Парламента? Что мы этим решаем?

Второе. Избирать ли депутатов Мажилиса по мажоритарной системе, когда каждый депутат лично добивается поддержки перед избирателями? Или избирать по пропорциональной системе, которая запутывает избирателей, в результате чего по партийным спискам проходят в парламент совершенно неизвестные, а порой, и случайные люди? Чаще всего, денежные.

Далее. Мы должны договориться о том, что победившая на выборах партия выдвигает Премьер-министра и участвует в формировании Правительства в целом и контролирует его работу.

Мы должны четко представлять, что при этом в Казахстане надо сохранить сильную президентскую власть и вертикаль исполнительной власти.

Мы должны также решить вопрос о государственной поддержке победивших на выборах партий.

От правильного решения этих и других вопросов зависит судьба страны и народа.

Политические партии должны найти консенсус, обсуждая эти задачи. Главное – его должен поддержать наш народ.

По всем этим направлениям Государственная комиссия по разработке и конкретизации программы демократических реформ должна до конца года подготовить соответствующие предложения.

3. Задачи партии «Отан» на современном этапе

Теперь о конкретных задачах, стоящих перед объединенной партией.

Прежде всего, нужно сохранить преемственность, работать над реализацией ранее намеченных планов и задач. Разумеется, это касается претворения в жизнь программы партии «Казахстанский путь - 2009». Обозначенная в ней стратегическая задача – формирование к 2009 году казахстанского национального стандарта качества жизни - близка каждому казахстанцу.

Также необходимо последовательно реализовывать предвыборную платформу партии «Асар». Одним словом, следует неуклонно претворять в жизнь предвыборные обещания.

Преемственность должна быть и в кадровых вопросах. Я хочу объявить о том, что моими заместителями в партии «Отан» будут Бахытжан Жумагулов, Дарига Назарбаева и Александр Павлов. Вы их хорошо знаете, и они сделали многое для становления объединенной партии.

Возражений нет?

Исполняющим обязанности Председателя будет оставаться Бахытжан Турсынович.

Теперь о комплексе конкретных задач, на решении которых партия должна сосредоточиться в предстоящий период.

Первое. Необходимо оптимальным образом решить организационные вопросы объединенной партии.

В партии нужно создать эффективную внутреннюю структуру, опирающуюся на современный менеджмент. Нужно подумать и об оптимальной организации руководящих органов партии.

В то же время важно добиться того, чтобы партия не стала громоздкой бюрократической организацией, избегать дублирования функций между руководящими органами. Политсовет партии должен стать эффективным рабочим органом.

Очень важный вопрос – о внутрипартийной демократии. В целях выработки альтернативных предложений следует практиковать регулярные внутрипартийные дискуссии, которые, однако, не должны нарушать внутреннее единство партии.

Нужно обеспечить внутрифракционную и, в целом, внутрипартийную дисциплину, укрепить отношения между центральным аппаратом партии и парламентской фракцией. Программные установки и решения партии должны стать жестким императивом для каждого депутата – члена партийной фракции в Парламенте.

Возможно, придётся внести изменения в законы о Парламенте и политических партиях для выполнения этих задач.

Следует укреплять кадровый состав, привлекая и воспитывая публичных политиков, способных вести аргументированную дискуссию, отстаивая позицию партии.

Нужно активнее привлекать инициативную молодежь с хорошим образованием, креативным мышлением, теснее работать с лидерами общественного мнения.

Требуется создание разветвленной инфраструктуры партии, способной обеспечить эффективную информационную и агитационную работу.

Второе. Депутатам от партии «Отан» необходимо провести большую законотворческую работу, а также усилить контроль за ходом реализации политических реформ.

Объединенная партия обладает подавляющим парламентским большинством, и на вас лежит огромная ответственность в вопросах законотворческой деятельности Парламента.

Я благодарен депутатам от партии «Отан» за активное подключение к рассмотрению и принятию законопроектов, включенных в Общенациональный план мероприятий по реализации моего Послания. Нужно продолжать также тесно работать с Правительством.

Большую работу нужно провести в рамках Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ.

Партия «Отан» должна быть в первых рядах и при обсуждении дальнейших направлений политических реформ, и при подготовке соответствующих предложений. Но вы должны очень серьезно и ответственно подойти к этому вопросу, так как от него зависит будущее страны.

Третье. Необходимо усиление идеологической работы объединенной партии.

В общих чертах идеологические установки двух партий схожи и вполне интегрируемы. «Отан» должна отличать мобильность, так как фактическое положение «народной партии», опирающейся на широкие слои населения, требует быстрой адаптируемости программных установок, способности быстро реагировать на меняющиеся обстоятельства.

При этом идеология партии не должна быть оторвана от приоритетов и специфики развития страны, социокультурных особенностей казахстанского общества. Она должна быть близка как общегосударственным интересам, так и чаяниям каждого казахстанца.

Что может быть в основе идеологии партии?

Считаю, что партия должна опираться на Стратегию «Казахстан-2030».

Объединенная партия также должна стать выразителем интересов людей всех национальностей, проживающих в Казахстане, культивировать идею межнациональной и межконфессиональной стабильности. Эту линию надо проводить принципиально, жестко нейтрализуя деструктивные явления в виде роста радикальных религиозных и националистических идей, способных спровоцировать рост напряженности в межнациональной и конфессиональной среде.

Истинная забота о судьбе нации, его культуре, языке и традиции не имеет ничего общего с ущемлением таких же потребностей других народов.

К нам идут инвестиции, нас уважают, восхищаются стабильностью и согласием, которые царят в обществе. Значит, это и есть наше важнейшее достояние, которое поможет нам развиваться. Давайте вместе беречь его.

Необходимо усилить идеологическую работу партии, используя современные формы и методы работы.

Четвертое. Партии необходимо обеспечить решительную поддержку инициатив руководства страны, направленных на повышение конкурентоспособности Казахстана и, в частности, Стратегии вхождения в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира.

Что может быть более возвышенной, вдохновляющей целью партий, которые думают о процветании своего народа?

Мы должны превратить реализацию этой идеи в дело каждого казахстанца, чтобы каждый захотел работать ради этой цели. И мы осуществим ее.

Сегодня проводится масштабная работа по диверсификации экономики страны и достижению устойчивого долгосрочного роста.

Для этого по моему поручению реализуются инвестиционные проекты в несырьевых отраслях экономики, создаются новые производства, идет активная работа по содержательному наполнению кластерной инициативы, формированию инновационной инфраструктуры.

Намечается проработка и реализация «прорывных» проектов международного значения, которые позволят вывести развитие экономики на качественно новый уровень. Планируется создание высокотехнологичных, наукоемких производств.

Мы должны развивать современные технологии в Казахстане. В частности, нам необходимо развитие и внедрение мультимедийных технологий во все сферы жизни. Основные направления мультимедийных разработок должны быть направлены на развитие электронного правительства, повышение качества образования, телемедицины, развитие электронного бизнеса. Мы будем активно перенимать опыт Малайзии и Сингапура в этой сфере.

В условиях глобализации и быстро меняющейся экономической обстановки, а также соседства с большими, конкурентоспособными странами нам необходимо быть гибкими и мобильными, только таким образом мы сможем оперативно отвечать на вызовы глобализации. Имея ряд стратегических планов и программ, мы должны сделать акцент на стратегический менеджмент.

Для этого, как Вы знаете, мной были созданы два государственных холдинга «Самрук» и «Фонд «Казына», - структуры, которые должны обеспечить защиту и продвижение экономических интересов страны.

Любая развивающаяся страна гордится своими успешно работающими компаниями, которые вносят основной вклад в развитие страны.

Сегодня ведущие казахстанские кампании вышли на уровень международных стандартов ведения бизнеса и стали настоящей визитной карточкой экономики нашей страны за рубежом.

За годы независимости страны создан «Казмунайгаз», который в перспективе должен превратиться в крупную мировую кампанию. Успешно работают «Казахмыс», «Казакстан темiр жолы», «Казатомпром», «Кегок» и другие.

Также мы гордимся банковской системой: крупными банками страны – Народный банк, Казкоммерцбанк, Тураналембанк и другими.

Пора научиться с уважением относиться к лидерам казахстанского бизнеса. Конечно, мы говорим и об их недостатках.

Но партии вместе должны поддерживать их, ибо мы их создали и вырастили.

В целом без широкой поддержки со стороны всех ветвей власти, общественных организаций, бизнеса и населения невозможно реализовать инициативы по повышению конкурентоспособности страны. Поэтому партия «Отан», которая является самой многочисленной политической партией страны и объединяет в своих рядах представителей всех слоев населения, должна обеспечить активную поддержку всем этим нашим начинаниям.

Пятое. Партии «Отан» необходимо значительно активизировать работу на местах.

Вы знаете, смысл разграничения полномочий между уровнями госуправления во многом заключается в расширении полномочий местного уровня власти. Такова логика политического развития страны, и к этой тенденции «Отану» нужно быстро приспосабливаться.

В октябре этого года в 49-ти районах и 10-ти городах предстоят выборы акимов районов и городов областного подчинения. Я призываю отановцев принять самое активное участие в этих выборах.

В предстоящие годы будет вводиться местное самоуправление в сельской местности. И здесь, я думаю, «Отан» должен проявить большую политическую активность, способствуя, тем самым, укоренению в Казахстане новых демократических выборных органов.

В следующем году предстоят выборы в маслихаты страны, через год – выборы в Сенат, а в 2009 году - парламентские выборы. Подготовительную работу к этим избирательным кампаниям нужно начинать уже сейчас, особенно, укрепляя работу партии на местах.

Поэтому необходимо существенно активизировать работу филиалов партии, находить новые решения старых проблем.

Наша партия участвует в формировании руководящего состава исполнительной власти на всех уровнях. Надо поддерживать инициативных работников. Но не закрывать глаза, когда поставленный на службу народу чиновник, зарывается, путает свой карман с государственным, не справляется с порученным делом. От таких мы должны решительно освобождаться.

«Отан» должен оперативно реагировать на злободневные общественные проблемы, быть реальным «гласом народа».

* * *

В целом, я рассчитываю, что объединенная партия «Отан» будет и дальше главной опорой в проведении стратегического курса развития страны, выступая инициатором реформ, генерируя новые идеи и формулируя обоснованные, проработанные предложения по основным направлениям политики государства.

Партия «Отан», партия власти, должна стать главным политическим ресурсом для реализации нашей новейшей стратегии, стать мотором модернизации.

Мы выработали амбициозные планы, реализация которых существенно изменит и нашу экономику, и повседневную жизнь граждан, и в целом облик нашей страны. Это потребует максимальной мобилизации наших сил.

Объединение «Отана» и «Асара» свидетельствует не только об идейной близости, но и о зрелости данных партий. Это закономерный этап в их развитии. Принятое решение говорит о том, что для членов партий «Отан» и «Асар» общегосударственные интересы имеют приоритетное значение и стоят выше индивидуальных амбиций.

Две партии объединились ради достижения общих целей, ради прогресса нашей страны и вхождения Казахстана в число наиболее конкурентоспособных, развитых государств мира.

У нас единая цель – рост благосостояния наших граждан. Мы вместе будем работать над решением этой задачи.

Мы должны быть вместе, чтобы добиться поставленных целей, чтобы двигаться - только вперед!

Спасибо за внимание.

Астана, 4 июля 2006 г.

По материалам официального сайта Президента Республики Казахстан

Главные темы » Все темы
Политический спектр
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
23.10.2016
Соседи Казахстана. Для ответа на провокации в виде террора, вооруженных нападений, переворотов и цветных революций, необходимы союзники

23.10.2016
Политический ислам. Уход северокавказской молодежи в джихадизм можно пресечь, если власти регионов Северного Кавказа будут активно продвигать методы, заложенные экс-главой Дагестана Магомедсаламом Магомедовым: диалог между салафитами и суфиями и комиссии по адаптации бывших боевиков.

21.12.2014 Алия Карибаева

Евразия. Создание ЕАЭС целесообразно рассматривать с точки зрения возможностей притока технологий из наиболее развитых сфер производства России и Белоруссии в наименее развитые сферы производства Казахстана.


30.11.2014

Экология. Реализация всех китайских проектов может катастрофически сказаться на состоянии Балхаша.


16.11.2014

Экономическая политика. 11 ноября Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев неожиданно обратился к народу с ежегодным Посланием – раньше, чем в предыдущие годы, на 2 месяца.


30.4.2014 Нурсултан Назарбаев

Евразия. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.