АПН АПН Казахстан
Главная События Публикации Мнения Авторы Темы
Понедельник, 16 сентября 2019 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Еще раз о выборности районных акимов
2006-10-03 Олег Сидоров
Еще раз о выборности районных акимов

В Казахстане дискуссии о реформе местного государственного управления и самоуправления ведутся уже не первый год, но на сегодня пока не сформировалась уверенность в эффективности проведения подобных реформ. Основной темой обсуждения являлась процедура назначения акимов, вернее их выборность.

Уже начался процесс осмысления необходимости в эффективной организации и координации деятельности различных предприятий, так как становится очевидным, что деятельность представителей исполнительной власти на местах не отвечает их назначению. И эта тенденция отмечается во многих регионах республики. Нежелание/низкий профессиональный уровень представителей исполнительной власти по выполнению своих обязанностей вкупе с отсутствием действенного рычага в виде общественного контроля позволяет на местах больше решать свои вопросы, чем общественные. Региональные чиновники знают, что руководство свыше не сможет контролировать каждого физически, что и доказано на практике. Это стало причиной к развитию среди представителей исполнительной власти коррупции, местничества и других негативных факторов.

Как следствие этого назрела необходимость, которую осознали как противники, так и сторонники избираемой исполнительной власти, в данном случае речь идет о выборах акимов районов. То есть в данном случае речь уже идет не о назначении чиновника на очередной пост, а о назначении управленца. В этом случае аким должен думать о решении вопросов, входящих в круг его обязанностей, а не ожидать своего очередного назначения выше, занимая место акима.

В результате в октябре 2001 г. были проведены выборы акимов двадцати восьми сел Казахстана.

В августе 2005 года были проведены экспериментальные выборы акимов Ескельдинского района Алматинской области, Кокпектинского района Восточно-Казахстанской области, Джангалинского района Западно-Казахстанской области и Тимирязевского района Северо-Казахстанской области.

Акимы районов избирались сроком на четыре года. Прекращение полномочий и освобождение от должности выборных акимов предусматривается Правилами проведения экспериментальных выборов. Примечателен тот факт, что досрочное освобождение от занимаемой должности возможно в случае ненадлежащего исполнения выборным акимом своих обязанностей, его длительная нетрудоспособность.

Вместе с тем выборный аким может быть освобожден от занимаемой должности решением областного акима, который должен вынести свой вердикт после заключения прокурора района или города и при последующем получении согласия не менее двух третей от общего числа депутатов районного маслихата.

В результате вопрос о статусе акимов стал краеугольным камнем в дискуссии с участием всех пластов казахстанского общества и гражданских институтов.

В начале полемики общество разделилось на три группы:

1. политические деятели/лидеры политических партий;

2. представители государственных органов власти;

3. общество/те слои населения, ради которых и были организованы выборы.

Первая группа в свою очередь разделилась на две составляющие – за проведение выборов Акимов (в основном оппозиционно настроенные политики), вторая за назначение акимов (проправительственные общественные и политические деятели).

Политики оппозиционных взглядов видят в выборности областных, городских, районных акимов возможность сделать местные властные структуры ответственными и подотчетными населению.

Представители противоположного «лагеря» напротив, придерживаются мнения о необходимости соблюдения пункта 87-й статьи Конституции Казахстана, в котором указано, что порядок назначения либо избрания акимов на уровне городов и районов определяется Президентом, а избрание акимов областей, столицы и города республиканского подчинения Алматы вообще не предполагается.

Вторая группа – представляет собой чиновников, которые готовы работать в том русле, которое укажет им руководство «Центра». Вместе с тем и среди представителей данной когорты возникают вопросы о перспективности проекта «выборности акимов», так как многие понимают, что на сегодня еще не разработан реально действующий механизм взаимодействия между избираемым и вышестоящим акимом. При этом многие осознают, что отсутствие/недостаточно продуманный эффективный механизм взаимодействия будет вовлекать в свою «орбиту» всех, кто будет причастен к данному процессу.

Третья группа представляет собой население, ради которого в принципе и начались подвижки в реформировании одной из ветвей власти. Данная группа возлагает надежду на выборы акимов, полагая, что подобным образом избираемые представители исполнительной власти на местах смогут решить наболевшие, годами не решающиеся вопросы по проведению ремонтных работ водопровода, энергоснабжения здравоохранения, образования, асфальтирования дорог, улучшения работы местного транспорта. Перечень можно продолжить взаимодействием с органами образования, здравоохранения, правопорядка, решение вопросов по социальной защите населения и т.д.

Стоит отметить, что данная группа представляет собой наиболее многочисленный пласт казахстанского общества, который может стать как потенциальным электоральным полем, готовым отдать свои голоса на следующих выборах за пропрезидентские кандидатуры, так и стать обладателем протестного потенциала.

Вместе с тем основной камень преткновения находится не в отдельных различиях по вопросу выборности акимов и даже не в стойкой приверженности тех или иных политиков этой идее. Во главе угла находится вопрос перераспределения полномочий и ответственности между регионами и Центром.

Здесь сразу всплывают проблемы, решение которых актуально для каждого казахстанца. При этом если деятельность того или иного политического деятеля, направленная на решение каких-либо глобальных (в масштабах республики) проблем не вызывает должного интереса у общественности, то вопросы по решению жилищно-бытовых проблем задевает интересы каждого гражданина. А проблемы, которые носят постоянный характер, охватывают широкий спектр жизнедеятельности как мегаполисов, так и менее масштабных населенных пунктов, вплоть до отдельного квартала, двора, дома.

В тоже время резонным становится вопрос о подчинении и принадлежности соответствующих городских, поселковых, районных служб и ведомств либо к структурам местного самоуправления, либо к местному государственному управлению. Принимая во внимание повсеместную приватизацию, можно с большой долей скептицизма относиться к будущей эффективной деятельности избираемых акимов. Кроме того вопрос о распределении бюджетных средств также является дискуссионным, так как бюджетный эгоизм может получить свое распространение как у назначенного, так и у выбранного акима.

В этом случае возникает резонный вопрос – насколько реально будет противостояние районных акимов и вышестоящих представителей исполнительной власти, а также Центра. Становится очевидным, что концентрация власти на уровне либо Центра, либо акимов способна порождать очередные конфликты организационно-административного характера. Как следствие этого при усилении последних, акимы могут стать «местными князьками».

Вторым «подводным камнем» могут стать потенциальные конфликты между акимами и маслихатами. В основе конфликтов могут лежать полномочия, которыми наделены вышеуказанные органы власти.

Вместе с тем можно взять на вооружение российский опыт взаимоотношений, нередко переходящих в конфликты между губернаторами и центром по вопросам существующих полномочий. Тогда значительную роль сыграло отсутствие действенного механизма, позволяющего на законодательном уровне разрешать возникающие конфликты между регионами и Центром.

Как следствие этого ограниченность полномочий районных акимов снижает их эффективность по отношению к решению того или иного вопроса. В результате ожидания электората оказываются ошибочными, что конечном счете будет иметь следующий эффект:

- негативное отношение населения к институту районных акимов;

- заранее программируемое скептическое отношение населения к последующим инициативам центра в данном направлении и не только;

- дискредитация самого института исполнительной власти на местах

- формирование протестного потенциала среди электората.

Кроме этого существует и третий «подводный камень», а именно акцентирование внимания политических деятелей на политических аспектах в реформировании административной власти на местах и преуменьшении значимости функционального аспекта деятельности избираемых акимов.

Вполне вероятно, что последний пункт станет наиболее опасным для всех трех вышеуказанных групп, так как общественность, которая, как уже отмечалось, является наиболее многочисленной группой из вышеперечисленных, ждет от избираемых акимов выполнения функций управления экономического, социального и культурного характера.

Данный конфликт интересов может повлиять на взаимодействие между тремя группами и обострит и без того напряженную ситуацию. В результате реформы, направленные на демократизацию института власти, получат неоднозначную оценку.

В октябре 2006 года будут проведены выборы акимов (глав администраций) порядка 30% районов и городов. Вполне вероятно, что они будут проходить в рамках правового поля. Вместе с тем становится очевидным, что основной вопрос будет касаться дальнейшего эффективного функционирования избранных исполнительных органов власти и взаимодействия между регионами и Центром в вопросах распределения финансовых, материальных и властных полномочий.

Главные темы » Все темы
Обществоведение
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
23.10.2016
Соседи Казахстана. Для ответа на провокации в виде террора, вооруженных нападений, переворотов и цветных революций, необходимы союзники

23.10.2016
Политический ислам. Уход северокавказской молодежи в джихадизм можно пресечь, если власти регионов Северного Кавказа будут активно продвигать методы, заложенные экс-главой Дагестана Магомедсаламом Магомедовым: диалог между салафитами и суфиями и комиссии по адаптации бывших боевиков.

21.12.2014 Алия Карибаева

Евразия. Создание ЕАЭС целесообразно рассматривать с точки зрения возможностей притока технологий из наиболее развитых сфер производства России и Белоруссии в наименее развитые сферы производства Казахстана.


30.11.2014

Экология. Реализация всех китайских проектов может катастрофически сказаться на состоянии Балхаша.


16.11.2014

Экономическая политика. 11 ноября Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев неожиданно обратился к народу с ежегодным Посланием – раньше, чем в предыдущие годы, на 2 месяца.


30.4.2014 Нурсултан Назарбаев

Евразия. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.