АПН АПН Казахстан
Главная События Публикации Мнения Авторы Темы
Среда, 3 июня 2020 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Все на борьбу с коррупцией!
2006-08-30 Юрий Солозобов
Все на борьбу с коррупцией!

На днях американский суд приговорил бывшего премьер-министра Украины Павла Лазаренко к 9 годам (108 месяцам) лишения свободы и обязал выплатить 10 млн. долл. штрафа. Сам Павел Лазаренко утверждает, что не имеет никакого отношения к предъявленным ему обвинениям. Экс-премьер заявляет, что заработал свои огромные капиталы законно, «пока Украина переходила к рыночной экономике».

Итак, некогда второе лицо в государстве переходного типа было признано обычным судом присяжных в Лос-Анджелесе виновным в отмывании денег, мошенничестве и вымогательстве. Бывший украинский премьер стал первым политиком высшего ранга, осужденным на территории США, со времен трибунала над панамским диктатором Мануэлем Норьегой. Аналитики отмечают, что дело Павла Лазаренко создает судебный прецедент, который существенно осложнит легализацию доходов многих высокопоставленных чиновников стран СНГ.

Особое внимание СМИ к «прецеденту Лазаренко» связано с тем, что это также первый приговор государственному деятелю другой страны, вынесенный в рамках общемировой борьбы с высокопоставленными «клептократами». Напомним, что 10 августа Белый Дом объявил о принятии Соединенными Штатами «доктрины борьбы с клептократией на международном уровне». Как уже отмечал «АПН-Казахстан», новая «наднациональная доктрина» дает США очередную легальную возможность переменить политический режим в любой из стран бывшего СССР по усмотрению Вашингтона.

Политические следствия от использования термина «коррупция» таковы, что наличие взяточников «наверху» с этого момента будет оправданием вмешательства внешних сил во внутриполитический процесс. Более того, коррумпированная страна должна быть благодарным «международному сообществу» уже за то, что с ней вообще разговаривают приличные люди. Суверенитет государства, публично названного «коррупционным», заведомо является ограниченным.

Всё с той же целью - получить новый инструмент для перекройки постсоветского пространства - на саммите G8 был принят (по американской инициативе) один любопытный документ. Это совместное заявление о борьбе с коррупцией на высоком уровне. Документ призывает ускорить принятие и исполнение норм международного права, которые позволят не выдавать визу обвиняемым в коррупции чиновникам и конфисковывать их имущество за рубежом.

Одна из важнейших задач для «борцов с клептократией» – достижение прозрачности в топливодобывающей сфере. По мнению большинства экспертов, лидеры ведущих государств Запада приняли этот антикоррупционный план в качестве жесткого ошейника для лидеров богатых энергоносителями стран. Прежде всего - для России и Казахстана.

В наших странах довольно серьезно отнеслись к открывающейся перспективе контроля финансовых дел российских и казахстанских чиновников их западными коллегами. И в России, и в Казахстане была объявлена шумная антикоррупционая борьба. В постсоветское общество был брошен клич: «Все на борьбу с коррупцией!». В мае Президент РФ Путин заявил в Послании ФС РФ о серьезных намерениях противодействовать коррупции. А указ Президента РК Н.А. Назарбаева «О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц» был подписан еще раньше - 14 апреля 2005 года. Судя по всему, казахстанские и российские власти руководствовались старым бюрократическим принципом: «Если не можешь остановить процесс - надо его возглавить!».

Но прагматическая тактика политических бюрократов из СНГ сегодня вряд ли поможет остановить антикоррупционный каток. Привычная «показуха» может не сработать сразу по двум причинам. Во-первых, США не могут отказать себе в удовольствии иметь такую удобную «дубинку для президентов». Дело в том, что при распаде системы «национальных суверенитетов» (оставляющем в неприкосновенности только имперский суверенитет мирового центра силы — США) принцип «президентского иммунитета» подвергся решительной ревизии.

Первой пробой сил было дело об экстрадиции одиозного «экс-диктатора Пиночета». Следующим звоночком стало «дело Харири», на котором США пытались отработать новую технологию свержения крепких авторитарных режимов, не поддающихся слому «оранжевой волной» демократизации. Но одно дело - доказательно обвинить действующего политического лидера в серьезных уголовных делах: заказных убийствах своих оппонентов. А совсем другое - быстренько приписать главе постсоветского новообразования коррупционные дела. Или даже их намерения!…

На другую значимую – геополитическую - причину всемирно-американской «борьбы с клептократией» указал Борис Межуев в своей работе «Новое евразийство»: «Суть империи в том, чтобы разрешать кризисы легитимности, подтверждая свое качество гаранта миропорядка, «метасуверена». Дело в том, что после распада СССР на постсоветском пространстве создалась зона вакуума легитимности, которую спешит заполнить собой, как новый мировой гегемон, Америка. С точки зрения интересов США, коррумпированные режимы Кучмы и Шеварнадзе (от которых американцы могли получить все, что хотели) ничем не хуже и не лучше новых «революционных» режимов. Зато неоимперская легитимность Саакашвили и Ющенко, которая напрямую была создана США, дорого стоит в глазах Вашингтона.

В этой имперской логике малоперспективным делом выглядит проведение на местах различных антикоррупционных мероприятий под патронажем Посольства США. Опыт судебных процессов Бухарина и Зиновьева показал, что крайне сложно задобрить постоянными уступками опытного «злого следователя». Кроме того, Америка, как мировой имперский центр, не желает выглядеть только лишь грубым источником силы, «крышующим» нужных людей по всему миру. Мировая империя, как справедливо отмечает Межуев, не может быть построена на «прагматической» логике рассуждений о том, кто наш, а кто не наш «сукин сын».

Для Вашингтона куда важнее обладать моральной гегемонией, как всемирного источника «добра и света» и бескомпромиссного борца с антидемократическими силами. Борис Межуев недаром подчеркивает, что «политический класс США всегда чутко улавливал момент, когда спонтанно нарастающая антиавторитарная энергия масс в том или ином регионе мира начинает работать на интересы Америки». Сегодня повсюду, а особенно на постсоветском пространстве, такой энергетически емкой темой стихийного протеста является коррупционное отчуждение элит от масс. Известно, что в глазах населения стран с переходной экономикой обвинение действующей власти в масштабной коррупции выглядит почти самоочевидным.

Об остроте проблемы коррупции свидетельствуют данные мониторинга социальных настроений граждан России, Белоруссии, Украины и Казахстана, проведенного международным исследовательским агентством «Евразийский монитор». В списке наиболее опасных и вероятных явлений граждане наших стран особо выделили рост коррупции и беззакония. В Казахстане проблема коррупции тревожит две трети респондентов, а в России более 70% опрошенных страшит размах коррупции во властных структурах. Характерно, что по результатам опроса россияне боятся примерно одинаково коррупционеров и терактов. Данные социологов подтверждают даже российские чиновники высокого ранга. Так, по заявлению полпреда президента РФ в ЮФО Дмитрия Козака, коррупция в органах государственной власти вызывает наибольшее беспокойство населения после безработицы.

Из 159 стран, в которых проводит исследование международное агентство Transparency International (TI), Россия сегодня занимает 126-е место по уровню коррупции. Только за минувший год Россия опустилась на 36 мест в коррупционном рейтинге. Зато в Казахстане отчете за 2005 год организация Transparency International зафиксировала «значительный прогресс». По Индексу Восприятия Коррупции Казахстан набрал 2,6 балла, заняв сто десятое место (между Гондурасом и Никарагуа) и опередив Россию, Грузию, Киргизию и Азербайджан. Президент российского политологического фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров обнародовал еще более страшные цифры. По его оценкам, в России на взятки ежегодно тратят 37 миллиардов долларов - столько составляет доходная часть годового бюджета страны. Как отметил сам Сатаров, приводя эти цифры, он исходил «из минимального значения», а реально взятки могут быть в три раза больше.

Правда, всем этим оценкам «профессиональных борцов с коррупцией» (таких как, Transparency International и ИНДЕМ) следует доверять с большой долей осторожности. Дело в том, в исследованиях господина Сатарова существует проблема принципиальной непроверяемости его громких утверждений. Все методика изучения уровня коррупции в фонде ИНДЕМ основана на том, что респонденты признавались в совершении преступлений, пользуясь великодушием и лояльностью исследователей. А точность таких опросов, как правило, невысока .

В отчетах широко известного агентства Transparency International практически никогда не говорят об уровне коррупции. Там оперируют только неким Индексом Восприятия Коррупции (ИВК), а это - показатель совершенно другого рода. Напомним, что ИВК определяется экспертами Transparency International на основе опросов бизнесменов и аналитиков и отражает субъективное мнение респондентов о положении с коррупцией в данной стране. Однако большинство СМИ в методологические тонкости не вникают, поэтому результаты сенсационных исследований обычно подаются как замеры реально существующего уровня коррупции в стране.

Продолжение следует

Главные темы » Все темы
Власть и собственность
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
23.10.2016
Соседи Казахстана. Для ответа на провокации в виде террора, вооруженных нападений, переворотов и цветных революций, необходимы союзники

23.10.2016
Политический ислам. Уход северокавказской молодежи в джихадизм можно пресечь, если власти регионов Северного Кавказа будут активно продвигать методы, заложенные экс-главой Дагестана Магомедсаламом Магомедовым: диалог между салафитами и суфиями и комиссии по адаптации бывших боевиков.

21.12.2014 Алия Карибаева

Евразия. Создание ЕАЭС целесообразно рассматривать с точки зрения возможностей притока технологий из наиболее развитых сфер производства России и Белоруссии в наименее развитые сферы производства Казахстана.


30.11.2014

Экология. Реализация всех китайских проектов может катастрофически сказаться на состоянии Балхаша.


16.11.2014

Экономическая политика. 11 ноября Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев неожиданно обратился к народу с ежегодным Посланием – раньше, чем в предыдущие годы, на 2 месяца.


30.4.2014 Нурсултан Назарбаев

Евразия. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.