АПН АПН Казахстан
Главная События Публикации Мнения Авторы Темы
Воскресенье, 9 декабря 2018 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Есть ли «русские» в ближнем Зарубежье?
2006-08-22 Джанибек Байтыров
Есть ли «русские» в ближнем Зарубежье?

Статья публикуется в порядке полемики и не является выражением точки зрения редакции АПН-Казахстан. - От ред.

В Казахстане, в связи с принятием в России программы переселения соотечественников и решением правительства Казахстана о переводе делопроизводства на казахский язык, активизировались русские организации. В Алматы прошла конференция, посвященная рассмотрению программы по переселению соотечественников, и по этому поводу лидеры русской общины сделали громкие заявления.

Из заявленного больше всего привлекает внимание следующее. Русские организации потребовали защиты официального статуса русского языка в Казахстане. Также было высказано пожелание, что за российские деньги русские в Казахстане могли бы заняться «расширением российского влияния».

Пожалуй, настал момент рассмотреть этот вопрос в его истинном свете, без мифов и предубеждений.

Имперская идентификация

Корни нынешней проблемы уходят в прошлое приличной давности, к моменту создания Российской империи.

Официальная национальная идентификация – российская (иногда великоросская или славенороссийская) – начала складываться в середине XVIII века. Под нее быстро подогнали научный фундамент, и М.В. Ломоносов сработал для нужд этой новой идентификации историю и язык. Вся «русская» (в официальном смысле) культура последних 300 лет – развитие этой официальной национальной идентификации.

Ключевой момент состоит в том, что это полностью искусственная идентификация, выдуманная от начала и до конца. Писателями XIX века подробно описывалась глубокая пропасть между интеллигенцией и народом, огромная разница в культуре и языке. Эта искусственная идентификация навязывалась не только неславянским народам, но и самим славянам. Тщательно вытравлялись следы народной культуры, «говоров» (по сути самостоятельных языков, вроде новгородского, поморского и сибирского, не говоря уже об украинском и белорусском). Еще в середине XIX века по костюму можно было узнать выходца из той или иной русской губернии, а в начале ХХ века все слились в одинаковую серую массу.

Самосознание представителя любого народа строится на конкретных явлениях культуры его родины: языке родителей, родном поселке, долине, реке, могилх предков, рассказах стариков и так далее. У имперской идентификации основа другая: абстрактные символы, территория, столица, ну и мифология, конечно, преимущество военно-патриотического назначения.

Феномен различий между русскими в этническом смысле этого слова, и «русскими» в официальном смысле, складывался и развивался с середины XVIII века. Советская власть, обладая большими ресурсами и более мощным репрессивным аппаратом, завершила эту унификацию и насаждение искусственной официальной идентификации.

Поэтому стоит внести некоторое уточнение в дефиниции. Человека с искусственной «русской» идентификацией стоит назвать «имперским». Разница между официальным «русским» Российской Империи и Советского Союза состоит только в политической идеологии, но никак не в сути явления.

Со становлением имперской идентификации тесно связано явление, которое можно назвать «культурным терроризмом». Это политика уничтожения всего в культуре и языке подданных, что отличается от официальной идентификации, это политика лишения родины, манкуртизация. Настойчивая русификация нерусских народов – это только часть дела. С неменьшим упорством и жестокостью корчевались языки и культуры славянских народов. Был почти полностью уничтожен поморский язык, еще в XIX веке широко распространенный. То, что не удалось вырвать, было через зубовный скрип признано «диалектами». Хорошо известна борьба против украинского языка. Примеров можно привести много.

Интерес руководства к такой политике понятен, ибо продукты манкуртизации – это идеальные подданные, которых можно бросить в любую мясорубку ради имперских интересов. В России все народы, славянские и неславянские, попадали под каток манкуртизации, и в этом заключаются причины нынешней нелюбви к России со стороны многих других народов.

Образование «русских общин»

Теперь нужно внести ясность в вопрос о «русских» за рубежом. Так называемые «русские общины» в ближнем зарубежье образовались весьма характерным образом. Имперская власть, захватив ту или иную территорию, сгоняла с нее часть коренного населения, и на «освобожденные» таким образом земли поселяли колонистов. Последние получались в результате повеления бросить родину и ехать в тридевятое царство, или же в результате такой политики власти, что у человека не оставалось ни кола, ни двора, и он готов был ехать куда угодно, лишь бы получить средства к существованию (знаменитые столыпинские реформы). Широко применялись ссылки в отношении старообрядцев и сектантов, особенно в «либеральное» правление Екатерины Второй.

В советское время «русское» население обильно пополнялось сосланными, отправленными на стройки и «подъем целины», из числа освобожденных заключенных. «Русская община» Казахстана сложилась из сосланных кулаков, заключенных и «покорителей целины». Казаки, если они там есть, то в пропорции 1:100.

Вообще-то русские в этническом смысле живут в Европейской части России, и в Казахстан попадали, что во времена Батыя, что во времена Сталина, в основном не по своей воле. В исторических преданиях сибирских татар указано, что первых русских пригнали как раз после завоевания Руси.

Казахстан от этого потерпел колоссальные потери. Казахи потеряли большую часть своей территории, которые империя отвела для «русских», сильно потеряли в численности, утратили множество культурных ценностей. Манкуртизация казахов и образование «русской общины» – это взаимосвязанные явления. Да и то, что казахи сегодня только на 40% владеют казахским языком, тоже не само собой произошло. Также характерно, что первым делом, что сделало независимое казахское правительство, так это закрыло Семипалатинский полигон, полвека убивавший радиацией местное население.

Имперская политика сегодня

Имперская политика, вместе с «культурным террором», продолжается и сегодня. Начнем с того, что в ООН официальные представители России заявили при обсуждении Декларации прав коренных народов, что Россия никогда не признает прав малых народов на самоопределение, и никогда не признает их особенных прав на земли и природные ресурсы.

Уже этого достаточно, чтобы сопредельные страны относились к «своим русским» так, как Россия относится к своим коренным народам. Не знаю, на что рассчитывает российское руководство в этом вопросе. Наверное ждет, пока соседи силой разгонят все «русские общины» и «русское организации», запретят образование на русском языке и закроют все немногочисленные русскоязычные СМИ.

Россия может требовать от других стран соблюдения прав своих соотечественников только в том случае, когда в самой России права коренных народов будут образцово соблюдаться. Но при официальной и на международной арене провозглашенной политике непризнания права коренных народов на самоопределение, это произойдёт явно не при нашей жизни.

«Русские общины» за рубежом жалуются, что у них мало школ, газет и организаций, и требуют поддержки, в том числе и от правительств своих стран. А в России все ли народы имеют в достатке школ, организаций и газет? Нетрудно набрать десятки народов в России, достаточно многочисленных, у которых нет ни одной школы, ни одной своей газеты, нет книгопечатания и организаций. Надо собрать воедино эти данные, и они покажут, что «русские» в Эстонии живут куда как лучше многих коренных народов России.

Недавнее запрещение татарам писать на латинице - тоже из разряда «культурного террора». Кому в России, кроме татар, какое дело в том, какой именно графикой пишут татары на своем языке? Татарстан – субъект РФ, и официальный язык там – русский, а татарский - все равно для внутреннего употребления. Если бы татары предлагали русский язык перевести на кириллицу, то тогда федеральный центр имел бы право вмешаться. Но нет, придумали заковыристые конспирологические отговорки, чтобы оправдать этот совершенно бессмысленный запрет. Его бессмысленность подчеркивается еще и тем, что татары в неофициальной жизни широко пользуются латиницей.

Россия, как и в былые времена, также не считается с правами и интересами коренных народов. Правительство всеми силами старается провести газопровод в Китай через священное для алтайцев плато Укок. Пускаются в ход все отговорки, тема откровенно забалтывается. Хорошо, а давайте в порядке модернизации газопроводной системы Москвы проложим газопровод через Свято-Даниловский монастырь? Пробъем одну стену, пробъем вторую, снесем пару построек и проложим магистральный газопровод 1020 мм. Представили, какой шум поднимется по этому поводу? Ну, а чем Укок с уникальными археологическими памятниками хуже монастыря?

И, наконец, последний штрих – уничтожение национальных автономий под предлогом «укрупнения регионов». Пока что это укрупнение затронуло только национальные автономии: Коми-Пермяцкий, Корякский, Таймырский, Эвенкийский, Бурятские Усть-Ордынский и Агинский автономные округа. Ходят разговоры об упразднении Республик Бурятия и Алтай. Никто почему-то не объединяет, скажем, Псковскую и Новгородскую область, или Смоленскую с Брянской. Никто не говорит о необходимости объединения Курской и Белгородской областей, хотя экономически это было бы целесообразно. Видимо, цель этой политики – уничтожение национальный автономий и очередной виток политики манкуртизации.

Имеют ли «русские общины» право говорить от имени русских?

Итак, выводы напрашиваются следующие. Во-первых, «русские», о правах которых столь много говорят наши СМИ, это не настоящие русские, а собрание русскоязычных людей с искусственной имперской идентификацией. Если бы они были настоящими русскими, так не стучали бы ложками в Эстонии или в Казахстане, а поехали бы на свою исконную родину. Эти люди не имеют права говорить от имени русских. И вообще, русский, который прожил 15 лет в независимом Казахстане и не тронулся с места, должен именоваться казахстанцем.

Во-вторых, соседи, и по праву независимости, и по справедливости, имеют все права искоренять последствия политики манкуртизации. Казахстан восстановит казахскую культуру. В отличие от Прибалтики, Казахстан сильнее пострадал от политики манкуртизации и ему нужен больший период для реабилитации. Так что имперским «русским» рано или поздно придётся чётко выбрать для себя: или учить казахский язык или уезжать в Россию.

В-третьих, Россия ничего не имеет права требовать от соседей в отношении «русских», пока многие коренные народы, живущие в России, являются де-факто гражданами второго сорта, без прав на родной язык и собственную культуру, а теперь уже и на автономию. Пока Россия ведет «культурный террор» и уничтожение национальный автономий, у неё нет моральных прав упрекать соседние страны в упразднении русских общин и закрытии русских школ.

Русским нигде никто и ничего не обязан. Нынешнее положение, когда русских, отказывающихся изучать государственные языки стран проживания, эти государства кое-как терпят, следует признать благом и для России, и для «соотечественников». Если бы им всем разом указали на дверь: «чемодан, вокзал, Россия», то Россия от такого притока беженцев погрузилась бы в хаос…

Главные темы » Все темы
Этнополитика
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
23.10.2016
Соседи Казахстана. Для ответа на провокации в виде террора, вооруженных нападений, переворотов и цветных революций, необходимы союзники

23.10.2016
Политический ислам. Уход северокавказской молодежи в джихадизм можно пресечь, если власти регионов Северного Кавказа будут активно продвигать методы, заложенные экс-главой Дагестана Магомедсаламом Магомедовым: диалог между салафитами и суфиями и комиссии по адаптации бывших боевиков.

21.12.2014 Алия Карибаева

Евразия. Создание ЕАЭС целесообразно рассматривать с точки зрения возможностей притока технологий из наиболее развитых сфер производства России и Белоруссии в наименее развитые сферы производства Казахстана.


30.11.2014

Экология. Реализация всех китайских проектов может катастрофически сказаться на состоянии Балхаша.


16.11.2014

Экономическая политика. 11 ноября Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев неожиданно обратился к народу с ежегодным Посланием – раньше, чем в предыдущие годы, на 2 месяца.


30.4.2014 Нурсултан Назарбаев

Евразия. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.