АПН АПН Казахстан
Главная События Публикации Мнения Авторы Темы
Понедельник, 6 июля 2020 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Становление казахстанской модели экономики. Часть 1
2006-10-09 Рой Медведев
Становление казахстанской модели экономики. Часть 1

Тезисы доклада на конференции «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 конкурентоспособных государств», состоявшейся 20 сентября с.г.

Остров стабильности и прогресса в Центральной Азии

Сегодня все признают экономические успехи Казахстана, достигнутые в первую очередь с использованием рычагов рыночной экономики и при сотрудничестве со многими странами мира, включая и страны Центральной Азии, Россию, США, Китай и страны Западной Европы. Некоторые из экспертов и политиков самого Казахстана называют свою страну «новым барсом» в Азии. Государственный секретарь США Кондолиза Райс, посетив в октябре 2005 года Казахстан, была поражена красотой и размахом строительства Астаны, новой столицы государства, где только недавно с участием президента Нурсултана Назарбаева было открыто новое здание Министерства иностранных дел. «Я оказалась на острове стабильности, который может стать опорой для развития всего Центрально-Азиатского региона», - заявила высокая гостья.

В материалах западных газет часто можно встретить упоминание и об успехах Казахстана и о значимости его опыта не для одной лишь Азии. При населении в 15,2 млн. человек Казахстан занимает территорию в 2,725 млн. кв. км, т.е. является девятой по размерам страной на Земном шаре. Во всем мире осталось всего четыре страны, в которых имеются большие и пригодные для жизни и работы территории. Это Россия, Австралия, Канада и Казахстан. В Казахстане есть, что разрабатывать и что искать разведчикам недр, хотя и уже разведанные запасы его подземных кладовых велики и относительно легко доступны - степи этой страны и шельфы Каспийского моря - это не острова и шельфы Ледовитого океана. Нет больших претензий у западных политиков и западных авторов и к уровню демократии Казахстана. Прибыв в Астану незадолго до президентских выборов, состоявшихся здесь 4 декабря 2005 года, Кондолиза Райс сделала ряд заявлений о намерении США поддержать на этих выборах Нурсултана Назарбаева, «ибо Казахстан твердо встал на путь демократических реформ, и выборы, наконец-то, будут честными и справедливыми». К. Райс встретилась, конечно, и с лидерами оппозиционного блока «За справедливый Казахстан» и партии «АкЖол» («Светлый путь»), но и здесь она подтвердила свою уверенность в серьезности намерений руководства республики идти по пути укрепления демократии и развития открытого гражданского общества («Газета», 14 октября 2005 года). Очень хвалил Казахстан в мае 2006 года и вице-президент США Дик Чейни, который прибыл в Астану через несколько дней после своего скандального антироссийского выступления в Вильнюсе.

Итальянский журналист и менеджер по проектам итальянско-казахстанской торговой палаты Фабриси Виельмини, проработавший несколько лет в Казахстане, писал, что «Казахстан - это оазис европейской цивилизации, занимающий уникальное положение на границах между Центральной Азией и Западным Китаем. Конечно, это не рай на земле. Здесь еще много бедных аулов, забытых государством. Страна страдает от многих болезней вызванных западным влиянием, коррупцией, равнодушием молодежи к обществу и к политике, от распространения сект и других извращений». Однако особенно страдают, по мнению Ф. Виельмини, от западных болезней деятели политической оппозиции, которые отличаются некомпетентностью и инфантилизмом. Казахстанская оппозиция продолжает демонстрировать народу спектакль неразберихи и внутреннего раскола, при этом призывая население к массовым акциям гражданского неповиновения.

Их цель - ослабление позиций главы государства Нурсултана Назарбаева. Не сочтите меня льстецом, но мало кто сомневается в том, что положением, которое сегодня занимает государство в мире, казахстанцы обязаны именно действующему президенту. В этой стране сегодня можно жить и зарабатывать. Нурсултан Назарбаев крепко держит штурвал, проходя сквозь мутные волны постсоветских коллизий, сохраняя мир на межнациональной почве и ловко маневрируя меж подводных камней «большой игры», ведущейся в Центральной Азии. На политической арене среди безответственной оппозиции и коррумпированных чиновников президент остается человеком, которому доверяет народ» («Евразия сегодня», М., апрель 2005, с.38-39).

Казахстан является единственной страной в регионе, который называют своим главным партнером и союзником, даже «единственным сильным союзником» («Файненшл таймс», 5 мая 2006 года) не только США и Россия, но также Китай и Индия. Вероятно, ни одна страна в мире не добилась в последние годы таких больших дипломатических успехов и не имеет столь ровных и хороших отношений со всеми наиболее крупными и влиятельными государствами планеты, как Казахстан. Естественным результатом этих успехов было приглашение президенту Казахстана принять участие в саммите «большой восьмерки», который состоялся 15-17 июля 2006 года в Санкт-Петербурге. Председателем этого саммита был, как известно, президент России Владимир Путин, а Нурсултан Назарбаев был приглашен сюда своим коллегой еще и как председатель СНГ, полномочия которого были переданы ему до середины 2007 года.

Успехи Казахстана в экономическом развитии велики и неоспоримы. После упадка и кризиса 1991-1996 гг., вызванного распадом СССР, Казахстан сумел быстрее других стран СНГ подняться и обеспечить устойчивый прогресс почти на всех направлениях. Ежегодным прирост физического объема ВВП в Казахстане составлял здесь в 2000-2005 гг. в среднем около 10% в год. Только Казахстан и Белоруссия превысили в 2005 году уровни производства ВВП и доходов на душу населения по сравнению с 1990 годом.

В Казахстане практически нет безработицы, и отсюда не едут в Россию или в Восточную Европу гастарбайтеры, как с Украины, Молдавии и Таджикистана, Напротив, многие молодые узбеки, киргизы и таджики едут работать в Казахстан, есть на этот счет даже специальная очередь. С 1996 года Казахстан удвоил свой ВВП и готовится утроить еще в 2010 году. Средний размер пенсии в Казахстане невелик и приблизился к 200 долларов в месяц. Но он приблизился к советскому уровню, когда эта республика находилась по уровню пенсий и зарплат на 7-м месте в Союзе. Пенсионный возраст здесь для мужчин - 63 года, а для женщин - 58 лет.

У Казахстана практически нет внешних долгов, а объем золотовалютных резервов приближается здесь к 20 млрд. долларов. Продолжает расти и Национальный фонд развития, который превысил 10 млрд. долларов. Объем поступлений в бюджет, как и расходы бюджета, увеличились в 2000-2005 гг. почти в 3 раза. В 2005 году в Казахстане было введено в строй жилых домов общей площадью в 5 млн. кв. м против 1,2 млн. в 2000 году. За последние 5 лет здесь значительно увеличилось число коек в больницах, число посещений поликлиник, число ученических мест в школах и т.д. /см. Межгосударственный Статистический Комитет СНГ. Ежегодник - «СНГ в 2005 году». М., 2006/.

Торговый оборот Казахстана со странами СНГ увеличился в 2000-2005 г. в 2 раза, а со странами «дальнего зарубежья» почти в 4 раза - при значительном превышении экспорта над импортом. За период независимости Казахстан привлек прямых иностранных инвестиций около 50 млрд. долларов, намного больше, чем Россия.

Конечно, главное, что интересует западные компании в Казахстане - это газ и особенно нефть. Почти 80% все поступающих сюда инвестиций связаны с переработкой и добычей углеводородного сырья. По оценкам Всемирного банка Казахстан входит в двадцатку стран наиболее привлекательных для инвестиций и занимает здесь далеко не последнее место. Банкирам нравится именно стабильность государства, в своих отчетах они продолжают писать, что Казахстан это ответственный и надежный поставщик энергоресурсов, и он вносит немалый вклад в энергетический баланс мировой экономики. К тому же у Казахстана, по мнению экспертов, имеется высокий потенциал дальнейшего развития энергетических ресурсов. На всех, кто занят в энергетике произвело немалое впечатление то обстоятельство, что самое крупное за последние 25 лет нефтяное месторождение было открыто именно в Казахстане. Особенно большой спрос на казахстанскую нефть существует у Китая. Нефтепровод Казахстан-Китай стал первым в истории КНР трубопроводом, который соединит его территорию с зарубежными запасами нефти. Этот перечень успехов Казахстана велик, его можно продолжить, хотя и перечень недостатков все еще также велик, и я еще буду говорить об этом ниже.

Однако позитивные процессы в этой большой стране преобладают. В одном из своих последних обращений к народу страны перед выборами 4 декабря 2005 года, распространенном в Казахстане в форме листовки на казахском и русском языках президент Нурсултан Назарбаев заявлял: «Каким я вижу Казахстан в ближайшие 7 лет? Я вижу Казахстан страной, которая превратится в одно из 50 самых богатых стран мира, страной, в которой каждая семья будет иметь связку из трех ключей - от собственного дома или квартиры, от собственного дела и от собственной машины. Я вижу Казахстан страной, которая будет образцом мира согласия. Как это сделать? Я никогда не обещал вам несбыточных сказок. Мой план на будущее точно просчитан и выполним. Он состоит из трех частей.

Первое. За семь лет мы поднимем в два с половиной раза то, что производится на каждого казахстанца. Сейчас это 3400 долларов, а в 2012 году будет составлять 8-9 тысяч долларов. Мы удвоим доходы каждого казахстанца. Мы повысим среднюю зарплату более чем в два раза и доведем до уровня не менее 70 тысяч тенге. Мы увеличим пенсии в два раза, а социальные пособия и стипендии студентов в два с половиной раза. Мы построим за семь лет 350 тысяч новых квартир, снизим ставку ипотечного кредитования. Миллион казахстанцев за эти семь лет вселится в новые квартиры. Мы увеличим расходы на образование и науку в три раза, и к 2012 году это будет 816 миллиардов тенге. Мы увеличим расходы на здравоохранение более чем в три раза. В 2012 году ни одна из стран СНГ не будет иметь такого уровня жизни, как Казахстан. Мы выйдем на уровень стран Восточной Европы.

Второе. Казахстан в 2012 году войдет в число индустриально развитых стран мира. Валовой внутренний продукт увеличится почти в 3 раза - с 6,8 триллиона тенге до 17,7 триллиона тенге. Такие темпы роста могут обеспечить только несколько стран на всей планете. Мы увеличим инвестиции в нашу экономику в 3 раза - до 4 триллионов тенге. Казахстан войдет в эти пять лет в пятерку главных мировых экспортеров зерна и в десятку главных экспортеров нефти. Такого еще никогда да не было в нашей истории. Мы увеличим вложения в сельское хозяйство до 450 миллиардов тенге. Наш малый и средний бизнес получит бурное развитие - до 40 процентов в валовом продукте. Сотни тысяч людей откроют собственное дело или расширят свой бизнес.

Третье. Мы выбираем демократию. В современном мире только демократическое устройство способно дать народу шанс на долговременное развитие. Мы правильно шли все эти годы по формуле: «сначала экономика - потом политика». Это принесло свои плоды. Теперь мы должны провести серьезные политические реформы. За будущие 7 лет политическая картина страны изменится. Участие парламента в формировании правительства, а также контроль за деятельностью правительства резко усилятся. Мы примем решительные меры по борьбе с коррупцией. Будущее нельзя остановить, но его можно планировать. Казахстан никогда больше не будет страной кризисов, а будет страной, где реализуются мечты. Казахстан - только вперед!».

Избиратели поверили Нурсултану Назарбаеву. Известно, что в январе 1999 года Н. Назарбаев победил на очередных президентских выборах. Он получил около 80% голосов избирателей и был избран на семилетний срок. Он выиграл также и все предшествующие выборы на этот пост. Он давал тогда более скромные обещания, чем в декабре 2005 года, но он их выполнил почти по всем пунктам. На выборах 4 декабря 2005 года его победа была триумфальной. Она удивила даже сторонников действующего президента: за Нурсултана Назарбаева было отдано 91% голосов, а за всех других четырех кандидатов проголосовало лишь 9% избирателей.

С тех пор прошел уже год, и Казахстан сделал в этот год еще один значительный и заметный шаг вперед. Но каковы составляющие этого успеха? Каковы факторы, которые помогли Казахстану так быстро идти вперед? Какие трудности были преодолены и какие еще ждут впереди?

Трудное начало. Годы выживания и поиска

Первые годы независимости сам Н. Назарбаев называл временем выживания. «Мы тогда выживали», «Мы искали свой путь», «Это было трудное время». В отличие от стран Балтии, Грузии или Украины в Казахстане не был в 1990-е годы никакого движения за отделение от России и за выход из СССР. На референдуме 17 марта 1991 года подавляющее большинство казахстанцев высказалось за сохранение СССР. Нурсултан Назарбаев решительно возражал против известных Беловежских соглашений России, Украины и Белоруссии, подписанных 8 августа в урочище Вискули в охотничьем павильоне Беловежского лесного заповедника. Когда стало ясно, что сохранить СССР даже в каких-то иных формах уже невозможно, именно Н.Назарбаев настоял на проведении новой конференции и подписании нового соглашения, что и было сделано 21 декабря 1991 года в Алма-Ате. Декларацию об образовании Содружества Независимых Государств и о прекращении существования Союза Советских Социалистических Республик подписали тогда лидеры 11 бывших республик Союза. Под этим документом стояла и подпись Нурсултана Назарбаева, который 1 декабря 1991 года был переизбран на пост президента Казахстана, но уже путем всенародных выборов. Эти выборы проводились тогда на безальтернативной основе. Оппозиционных партий и движений в Казахстане тогда еще не сложилось, а формальное выдвижение какой-то альтернативной фигуры не имело смысла - события шли слишком стремительно. Только 16 декабря 1991 года Казахстан провозгласил свою независимость - последней из республик СССР.

Самые первые недели после распада СССР прошли во всех республиках СНГ в условиях экономического и финансового хаоса, так как правительство Российской Федерации, не считаясь с интересами других республик, объявило о либерализации цен, которые уже к в января 1992 года по всем видам товаров выросли в среднем в 4 раза и продолжали расти. Соответственно обесценивались как сбережения граждан, так и оборотные средства предприятий. Казахстан был вынужден объявить о создании тотальной карточной системы. Разрушение СССР оказалось наиболее болезненным именно для республик Средней Азии и Казахстана, так их экономика создавалась почти на всех направлениях в советские десятилетия и она не являлась самодостаточной. Эта экономика с самого начала создавалась как часть экономики всего Союза. Ни Украина, ни Белоруссия не были и в прошлом колониями России, они являлись частью имперской метрополии, и даже в 1990 году по уровню ВВП на душу населения и по уровню жизни населения Российская Федерация, Украина и Белоруссия существенно опережали Казахстан и Узбекистан, а тем более Туркменистан и Таджикистан.

Как известно, экономика Советского Союза строилась на основе предельной централизации и жесткого директивного плана, который в свою очередь предусматривал весьма строгое разделение труда и создание по преимуществу крупных и сверхкрупных производств. Реальная конкуренция внутри тех или иных отраслей не поощрялась, а частная хозяйственная инициатива была практически невозможна, так как частная собственность в СССР была законодательно запрещена.

Самые робкие эксперименты по расширению не только кооперативной, но и частной собственности были предприняты лишь в 1989-1990 гг. в рамках горбачевской «перестройки». В советской системе экономики предполагалось, что 2-3 крупных предприятия должны обеспечивать потребности всего Союза в тех или иных товара или комплектующих изделиях. Казахстану и Узбекистану можно было не заботиться о производстве топоров и гвоздей, спичек или бумажной посуды. Они должны были давать стране зерно и хлопок, руду и металл. Но что теперь должен был делать Узбекистан со своим хлопком, а Казахстан со своим металлом? К тому же большая часть крупных предприятий находились в подчинении союзных министерств и управлялись непосредственно из Москвы. Что касается предприятий громадного оборонного комплекса, то правительства союзных республик часто даже не знали - что именно производится на том или ином предприятии. Сотни крупных предприятий Казахстана оказались без источников финансирования и без руководства. Эти предприятия лишились прежних рынков, а также поддержки скооперированных с ними предприятий из других республик. Почти все крупные стройки, которые велись в разных частях Казахстана и Средней Азии, остановились. В восточных регионах Советского Союза не было таких движений за независимость и за отделение от СССР, какие существовали в форме Народных фронтов в Прибалтике или Закавказье или РУХа в Украине. Здесь не было поэтому какого-то пусть и иллюзорного сознания одержанной политической победы, ради которой можно и нужно преодолеть разного рода трудности, безработицу, инфляцию и т.п. Однако в Казахстане была легитимная и твердая власть в лице президента республики Нурсултана Назарбаева, и здесь поэтому удалось избежать тех социальных и национальных конфликтов, которых не удалось избежать ни в Грузии, ни в Азербайджане, ни в Молдавии, ни в Таджикистане, ни в самой Российской Федерации.

Однако и Н. Назарбаев не был всесилен. В первые месяцы 1992 года в Казахстане ходили советские деньги, потом их по необходимости сменила новая российская валюта. Но и эта валюта быстро обесценивалась, да и самих денежных купюр не хватало. В экономике республики возобладали бартерные отношения. От угрозы голода, который возник в 1992-1993 гг. Таджикистане, в Киргизии и в Туркменистане, казахстанские города спасал в первую очередь обилие зерна, которое теперь из республики никто не вывозил, В I992-1993 гг. в Казахстан приехали давать свои советы десятки чиновников из МВФ и Всемирного банка. Нурсултан Назарбаев приглашал в Казахстан и российского экономиста Григория Явлинского. Пользы от этих советов было мало, и положение дел в республике продолжало ухудшаться. В 1994 году объемы промышленного производства в Казахстане снизились вдвое по сравнению с 1990 годом, а объемы сельскохозяйственного производства - почти на треть. Годовой уровень инфляции составлял в 1992-1994 гг. 1500-1800%. Капиталовложения из всех источников составляли в 1994 году всего 15% от уровня 1990 года. Индексы среднемесячной заработной платы составляли в Казахстане в 1992 году 65%, а в 1995 году лишь 35% от уровня 1991 года. /Цифры в данном разделе автор приводит по данным Межгосударственного статистического комитета СНГ - «Содружество Независимых Государств в 2003 году. Статистический ежегодник, М., 2004/. Средний размер месячной пенсии в пересчете на доллары составлял в Казахстане в 1995 году всего 29 долларов, и он продолжал уменьшаться.

Нет необходимости живописать все те трудности, беды и лишения, которые обрушились на Казахстан в первые годы его независимости. Экономическое положение Казахстана по большинству показателей было в 1992-1996 гг. хуже, чем в России. Особенно тяжелым оно оказалась в северных и северо-восточных регионах республики с преимущественно русским населением. Около миллиона человек из русского и украинского населения покинуло тогда Казахстан.

Уезжали немцы, которых, согласно переписи 1989 года, было в Казахстане более 900 тысяч человек. Один из российских журналистов, побывавших в те трудные времена в северных областях Казахстана, писал: «Казахстан - это даже не страна и не государство. Это огромное, замерзшее и страшное пространство, территория, на просторах которой выживает с каждым днем теряющее человеческий облик население. Эта территория покрыта квадратами незасеянных полей с ржавеющими остовами тракторов и комбайнов, чудовищными мертвыми заводами, обезлюдевшими угольными разрезами и урановыми рудниками. В вихрях степной вьюги исчезают куда-то линии электропередач и нитки газопроводов, пропадают электростанции и пекарни. Сегодняшний Казахстан - это ужасный сон, который нельзя оправдать или объяснить ни войной, ни революцией, ни какой-либо чумой или глобальной катастрофой» («Завтра»,1997, №13).

Конечно, в этой картине умирающего государства были немалые преувеличения, но была и значительная доля истины. Тем более было ложным стремление российской националистической газеты бросать какие-то упреки за бедственное положение Казахстана его лидерам. Сам Н. Назарбаев не слишком охотно вспоминает те времена, но и не забывает их. В своем большом Послании народу Казахстана, оглашенном на совместном заседании палат парламента республики, Назарбаев говорил: «С чего мы начали. Не так давно в историю ушли девяностые годы прошлого столетия, когда наша с вами жизнь кардинально изменилась, когда Казахстан обрел независимость. Это были особые годы по накалу страстей и эмоций. Социально-экономическая и политическая ситуация была просто критической.

Многие наблюдатели со стороны так оценивали экономические и политические шансы Казахстана: страна с недееспособной экономикой, с пустой казной, неразвитой политической системой, страна, живущая по Конституции времен Советского Союза и унаследовавшая от него определенный военный потенциал. Миру мы были неинтересны, мировое сообщество беспокоил лишь наш ядерный потенциал». («Казахстанская правда», 19 февраля 2005 года). Прогнозы большинства как западных, так и российских аналитиков, высказываемые по поводу Казахстана, были крайне неутешительными.

Считалось, что Казахстан быстро превращается в одну из самых бедных стран третьего мира, что ему придется вскоре ликвидировать всю свою промышленность, хотя он и сможет еще несколько лет продержаться, продавая сырье. Однако не позже 2000 года в Казахстане может произойти взрыв недовольства, который сметет режим.

Продолжение следует

По материалам ИАЦ МГУ

Главные темы » Все темы
Казахстан
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
23.10.2016
Соседи Казахстана. Для ответа на провокации в виде террора, вооруженных нападений, переворотов и цветных революций, необходимы союзники

23.10.2016
Политический ислам. Уход северокавказской молодежи в джихадизм можно пресечь, если власти регионов Северного Кавказа будут активно продвигать методы, заложенные экс-главой Дагестана Магомедсаламом Магомедовым: диалог между салафитами и суфиями и комиссии по адаптации бывших боевиков.

21.12.2014 Алия Карибаева

Евразия. Создание ЕАЭС целесообразно рассматривать с точки зрения возможностей притока технологий из наиболее развитых сфер производства России и Белоруссии в наименее развитые сферы производства Казахстана.


30.11.2014

Экология. Реализация всех китайских проектов может катастрофически сказаться на состоянии Балхаша.


16.11.2014

Экономическая политика. 11 ноября Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев неожиданно обратился к народу с ежегодным Посланием – раньше, чем в предыдущие годы, на 2 месяца.


30.4.2014 Нурсултан Назарбаев

Евразия. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.