АПН АПН Казахстан
Главная События Публикации Мнения Авторы Темы
Понедельник, 26 октября 2020 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Казахстан: трудности роста
2006-09-07 Дмитрий Верхотуров
Казахстан: трудности роста

В настоящее время в Казахстане и за его пределами активно обсуждается тема «перегрева экономики» страны. В середине августа 2006 года премьер-министр Казахстана Даниял Ахметов выразил беспокойство по поводу того, что рост номинальных макроэкономических показателей ВВП страны существенно обгоняет фактический рост производства. Номинальный темп роста ВВП составляет 31,4%, что в 3,5 раза обгоняет реальные темпы роста ВВП – 9,3%. В начале сентября появились сообщения о накоплении огромной внутренней задолженности граждан Казахстана, которая составила более 3,11 трлн. тенге. Кредитная доля в ВВП Казахстана первого полугодия составляет 63%. Этот рост номинального ВВП ведет к тому, что постепенно раскручивается инфляция, которая достигла уровня 5-7% в год.

Проблема не новая. По словам Ахметова, превышение роста номинальных объемов ВВП над реальными началось в 2000-2001 годах - как раз тогда, когда в Казахстан пришли массовые виды кредитования: потребительское и ипотечное. С начала этого года правительство Казахстана всерьез обеспокоилось приростом темпов инфляции.

Экономисты утверждают, что это признаки «перегрева экономики», явления очень редкого среди стран СНГ. Скорее, это явления, характерные для бурно развивающихся стран, вроде Южной Кореи или Китая. Но теперь в этот список попал и Казахстан.

Это экономическое явления для Казахстана представляет собой выражение «трудностей роста». Экономика резко поднялась, вырос рейтинг казахстанских компаний и страны в целом, и в Казахстан пришли по-настоящему крупные деньги, как в виде выручки от продажи энергоносителей, так и в виде иностранных кредитов для банков.

Вместе с тем, применения этим деньгам внутри Казахстана не находится. Сектор для инвестиционной активности скуден, он охватывает только несколько отраслей промышленности, главная из которых – нефтегазовая. Среди инвестиционных проектов имеются либо очень крупные проекты (вроде строительства нефтяных портов – Актау, или трубопроводов с государственным участием), либо небольшие, быстро окупаемые, вроде строительства жилья и офисных центров, или развития небольшого по объему производства.

Скорее всего, «перегрев экономики» показывает, что в Казахстане отсутствует эффективный механизм перераспределения доходов от нефтяного экспорта на развитие экономики. Крупнейшие банки Казахстана, такие как «Банк ТуранАлем», Казкоммерцбанк, и другие, а также Евразийский банк развития, не выполняют этой роли. Например, банк «ТуранАлем» наращивал кредитование (в 2004 году – на 72,1% по сравнению с предыдущим годом), и в конце 2004 года доля ссудного портфеля в активах банка составила 66,2%. Банк ориентирован на крупного заемщика (23,5%), но выдает также кредиты малому и среднему бизнесу (12,3%), и физическим лицам (7,8%).

В конце 2004 года объем резервов под возможные потери по ссудам составлял 29,6 млрд. тенге, что составляло 6,7% ссудной задолженности. Думается, что и теперь резервы на случай потерь по ссудам составляют примерно такой же процент к общему объему кредитного портфеля. Для куда более спокойного в экономическом отношении 2004 года это было достаточно. Но в нынешней ситуации неизвестно, насколько прочным окажется «ТуранАлем».

Казахские банки направляют средства в другое русло: в потребительское и ипотечное кредитование. Данные по 2004-2005 годам показывают, что ситуация уже в те времена была острой. Например, в Актюбинской области, по данным Нацбанка Казахстана, за третий квартал 2004 года объем кредитов вырос на 48,2%, или на 15,4 млрд. тенге по сравнению с предыдущим кварталом. Средняя ставка по кредитам составляла 10,8%. Из общего объема кредитов в 47,3 млрд. тенге на развитие малого предпринимательства пошло 16,6 млрд., или только 35% от общего объема кредитов.

Общий объем ипотечных кредитов по Казахстану непрерывно рос последние несколько лет галопирующими темпами, примерно по 95% в год. В 2005 году ипотечные кредиты составили 1,76 млрд. долларов. Вообще, кредитование операций с недвижимостью составляет около трети кредитного портфеля казахстанских банков.

Такие виды кредитования позволяют банкам быстро получать хорошую прибыль, оборачивая взятые за рубежом под выгодные условия займы. Однако, в масштабе всей казахстанской экономики в целом, потребительское и ипотечное кредитование, проводимое в отрыве от уровня доходов населения, может создать ситуацию, когда кредитов заведомо больше, чем возможности их погасить. Появление темы размеров кредитов, видимо, показывает, что этот уровень кредитоспособности населения Казахстана преодолевается или уже преодолен.

Примерно к этому выводу приходят аналитики рейтингового агентства Standart&Poors, которые указывают, что в положении крупнейшего коммерческого банка Казахстана – «ТуранАлема» - непонятно, насколько эффективно банк сможет добиваться погашения ссудной задолженности в условиях экономического спада, а также отмечают, что у банка недостаточно большой капитал по сравнению с объемом кредитования.

Насколько можно судить, у сложившегося положения имеются две причины. Во-первых, имеет место недостаточное внимание к комплексному развитию экономики. Казахстан за последние 15 лет сделал большие шаги в развитии экономики, но в общем инфраструктурном отношении он остался на уровне советского времени. Развитие инфраструктуры коснулось, главным образом, нефтегазотранспортного сектора, но не дорог, энергетики, коммунального хозяйства, водоснабжения, системы городов и так далее.

Создание Астаны и развитие Алматы – это удачные планы, но в нынешних условиях Казахстана также стоило бы уделить внимание общему развитию системы городских поселений, созданию новых городов и реконструкции старых.

Казахстан – достаточно богатое государство. Но по какой-то причине практически не ведется серьезная разработка широкого спектра инвестиционных проектов по развитию транспортной инфраструктуры, энергетики, коммунальной инфраструктуры, базовых отраслей промышленности, высоких технологий, товарного производства и так далее.

Нельзя сказать, что Казахстан обделен «точками роста» для развития подобных инвестиционных проектов. Один Байконур, ныне крупнейший в мире космодром, может составить площадку для развития. Представляют интерес также Национальный ядерный центр в Семипалатинске и атомный комплекс в Актау. Большое значение имеет восстановление Аральского моря, развитие портов и судоходства на Каспии, строительство транзитных железных дорог и так далее.

Характерна в этом отношении политика в области развития автомобильного и авиационного машиностроения. Казахстан, сотрудничая с рядом российских предприятий, как-то - с татарстанским ОАО «КамАЗ» и омским ФГУП «Полет», тем не менее, не пытается создать полноценное автомобильное и авиационное производство и ограничивается только сборочных производством российской техники.

В результате такого развития получается ситуация, когда объем доходов от экспорта углеводородного сырья резко превышает объем внутреннего производства товаров и услуг. Избыток денег приводит к вздорожанию и инфляции. Кроме того, значительная часть населения не имеет прямого доступа к доходам от нефтегазового экспорта и может получить свою долю лишь через кредит в банке на потребительские цели. Сочетание этих факторов приводит к ныне складывающейся ситуации в Казахстане.

Во-вторых, имеет место, видимо, неправильное понимание президентской стратегии о вхождении Казахстана в число 50-ти развитых государств мира. Насколько можно понять, эта концепция воспринимается через призму советских обещаний коммунизма и отдельной квартиры к 2000 году. Но стать развитым государством не значит построить каждому отдельную квартиру и дать машину. Это означает создание такой экономики, в которой большая часть граждан (в идеале все, конечно), могли бы на свой заработок обеспечить все потребности себя и своей семьи, в том числе в жилье, товарах длительного пользования.

Если бы было правильное понимание президентской стратегии, то объем потребительского и ипотечного кредитования привязывался бы к росту реальных доходов населения Казахстана, и больший объем средств шел бы на финансирование предприятий малого и среднего бизнеса, на развитие промышленности.

Главные темы » Все темы
Экономическая политика
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
23.10.2016
Соседи Казахстана. Для ответа на провокации в виде террора, вооруженных нападений, переворотов и цветных революций, необходимы союзники

23.10.2016
Политический ислам. Уход северокавказской молодежи в джихадизм можно пресечь, если власти регионов Северного Кавказа будут активно продвигать методы, заложенные экс-главой Дагестана Магомедсаламом Магомедовым: диалог между салафитами и суфиями и комиссии по адаптации бывших боевиков.

21.12.2014 Алия Карибаева

Евразия. Создание ЕАЭС целесообразно рассматривать с точки зрения возможностей притока технологий из наиболее развитых сфер производства России и Белоруссии в наименее развитые сферы производства Казахстана.


30.11.2014

Экология. Реализация всех китайских проектов может катастрофически сказаться на состоянии Балхаша.


16.11.2014

Экономическая политика. 11 ноября Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев неожиданно обратился к народу с ежегодным Посланием – раньше, чем в предыдущие годы, на 2 месяца.


30.4.2014 Нурсултан Назарбаев

Евразия. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.