АПН АПН Казахстан
Главная События Публикации Мнения Авторы Темы
Понедельник, 6 июля 2020 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
«Баку – Джейхан» - это серьёзно!
2006-08-03 Дмитрий Верхотуров
«Баку – Джейхан» - это серьёзно!

Ставший широко известным еще до своего строительства нефтепровод «Баку – Тбилиси – Джейхан» официально введен в строй и теперь перекачивает нефть с побережья Каспия в турецкий терминал в порту Джейхан. Казалось бы - всё, точка в многолетнем споре о том, выгоден или нет нефтепровод БТД, поставлена. Нефтепровод построен, нефть пошла, и всех это устраивает.

Но многие российские эксперты и аналитики продолжают упорно держаться старых взглядов, возникших еще в те времена, когда нефтепровода не было и в эскизном проекте, и уверять, что БТД не окажет никакого влияния на рынок нефти в прикаспийском регионе, окажется незаполненным и в итоге прогорит.

Такие мнения высказывались неоднократно. В конце мая 2006 года заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин заявил: «Что касается ущемления российских интересов, то держать Россию за горло США и их друзьям не удастся, поскольку Россия готова перенаправить свои потоки на Восток - в Индию, Китай. Кроме того, необходимо понимать что этот трубопровод рассчитан не на мифическую азербайджанскую нефть, а в первую очередь на нефть казахскую. А Казахстан сегодня также ищет пути диверсификации своей нефти и все больше задумывается об азиатском потребителе. В итоге новый трубопровод рискует оказаться незаполненным».

«Влияние нашей страны на Казахстан никогда не было нефтяным, скорее, это относится к газовой сфере. Для нас запуск БТД - не трагедия. Я не вижу проблем с потерей монополии, у нас собственной нефти столько, что пора думать, как ее доставлять потребителям», - заявил Андрей Громадин из МДМ-Банка.

«Для достижения рентабельности трубопровод Баку – Тбилиси - Джейхан должен выйти на полную проектную мощность в 50 миллионов тонн в год. Между тем, обеспечение его полной загрузки неизбежно столкнется с немалыми трудностями – у Азербайджана нет столько нефти, а захочет ли Казахстан полностью заполнить трубу, еще большой вопрос. К тому же высокая стоимость проекта – 4 миллиарда долларов – не позволяет установить приемлемые тарифы на прокачку нефти, которые бы удовлетворили всех потенциальных поставщиков. Поэтому многие компании считают, что качать нефть через эту трубу будет попросту нерентабельно. С этой точки зрения нефть из этой трубы, скорее, не альтернатива, а дополнение к российской нефти», - заявил эксперт Сергей Томин.

Это только заявления, сделанные незадолго до запуска нефтепровода или сразу же после этого события. Тема нефтепровода в российских СМИ не занимает ведущего места, и комментарии, в основном, самоуспокоительные.

Российские аналитики, как правило, не умеют смотреть дальше собственного носа. Нефтепровод «Баку – Джейхан» несет для России ряд крупных перемен, как экономических, так и политических.

Во-первых, российские эксперты, плоховато знающие географию, не представляют себе, что основной экспортный поток российской нефти идет через Новороссийск, а дальше танкеры идут через проливы Босфор и Дарданеллы. Турция давно собирается закрыть эти проливы для танкеров и резко ограничить судоходство под предлогом экологии. До настоящего момента это сдерживалось отсутствием альтернативных маршрутов для нефти.

Теперь такой маршрут появился. Азербайджан, а затем и Казахстан смогут экспортировать часть своей нефти через порт Джейхан. Далее, начинает возводиться нефтепровод Самсун – Джейхан, от побережья Черного до побережья Средиземного моря. Он будет построен к 2010-2012 годам и позволит вовсе запретить проход танкеров через проливы. Вся нефть из Новороссийска тогда пойдет в турецкий порт.

Были бы российские товарищи умнее и дальновиднее, то поддерживали бы нефтепровод «Баку – Джейхан» с первого дня. Или включились бы позже на определенных условиях. В условиях проблемы турецких проливов, нефтепроводы «Баку – Джейхан» и «Самсун – Джейхан» - это единственные реальные коридоры для российской нефти, идущей в южном направлении. России необходимо было заблаговременно позаботиться об их открытии для российской нефти. Уже сейчас можно было построить нефтяной терминал в порту Оля на севере Каспия, включиться в БТД и начать перевозить нефть этим маршрутом. Однако дальновидность проявлена не была, нефтепровод был построен без российского участия, и Россия всячески тормозит другие каспийские проекты. Итог этого может быть только один. Когда турки закроют проливы для танкеров, России останется только укусить локоть.

Во-вторых, БТД и другие нефтепроводы несут с собой крушение «нефтяного данничества» Казахстана и Азербайджана России. В пору начального освоения нефтяного рынка эти две страны вынуждены были идти на поклон России, чтобы обеспечить доступ к нефтяным терминалам в Новороссийске. Итогом этого стал Каспийский трубопроводный консорциум и нефтепровод Баку - Новороссийск.

Новый нефтепровод освобождает эти две страны от уплаты «нефтяной дани» России. Азербайджан может вообще не использовать нефтепровод Баку - Новороссийск, но он сохраняет значение в диверсификации потоков энергоносителей. Казахстан значительно ослабляет зависимость от КТК. В будущем, видимо, будут построены новые трубопроводы вдоль уже освоенного маршрута, и тогда «нефтяному данничеству» придет конец.

В свете этих обстоятельств, непонятно, на чем основываются самоуспокоительные речи российских экспертов.

В-третьих, независимость от России в экспорте энергоносителей означает также реальную независимость и в экономическом развитии. Это особенно актуально для Азербайджана, у которого нефть – основной источник дохода. Раньше Россия с помощью разных приемов могла влиять на экономическое развитие этих стран и затруднять его. Теперь задушить Азербайджан с помощью задвижки нефтепровода не получится. Лучше всего эту ситуацию выразил президент Грузии Михаил Саакашвили, заявивший в Джейхане 13 июня на открытии нефтепровода: «Грузия - больше не часть постсоветского пространства». Он метко схватил суть проблемы. «Постсоветское пространство» - это государства, зависящие от России в экономическом или политическом отношениях. БТД же разрывает эту зависимость для Грузии и Азербайджана.

Эти обстоятельства показывают, что нефтепровод «Баку – Джейхан» - это всерьез и надолго. По прошествии времени, следует признать, что идея ныне покойного главы Азербайджана Гейдара Алиева была гениальной. БТД обеспечивает Азербайджану экономический и политический суверенитет. Сколько по нему нефти пойдет, где она будет добываться и как сливаться в нефтепровод – это технические частности.

Если в России этого не поняли, это, к сожалению, проблемы России. Эта ситуация показывает, насколько малокомпетентны российские политики, чиновники и эксперты.

Главные темы » Все темы
Энергополитика
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
23.10.2016
Соседи Казахстана. Для ответа на провокации в виде террора, вооруженных нападений, переворотов и цветных революций, необходимы союзники

23.10.2016
Политический ислам. Уход северокавказской молодежи в джихадизм можно пресечь, если власти регионов Северного Кавказа будут активно продвигать методы, заложенные экс-главой Дагестана Магомедсаламом Магомедовым: диалог между салафитами и суфиями и комиссии по адаптации бывших боевиков.

21.12.2014 Алия Карибаева

Евразия. Создание ЕАЭС целесообразно рассматривать с точки зрения возможностей притока технологий из наиболее развитых сфер производства России и Белоруссии в наименее развитые сферы производства Казахстана.


30.11.2014

Экология. Реализация всех китайских проектов может катастрофически сказаться на состоянии Балхаша.


16.11.2014

Экономическая политика. 11 ноября Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев неожиданно обратился к народу с ежегодным Посланием – раньше, чем в предыдущие годы, на 2 месяца.


30.4.2014 Нурсултан Назарбаев

Евразия. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.