АПН АПН Казахстан
Главная События Публикации Мнения Авторы Темы
Понедельник, 16 сентября 2019 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Фактор «Шанырака»: продолжение следует?
2006-09-20 Досым Сатпаев
Фактор «Шанырака»: продолжение следует?

Молодой полицейский скончался от ожогов после того, как толпа демонстрантов облила его бензином, и кто-то чиркнул спичкой. Трагедия на окраине Алматы взбудоражила общественность. Алматинские власти провели заседание «круглого стола» - с участием специалистов по миграционной политике, социологов, политологов и духовенства. Участники дискуссии пытались разобраться, сколько в городе мигрантов, откуда они приехали. И - самое главное - что делать с самовольными застройщиками?

С известным политологом, директором неправительственной аналитической организации «Группа оценки рисков» Досымом САТПАЕВЫМ беседует журналист Юрий Киринициянов.

Посоветовались с народом. Что дальше?

- Досым Асылбекович, после проведения «круглого стола» у меня сложилось странное ощущение. С одной стороны, это прекрасно, что власть советуется с народом. А с другой…

- Мне показалось, что там, «наверху», окончательно запутались. И не знают, как поступить…

Я бы сделал упор на первой части вашего вопроса. Самое главное, что властные структуры признали: без широкого, полномасштабного обсуждения этой острой проблемы дело с места не сдвинется. А в жестком противостоянии сейчас не заинтересован никто. Понимаете, «фактор Шанырака» (так обозначили тему обсуждения организаторы «круглого стола»), теперь в нашем обществе надолго. А, скорее всего – навсегда. Поскольку трудно представить себе Рио-де-Жанейро без знаменитых фавелл и Париж без афропояса, в котором живут выходцы из бывших французских колоний. Так и у нас.

«Шанырак» - это совокупность самых разных сторон жизни. Социальных, политических, демографических, психологических и даже культурологических. Конечно, можно согласиться с тем, что, по закону, многие из тех, кто бился с полицией за свои хижины, не имеют право на землю, где они сейчас живут. Как мы с вами не имеем никакого права на квартиру нашего соседа. И вполне обоснованны опасения тех, кто считает: создание одного прецедента с узаконением земли, которая была просто взята у города сегодня, завтра вызовет волну аналогичных действий по всей республике - вокруг всех мало-мальски перспективных городов, куда в тяжелые годы ринулось большое количество внутренних мигрантов.

Но насколько чиновники вправе требовать исполнения законов от других, если в свое время они закрывали глаза на гораздо более серьезные преступления и нарушения со стороны тех, кто считает себя «хозяевами» жизни? К тому же, разрушив один «Шанырак», власти города могут получить другой. Тогда Алматы грозит превратиться в постоянную зону боевых действий. Ведь тот же Конфуций говорил, что основная причина всех конфликтов – не бедность, а несправедливость.

- Социальная справедливость – тема безбрежная. Давайте попытаемся сузить ее до границ отдельно взятого региона. Конкретно, города Алматы…

- Главная проблема заключается в том, что бои местного значения в «Шаныраке» говорят о появлении серьезных конфликтных зон по всей республике, которые зрели, как нарыв, все девяностые годы и начинают прорываться уже сейчас. В свое время один из оппонентов Конфуция, Мо-Цзы, писал: «Чтобы навести порядок в стране, нужно знать причину беспорядков». Но после того, что произошло в «Шаныраке», возникает ощущение того, что соответствующие государственные структуры в эти причины не очень вникали. Мы не найдем выхода из положения, пока не выясним причину конфликта. А она в следующем.

Власти – как республиканские, так и городские - наивно полагали, что девяностые годы бесследно рассосутся и забудутся. Безработица, нищета, низкий уровень образования и здравоохранения. И, как следствие, – неконтролируемая миграция. Да, с тех пор многое переменилось к лучшему. Но! Количество людей, которые ничего не получили от реформ, слишком велико. В этом корень зла. И никто еще в Казахстане не дал четкой и объективной картины того, какой процент населения страны чувствует себя «униженным» и «оскорбленным». «Шанырак» четко показал, что такие люди в республике есть, и их количество в городах с каждых годом будет увеличиваться. Потому что диспропорции в экономическом развитии регионов так и не исправлены.

Люди будут ехать в Алматы или Астану за лучшей жизнью. Но, кто скажет, как они поведут себя, если эту жизнь не получат ни там, ни здесь? Где та опасная критическая масса, которая может завтра взорваться? Ведь существует реальная угроза того, что, при тонком слое среднего класса в Казахстане, именно эти люди при определенных политических условиях могут стать передовым отрядом политического максимализма, в случае, если у них появится свой лидер и четкая организация.

И этот процесс уже начался. Стоит хотя бы обратить внимание на то, какое большое количество разных политиков и депутатов решили заработать на этом конфликте «хижин» и «дворцов» свои политические дивиденды. Кого здесь только нет! И представители оппозиции, и национал патриоты, и даже пропрезидентские силы. Так что нужны компромисс и обоюдное признание вины. Обеих сторон.

Обществу нужен тайм-аут

- С незапамятных времен в родном Отечестве интеллигенция терзалась тремя вопросами – «Кто виноват?», «Что делать?» и «Куда идти?» Поиск виновных давайте отложим – у нас с вами другие задачи. А вот - что делать?

- Я думаю, что одним «круглым столом» акимат ограничиваться не должен. Нужен серьезный и абсолютно честный анализ тех событий. Это во-первых. Во-вторых, надо разработать не один, а несколько сценариев развития событий. И постараться просчитать возможные последствия. Силовой метод не прошел. Более того, был нанесен ощутимый удар по имиджу города. Да и республики в целом, поскольку в интернет-пространстве, в оппозиционной прессе он приобрел гипертрофированное и даже мистическое звучание. Сейчас этот конфликт пытаются перевести в правовую плоскость. Но опять возникает вопрос, а будут ли легитимны решения этих судов? Будут ли жители им доверять? Потому что говорить о независимой судебной системе в Казахстане рискнет только безудержный оптимист.

- Значит, и здесь тупик?

-Я повторяю, без компромисса не обойтись. Надо создать согласительную комиссию с широкими полномочиями, куда бы вошли представители обеих сторон. Думаю, все же следует включить в оборот часть земель, которые были приватизированы людьми, так сказать, по их желанию. Провести здесь легализацию имущества. Тем самым, власть признает и свою вину. Потому что в девяностые годы в земельных отношениях царил, мягко выражаясь, правовой вакуум. А казахские аулы были брошены на произвол судьбы. Это ведь тоже правда. Разве власть в этом не виновата? Вот люди и рванули в город. Спасать себя и своих детей. Уж как умели…

Необходимо договорится о сроках. Когда, скажем, человек живет в этом доме 5-7 лет – один разговор. Если недавно застолбил участок без всяких на то оснований и на скорую руку склепал хибару, пытаясь поймать «золотую рыбку» в мутной воде – совсем другой. Какие-то участки, видимо, придется выкупить и вернуть в муниципальную собственность. Особенно те, где селиться нельзя ни под каким видом. На болоте, под линией ЛЭП, рядом с газовой трубой. Но нельзя просто выбрасывать людей на улицу. Без компенсаций, без предоставления жилья не обойтись. Ведь у многих переселенцев есть документы, разрешающие строительство. Кто их выдавал? Кто и сколько за них получил? Может быть, и с этой стороны поинтересоваться

Но снова подчеркну: надо определить жесткие временные рамки работы комиссии и – если не решения проблемы – то хотя бы снятия ее остроты. На этот период власть воздерживается от применения силы, а переселенцы – от нового строительства и демонстраций. Обществу нужен тайм-аут.

Широка ты, шинель тов. Сталина…

- «Наши люди все отчетливей понимают: чтобы добиться своего, нужно идти напролом, крушить, кричать, сидеть на мосту или бить касками. Только тогда в пожарном порядке будут реагировать чиновники». Это написано в газете, которая выходит в соседнем государстве по поводу совсем другого события. Но ведь как похоже…

- А что вы хотели? Перефразируя известное выражение, многие чиновники постсоветских стран вышли не из народа. А из шинели товарища Сталина.

Но я также категорически против того, чтобы доминировала только одна позиция. Если власть полностью уступит, люди поймут, что свои права можно отстоять только насилием. Это очень опасный прецедент. И путь в никуда.

- А как вам нравится еще одна идея, высказанная на заседании «круглого стола»? Давайте соберем на этих землях как можно больше представителей титульной нации и тем самым восстановим историческую справедливость…

- Я люблю свою страну и свой народ не меньше, чем наши «штатные» национал-патриоты. Именно поэтому я против любых искусственных конструкций, обернутых в псевдопатриотическую напыщенность. В этом случае, кто больший патриот? Тот, кто пытается просчитать все возможные последствия необдуманных действий, тем самым, снизив вероятность новых конфликтов? Или те, кто провоцирует рост напряженности в обществе, иногда по глупости, иногда специально?

Что касается вашего вопроса, то надо сделать выводы из переселения оралманов. Ведь многие из них стали легкой наживой для чиновников. Массовый переезд в Казахстан десятков тысяч людей не был подготовлен. Ни организационно, ни материально, ни психологически. Признаем же это открыто. Я не против, чтобы люди возвращались на родину предков, и поддерживаю этот процесс. Но давайте посмотрим, как идет он в цивилизованных странах, той же Германии. Там тоже не удалось избежать ошибок, но разница-то с отечественной практикой огромная!

Мы гордимся своей стабильностью, межнациональным согласием. И вполне справедливо. Но не будем сбрасывать со счетов, что среди бедных, нередко отчаявшихся людей, скорее всего, найдут питательную среду эмиссары разных радикальных группировок. Нам нужен «пояс шахида» вокруг южной столицы? Сомневаюсь! К слову, такие же «пояса» стали формироваться и вокруг других городов – Астаны, Атырау, Актобе…

Я считаю, что призывы к массовому переселению казахов на окраины Алматы, по крайней мере, безответственными. А если разобраться, то и провокационны. Это же надо додуматься: призывать людей, не создав для этого никаких условий! Здесь явный расчет на новые столкновения. Это опасные политические игры, где из простых людей хотят сделать новое пушечное мясо, заработав на этом политические дивиденды и дешевую популярность.

Надо заботиться о другом. Чтобы у людей была работа и крыша над головой. Чтобы жили они в приличных условиях, а дети ходили в нормальную школу. Вне зависимости от национальности, поскольку все мы - казахстанцы. И этим должно заниматься государство, от которого, в немалой степени, зависит создание таких социально-экономических условий, при которых любой человек мог бы найти работу и достойную жизнь не только в крупных городах, но и там, где он родился и вырос.

- Кстати, поговаривают, что далеко не все бездомные так уж бездомны. У многих в городе есть квартиры, которые они сдают в аренду…

- Я не исключаю и таких ситуаций. Но давайте взглянем глобально. «Фактор Шанырака» - это не специфически казахстанская беда. Это проблема многих, если не всех крупных городов. Вспомните Москву, где сошлись интересы мэрии и рядовых граждан. Вспомните пылающие окраины Парижа. В этом смысле для нас «Шанырак» - это только первый звонок…

Главные темы » Все темы
Обществоведение
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
23.10.2016
Соседи Казахстана. Для ответа на провокации в виде террора, вооруженных нападений, переворотов и цветных революций, необходимы союзники

23.10.2016
Политический ислам. Уход северокавказской молодежи в джихадизм можно пресечь, если власти регионов Северного Кавказа будут активно продвигать методы, заложенные экс-главой Дагестана Магомедсаламом Магомедовым: диалог между салафитами и суфиями и комиссии по адаптации бывших боевиков.

21.12.2014 Алия Карибаева

Евразия. Создание ЕАЭС целесообразно рассматривать с точки зрения возможностей притока технологий из наиболее развитых сфер производства России и Белоруссии в наименее развитые сферы производства Казахстана.


30.11.2014

Экология. Реализация всех китайских проектов может катастрофически сказаться на состоянии Балхаша.


16.11.2014

Экономическая политика. 11 ноября Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев неожиданно обратился к народу с ежегодным Посланием – раньше, чем в предыдущие годы, на 2 месяца.


30.4.2014 Нурсултан Назарбаев

Евразия. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.