АПН АПН Казахстан
Главная События Публикации Мнения Авторы Темы
Суббота, 25 мая 2019 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Становление казахстанской модели экономики. Часть 2
2006-10-13 Рой Медведев
Становление казахстанской модели экономики. Часть 2

Продолжение. Начало – здесь

Тезисы доклада на конференции «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 конкурентоспособных государств»

Первые стратегические решения президента Н. Назарбаева

Надо было принимать какие-то стратегические решения, от которых зависел весь дальнейший путь государства и народа. Положение дел было невероятно тяжелым, и от одного лишь неверно принятого решения зависела вся траектория движения страны на многие годы или даже десятилетия. Эти решения мог принимать тогда только один человек - Нурсултан Назарбаев, ибо только в его руках была тогда легитимная власть в Казахстане.

Одним из первых стратегических решений, принятых Н.Назарбаевым, было согласие на отказ Казахстана от ядерного статуса. Ядерное оружие в СССР располагалось почти на всей территории Союза. Больше всего имелось этого оружия после распада СССР у Российской Федерации, но немало было также у Украины, Белоруссии и Казахстана. На Украине в районе Карпат имелось даже очень большое подземное хранилище ядерных бомб разного типа. Известно, что с Украиной пришлось вести на этот счет долгие и трудные переговоры.

Казахстан согласился весьма быстро с уничтожением имевшихся у него межконтинентальных ракет и боеголовок, а также пусковых шахт - под наблюдением российских и западных военных экспертов. Некоторые из казахских политиков и общественных деятелей считали это решение ошибкой Назарбаева - "без атомного оружия, - говорили они, - мы превращаемся в слабую страну третьего мира". Они полагали, что обладая таким оружием, Казахстан легче и быстрее смог бы получить нужные ему кредиты и помощь. Однако Н.Назарбаев не стал на этот счет торговаться. Быстрый отказ от ядерного статуса сразу же избавлял республику от немалых и явно лишних для Казахстана военных расходов. Это решение увеличивало, а не уменьшало доверие главных мировых держав к Казахстану.

Другое решение было связано с введением новой казахстанской валюты. Это было также весьма трудным решением. Первоначально лидеры стран СНГ соглашались, что все эти страны останутся в единой рублевой зоне, и в первые месяцы 1992 года здесь принимались к оплате советские купюры. Однако либерализация цен привела не только к быстрому повышению цен на все товары, но и к острой нехватке самих денежных знаков. Между тем право эмиссии сохранялось только за Министерством финансов России, и новых купюр советского образца пускалось в оборот очень мало. Да и никто не знал сколько их надо, и как вообще регулировать в новых рыночных условиях обращение денег.

В СССР самой крупной купюрой была 100-рублевая. Однако теперь надо было срочно печатать купюры в 500 и 1000 рублей, уже осенью Егор Гайдар объявил о вводе в денежный оборот купюры в 5 тысяч рублей. Контролировать денежный оборот стало невозможно, и еще весной 1992 года Нурсултан Назарбаев издал секретный указ о подготовке к выпуску собственной национальной валюты - тенге. Такие же решения принимались, как стало известно позже, и в других странах СНГ. Однако и Россия готовилась к выпуску своих новых рублей уже с российской, а не советской символикой. Борис Ельцин и новый российский премьер Виктор Черномырдин заверяли Назарбаева и других лидеров СНГ, что они в случае своей денежной реформы обязательно "сверят часы" и обеспечат все республики СНГ необходимыми запасами денежных знаков, что позволило бы эти странам остаться в рублевой зоне.

Однако своих обещаний Ельцин и его чиновники просто не смогли выполнить. Инфляция была столь сильной, что главные фабрики "Госзнака", расположенные в Москве, в Перми и в Санкт-Петербурге, просто не справлялись с выпуском необходимой наличности. В самой России рабочие и служащие получали свою зарплату с опозданием в 2-3, а то и в 6 месяцев. Но в это же время огромные массы отмененных уже в России советских купюр хлынули потоком в Казахстан и в другие республики СНГ, подрывая их экономику. Первым появился в обороте украинский карбованец - в ноябре 1992 года. Новые белорусские рубли появились в июле 1993 года. Только в ноябре 1993 года в Казахстане появилась своя валюта - тенге.

Нурсултан Назарбаев был тогда крайне раздражен некорректным поведением России. Однако когда осенью 1993 года в главных городах России обнаружилась острая нехватка хлеба, и Виктор Черномырдин обратился к Казахстану с просьбой о продаже по льготным ценам трех миллионов тонн пшеницы, Н.Назарбаев немедленно дал указание правительству республики изыскать такой весьма большой объем зерна. /Ертысбаев Ермухамет. Казахстан и Назарбаев. Логика перемен. Астана. 2001.,с.302/. Россия подобных подарков Казахстану тогда не делала.

Пожалуй, самыми трудными решениями для Н.Назарбаева были решения о приватизации в экономике, в промышленности, в сельском хозяйстве и в сфере услуг. Было очень много людей в казахстанском руководстве и среди общественных деятелей, которые рекомендовали Н.Назарбаеву идти по тому пути, который избрала в 1992-1993 гг. Россия. Было немало людей, которые рекомендовали Н.Назарбаеву, напротив, сохранить государственную собственность на все главные предприятия Казахстана. Н.Назарбаев был осторожен и нетороплив в своих решениях.

Борис Ельцин и подобранная им команда действовали тогда как разрушители и не скрывали своих мотивов и намерений. Еще в 1994 году в своей книге "Записки президента" Ельцин писал: "Реформа Гайдара обеспечила макроэкономический сдвиг, а именно: разрушение старой экономики. Дико болезненный, без хирургического блеска, а, напротив, с каким-то ржавым скрежетом, когда с мясом выдираются куски отработавших деталей, механизмов, - но слом произошел. Наверное, по-другому было просто нельзя. Кроме сталинской промышленности, сталинской экономики, адаптированной под сегодняшний день, практически не существовало никакой другой. А она генетически диктовала именно такой слом - через колено. Как она создавалась, так и была разрушена." /М.1994.,с,300/.

К счастью, Б.Ельцину не удалось разрушить всю советскую экономику, о чем он очень жалел. ''Россия сопротивлялась их /Гайдара и Чубайса/ экспериментам, поскольку в России очень сложно, что-либо сделать, но еще сложнее в ней что-либо развалить" /там же, с.226/.

Даже через десять лет, уже отойдя от дел, Борис Ельцин в одном из интервью с гордостью говорил, что в 1991 году он ставил перед собой в качестве главной задачи "всю жизнь повернуть круто и наоборот". "Поэтому, - пояснял он, - я подобрал команду, которая ничего из прошлого не ценила и должна была только строить будущее" /"Вестник аналитики", 2005,№4,с.8/.

Как известно, Борис Ельцин пришел к власти, опираясь на пеструю, слабую и несцементированную никакими идеями демократическую оппозицию. По преимуществу, это были маргинальные группы, состоящие из людей с неудавшейся партийной, научной, военной или деловой карьерой, которые увидели в складывавшейся в стране ситуации шанс к выдвижению и социальной реабилитации. Много было здесь и деятелей теневого и "комсомольского" бизнеса, а также новых кооператоров, уже почувствовавших вкус быстрых и больших денег. Их идеологией стал в первую очередь не либерализм, с которым они, в сущности, не были знакомы, а самый примитивный антикоммунизм.

Это была не слишком прочная опора для власти, и Борис Ельцин чувствовал себя в Кремле и на больших Съездах народных депутатов Российской Федерации крайне неуверенно, ибо над ним постоянно висела угроза импичмента. Получив всего на один год чрезвычайные полномочия, Б.Ельцин санкционировал довольно быструю передачу огромной части национальных богатств, находившихся ранее в собственности советского государства, в частные руки. Это делалось главным образом не из экономических, а из политических соображений, а доводы экономического или идеологического характера служили лишь прикрытием эгоистических политических целей. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что новые миллионеры, типа Березовского, Ходорковского, Гусинского, а потом и Абрамовича, не возникали в стране естественным образом через предпринимательские усилия, а отбирались с участием самого Ельцина и его ближайшего окружения.

Путем подобного искусственного отбора предполагалось быстро сформировать некий "новый класс" или большую группу "новых русских", которые могли бы стать политической и финансовой опорой "новодемократической" власти. Находясь в остром конфликте и с сильной левой и националистической оппозицией и с парламентом, который он в конце концов расстрелял и разогнал, Борис Ельцин был озабочен не ростом ВВП и не экономическим процветанием России, а укреплением своей не слишком легитимной власти.

У недавнего члена Политбюро ЦК КПСС и безусловного лидера Казахстана Н.Назарбаева не было проблем с легитимностью его власти. Не было у него и сколько-нибудь влиятельной оппозиции. У него была поддержка всех еще не вполне сложившихся казахстанских элит, включая и неофициальные элиты казахских жузов - традиционных клановых объединений казахов-кочевников. Даже в состав Российской империи казахи входили жузами: Младший жуз добровольно присоединился к России еще в середине XVIII века, а вхождение в состав России Среднего и Старшего жузов завершилось лишь к концу XIX века. Без подобного рода родственных объединений жизнь кочевников невозможна, и каждый казах должен был знать едва ли не семь поколений своих предков, Нурсултан Назарбаев, как считалось, входил в Старший жуз.

Были у Нурсултан Назарбаева и другие мотивы, не только экономического, политического и национального, но и психологического характера. Нурсултан Назарбаев еще в 1989-1990 гг. не без оснований считал себя одним из руководителей всего Советского Союза. Его выступления на заседаниях ЦК КПСС и на съездах народных депутатов СССР были наиболее содержательными и взвешенными. Авторитет Н.Назарбаева во всем Союзе заметно и быстро увеличивался. В кругах ЦК КПСС и Верховного Совета СССР несколько раз в неофициальной форме обсуждался вопрос о выдвижении Н.Назарбаева на пост или Председателя Совета Министров СССР или вице-президента СССР. Опасались этого как слабовольный Михаил Горбачев, так и амбициозный и жаждущий власти Борис Ельцин.

Н.Назарбаев и его окружение были глубоко уязвлены в конце 1991 года уже одним тем фактом, что все главные решения по поводу судьбы СССР были приняты в Беловежской пуще без одобрения или даже совета с руководством Казахстана и всех восточных республик Союза. Создавалось впечатление, что три наиболее благополучных в СССР славянских страны хотели просто и грубо избавиться от "груза" мусульманских территорий и проблем, которые не один только Александр Солженицын называл "среднеазиатским подбрюшьем" России и которым Россия будто бы десятилетиями "отдавала свои жизненные соки". Крайне лично задели Н.Назарбаева, и он заявлял об этом публично, оскорбительные слова А.Солженицына, растиражированные газетами в миллионах экземпляров, о "раздутом Казахстане", которому коммунистами были якобы "нарезаны земли без разума, как попадя; если где кочевые стада раз в год проходили - то и Казахстан". Ответом на подобные оскорбления, не раз повторяемые и другими русскими националистами, мог стать только внушительный и ясный экономический успех и притом во всех регионах Казахстана, а не только той "большой южной дуги областей", в населении которой преобладали казахи.

И по свидетельству самого Н.Назарбаева, и по свидетельству людей из его ближайшего окружения, первые годы независимости Казахстана были для президента этой страны временем сильных эмоций, даже стресса, но также подъема и воодушевления, порой даже азарта. Он демонстрировал уверенность, сильную волю, но также осторожность, именно так он рассматривал и решал проблемы приватизации, руководствуясь в первую очередь здравым смыслом и интересами народа и государства. Приватизация должна была решать не какие-то идеологические или даже политические проблемы, она должна была повышать уровень управления и эффективности казахстанской экономики. Надо было найти не просто нового собственника, а собственника наиболее эффективного.

В первую очередь Нурсултан Назарбаев поддержал "малую" приватизацию. Речь шла в данном случае о небольших предприятиях в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Эти предприятия передавались естественным образом в собственность или в аренду самим работникам. Уже к концу 1993 года в Казахстане было зарегистрировано более 20 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса.

В Казахстане имелось также много достаточно крупных предприятий легкой и пищевой промышленности, машиностроения и других отраслей, которые еще недавно работали на нужды всего Союза и управлялись из Москвы. В данном случае в Казахстане были испробованы разные схемы приватизации в том числе и через раздачу всему населению приватизационных инвестиционных купонов, напоминавших "ваучеры" Чубайса в России. Но эта схема вскоре была отвергнута, так как она не создавала никаких эффективных собственников. В ряде случаев и там, где это было возможно, более крупные предприятия разделялись на несколько составных частей - для создания средних и мелких предприятий и для производства товаров, которые были нужны самому Казахстану и имели бы спрос внутри республики.

Самом трудной проблемой оказалась для Казахстана судьба недродобывающих и перабатывающих добытые богатства недр предприятие. В Казахстане были нефть и газ, золото и алмазы, медь и уран, уголь и железная руда, свинец и алюминий. Здесь были крупные центры металлургии и нефтепереработки. Все понимали, что именно это - главное богатство Казахстана. Однако разрешение общесоветского экономического пространства и управления создали во всех этих отраслях огромные трудности. Многие из этих предприятий остановились, у государства не было средств для выплаты зарплаты шахтерам и металлургам. Начались массовые забастовки.

Первоначально Н.Назарбаев, как и большая часть членов правительства считали, что в этой сфере экономики должна быть сохранена государственная собственность. Выступая на одном из заседаний Верховного Совета Казахстана, Н.Назарбаев говорил в феврале 1993 года: "В государственной собственности останутся оборонные предприятия, железные дороги, связь, теплоэнергетика, космос, вся крупная промышленность, которая перерабатывает недра - золото, алмазы, составляющие богатства Казахстана... Горнодобывающие предприятия мы намерены преобразовать в государственные национальные акционерные кампании, где государство держит контрольный пакет акций, но не управляет непосредственно, а участвует в расстановке директоров. А дальше чисто рыночные отношения: 50 процентов акций, остающихся в их руках, продаются трудящимся своих и других предприятий, 20 процентов - всему народу Казахстана" /"Советская Россия",13 февраля 1993 года/.

Однако такая схема не могла в тех условиях работать. Союзные республики в СССР не имели отраслевых министерств, их почти не было и в РСФСР. Во многих республиках имелось только Министерство местной промышленности. Государственный аппарат, каким он был в 1993 году в Казахстане, не имел должной компетенции и возможностей для того, чтобы выступать в качестве эффективного собственника сразу же нескольких сот крупных предприятий самых различных отраслей. Нурсултан Назарбаев вскоре радикализировал свои предложения, полагая, что государственная собственность в Казахстане не должна превышать 30% основных фондов промышленности. Он также потребовал представить ему аналитические материалы об опыте таких развитых стран, в которых доля государственной собственности составляла от 5 до 35% всего производственного имущества. / Ермухамет Ертыебаев. Указ.соч. с.312-313/.

Спад производства, инфляция, политическая нестабильность все это потребовало от Н.Назарбаева новых подходов. Назначая Акежана Кажегельдина премьер-министром в ноябре 1994 года, Н.Назарбаев принял решение фундаментального характера - передать в управление иностранным кампаниям крупнейшие экономические объекты Казахстана - его горнодобывающие, химические и металлургические предприятия с их последующей приватизацией. В этом решении был очень большой риск, но в то время, как в России останавливались и даже разрушались одно за другим самые крупные заводы: «Уралмаш», «ЗИЛ», «АЗЛК», «Челябинский тракторный», «Магнитка», даже заводы военного судостроения, самолетостроения, «Ростсельмаш» и т.д., в Казахстане крупное производство не было остановлено.

Эта приватизация была в Казахстане быстрой, даже сверхбыстрой, и многие крупные предприятия передавались иностранцам без накопившихся долгов. При этом была проведена и массовая смена директоров, многие из которых уже начали прибирать в свои руки подчиненные им заводы, фабрики, рудники, заботясь в первую очередь не об эффективности производства и не о работниках, а о собственном обогащении.

На президента Назарбаева обрушилась тогда мощная волна критики со стороны оппозиции, обвинявшей Назарбаева в "распродаже Родины". Многие упреки оппозиции были справедливы, и далеко не все иностранные кампании, вступившие в управление казахстанскими предприятиями, вели себя безупречно даже с точки зрения правил и норм рыночного капитализма. На этот счет можно приводить очень много примеров. Но общий результат был положительным. В Казахстане остановилось падение производства. Уже в 1996 году в республике ВВП увеличился на 1,1%. Это было очень немного, но это было уже начало перелома. В 1995 году Казахстан получил более 2 миллиардов долларов в виде прямых инвестиций. Под небольшой процент республика получила кредит еще на один миллиард долларов.

При оформлении крупных сделок казахское правительство получало крупные вознаграждения - бонусы. Оппоненты президента считали это легальной формой взятки, но это была общепринятая практика, и бонусы позволили увеличить доходную часть все еще крайне бедного бюджета реcпублики. Возросла внешняя торговля. В 1996 году Казахстан вывез за границу сырья на 4 млрд. долларов, из всего объема этого экспорта почти 50% приходилось на Россию, а 38% на страны дальнего зарубежья.

В Казахстане происходила стабилизация финансов, национальная валюта - тенге обретала относительную устойчивость. На конец 1997 года частный сектор составлял в Казахстане около 70% от всего объема активов, и это была в основном иностранная собственность. Разумеется, иностранные корпорации приобретали главным образом недродобывающие и перерабатывающие сырье предприятия. Но на разного рода аукционах и тендерах они приобрели и очень много других предприятий, например, в пищевой промышленности - табачные фабрики, маргариновые заводы, кондитерские фабрики и т.д.

Самым крупным инвестором в Казахстане были в те годы американские кампании, за ними шли кампании из Великобритании, Турции, Южной Кореи, Франции и Японии. Гораздо позднее к крупным инвесторам присоединилась и Россия. Уже к 1 сентября 1997 года прямые иностранные инвестиции в экономику Казахстана превысили 7 миллиардов долларов, а долгосрочные инвестиционные обязательства иностранных компаний по уже заключенным контрактам с Казахстаном оценивались огромной суммой в 60 млрд. долларов. / Ермухамет Ертысбаев. Указ. соч. с.324/.

Небольшой по населению Казахстан сумел привлечь гораздо больше иностранных инвестиций, чем огромная Россия. В 1997 году алюминиевая промышленность Казахстана находилась в руках японского капитала, а также капитала из Южной Кореи и Турции. В это же время большая часть алюминиевой промышленности России находилась в собственности криминального капитала, и здесь задавали тон криминальные авторитеты наподобие красноярского гангстера Анатолия Быкова. В разгоревшейся у нас в стране "алюминиевой войне" гибли десятки человек. Новые сырьевые магнаты в России перестали проводить разведку месторождений. В это же время в Казахстане иностранные корпорации проводили компетентную геологоразведку и открывали одно за другим все новые и новые месторождения.

В 1994-1996 гг. под иностранное управление в Казахстане перешли 45 самых крупных в республике промышленных предприятий, и объединений. В Казахстан пришли такие известные и уважаемые во всем мире корпорации, как «Шеврон», «Тленкор», «ЭксонМобил», «ШевронТексако», «ТотальФинаЭльф», «Амоко», «Бритиш Петролиум», «Филипс Петролиум», TWG и другие.

В Казахстане стали работать и многие менее известные, но быстро развернувшиеся на казахстанской почве средние и даже небольшие западные корпорации. В совместной с ними работе возникли и укрепились также многие казахстанские компании и корпорации - с национальным или смешанным капиталом. Наблюдатели называли в этой связи группы "Евразийского банка", "Казкоммерцбанка", "КазМунайГаз", ОАО «Алюминий Казахстана» и другие. Далеко не все эти предприятия, корпорации и компании работали безупречно. Были и споры, и конфликты, коррупционные скандалы. Однако общий итог такого сотрудничества был, несомненно, положительным. Казахстан получил не только немалую финансовую поддержку в самое трудное для себя время и избежал таким образом хаоса социальных беспорядков. Казахстан получил доступ к новым технологиям, к опыту рынка и современных методов управления. Были укреплены все институты государственного руководства и проведены такие трудные реформы как Пенсионная реформа, реформа ЖКХ, к которым Российская Федерация смогла приступить только через много лет.

Новая столица Казахстана – город Астана

Одним из самых важных стратегических решений Нурсултана Назарбаева было решение о переносе столицы государства на Север - ближе к географическому центру республики. Это решение не было неожиданным и спонтанным для самого Назарбаева, как можно судить по некоторым из его высказываний, он обдумывал это давно. Но даже для большинства близких Назарбаеву политиков это решение было неожиданным, а для некоторых даже неприемлемым. Далеко не сразу согласился с таким решением и казахстанский парламент, вопрос о столице государства - это проблема конституционная, и для ее решение необходимо согласие парламента и народа Казахстана.

Некоторые из близких Назарбаеву политиков и парламентариев поддержали решение о переносе столицы не только под сильным давлением президента, но и будучи уверенными в том, что это решение практически неосуществимо или может быть осуществлено только в далеко будущем. Казахстан еще не вышел из состояния кризиса и разрухи - откуда взять силы и средства для создания новой столицы государства! Однако добившись к концу 1995 года нужных для него законодательных решений, Н.Назарбаев развернул чрезвычайно активную и масштабную деятельность по созданию новой столицы государства. В качестве новой столицы было решено избрать город Акмолинск, расположенный более чем на тысячу километров севернее Алма-Аты.

Этот город был основан в 1830 году как крепость Акмолы. До Октябрьской революции это был маленький и затерянный в степях городок, в советские десятилетия он получил развитие как сравнительно небольшой промышленный центр. Очень большой толчок развитию города дала эпопея по подъему целинных земель. Вокруг города были еще недавно огромные просторы годных к освоению, но слабо заселенных степей. В конце 30-х годов именно Акмолинск стал центром очень большой лагерной зоны, главным образом для политзаключенных-женщин. Здесь был развернут огромным и печально известный АЛЖИР – «Акмолинский лагерь жен изменников родины». В начале войны город стал местом для эвакуация многих промышленных предприятий из западных районов СССР, но также ссылаемых из всех районов СССР немцев, их было арестовано и выслано в Сибирь, Казахстан и на Урал около одного миллиона человек.

В 1944 году Казахстан стал местом ссылки для чеченцев и ингушей, их было немало и в Акмолинской области. В 1954-1958 гг. Акмолинск стал одним из центров и опорных пунктов в освоении целины, и в 1961 году он был переименован в Целиноград. Согласно переписи 1989 года, в городе жило около 300 тысяч человек, здесь имелось несколько крупных предприятий по сельскохозяйственному машиностроению и металлообработке, а также предприятия легкой и пищевой промышленности. В конце 80-х годов городу было возвращено наименование Акмолы, однако теперь он получил название Астаны.

С самого начала - уже в 1996 году работа по созданию новой столицы развернулась с необычайной энергией. Ничего подобного по масштабам в СНГ не строилось. Здание бывшего обкома партии стали перестраивать в новый президентский дворец. Началось строительство большого здания казахстанского парламента - Мажилиса. Возводилось здание пятизвездочной гостиницы, торговых центров, элитных домов для чиновников. Происходила реконструкция четырех вузов города, один из которых должен был стать новым Государственным университетом. Был создан фонд "Новая столица", который формировался как за счет государственных средств, так и отчислений от бизнес-структур.

Каждая область Казахстана должна была за счет своих средств и силами своих стройтрестов выстроить в Астане несколько зданий. Многие из государств, которые только что установили с Казахстаном дипломатические отношения, получили в Астане участки для строительства своих посольств и представительств. Был заложен новый международный аэропорт. Довольно быстро была возведена монументальная мечеть, которую российские недоброжелатели как Н.Назарбаева, так и Юрия Лужкова, сравнивали с восстанавливаемым в Москве Храмом Христа Спасителя. Как в проектировании, так и в строительстве Астаны принимали участие турецкие и французские строительные фирмы и архитекторы, а также швейцарская фирма «Мобитекс», принимавшая тогда участие и в задуманном Б.Ельциным большой реконструкции дворцов Кремля.

К середине 1997 года в Астану уже перебрались на работу Министерство сельского хозяйства и Министерство транспорта. Перебазировался в Астану один из полков президентской гвардии. Неподалеку от бывшего Целинограда на берегу реки Ишим была расположена большая дача бывшего первого секретаря ЦК КП Казахстана Динмухамеда Кунаева, человека, который около 30 лет возглавлял Советский Казахстан. Именно Д.Кунаев в свое время поддержал выдвижение Н.Назарбаева на первые роли в республике.

Теперь эта дача перестраивалась и расширялась под загородную резиденцию президента Н.Назарбаева. Для строительства взлетного поля нового международного аэропорта, а также для строительства дороги от президентского дворца до летного поля быт приглашена одна из наиболее опытных в этих делах японская компания. Акмолинск-Целиноград - это не южный теплый город, это степной продуваемый ветрами город, где в холодные зимы температуры могут доходить до 30 градусов мороза. Но и это обстоятельство было учтено. Уже в 1997 году началась подготовка к созданию вокруг новой столицы Астаны зеленого кольца с шириной этого нового лесного массива в несколько километров.

Это было необычное строительство. Только на начальном этапе оно требовало вложения почти десяти миллиардов долларов. Как и другие крупные города Северного и Северо-Восточного Казахстана Акмолинск-Целиноград находился еще в 1995-1996 гг. в крайне тяжелом положении. Здесь постоянно отключали электричество, газ и воду. Даже в самой крупной местной гостинице гости из Москвы и из других городов Казахстана ложились часто спать в теплой одежде. Из окон больших домов были видны трубы буржуек, на улицах города можно было видеть людей, которые готовили свою пищу на кострах. Но рядом быстро рос вверх новый президентский дворец.

Многие чиновники отказалась переезжать из теплой и обжитой Алма-Аты в холодную и далекую Астану. Но тем, кто соглашался переехать в Астану, немедленно выдавали подъемные в размере почти годового оклада. Не теряя прежнего приватизированного жилья в Алма-Ате, эти люди получали новую квартиру и в Астане.

Оппозиция высмеивала проект "Новая столица". Ее поддерживали и российские оппоненты Нурсултана Назарбаева. Одна из оппозиционных и националистических российских газет писала в 1997 году: "Зачем же президенту Назарбаеву, обескровливая и без того уже истощенную, голодающую и замерзающую республику, осуществлять безумно дорогой и столь поспешный перенос столицы - из одного конца в другой? Откуда взял он астрономическую сумму в десять миллиардов долларов, которую, по подсчетам экспертов, необходимо выложить только на начальном этапе этого мероприятия?" /"Завтра", 1997, №13/.

На самом деле мотивов и причин для создания новой столицы Казахстана было много, хотя далеко не все из этих мотивов сам Н.Назарбаев готов был обсуждать со своими оппонентами. Он предлагал им подождать с окончательными выводами 6-7 лет. Создание новой столицы стало одним из локомотивов для общего развития республики и особенно ее северных регионов. В недавнем прошлом большинство северных и северо-восточных регионов Казахстана управлялись в большей мере непосредственно из Москвы, а не из Алма-Аты. Линии железных дорог, шоссе, газопроводы и нефтепроводы, линии электропередач, т.е. вся инфраструктура современной экономики, строилась в СССР исходя из общесоюзной, а не республиканской географии.

Разрушение Советского Союза приносило с этой точки зрения огромные трудности для региона Центральной Азии. Надо было создавать теперь новый географический и экономический центр в такой большой республике, как Казахстан, и это было важно и выгодно для всех регионов республики, в которой создавались теперь как бы две столицы, два центра притяжения. Астана в большей степени, чем южная Алма-Ата, была способна стянуть в единое целое экономику, да и все другие важные сферы жизни государства. Возрастала самодостаточность огромной по территории страны. Перемещение центра тяжести к центру повышало устойчивость государства при всех ситуациях.

Так и Россия стала более устойчивой страной после переноса столицы из Санкт-Петербурга в Москву. Создание новой столицы позволяло обеспечить более рациональное расселение самих казахов, не ущемляя при этом интересов преобладающего в северных регионах русского населения. Новая столица строилась в районах далеких от центров мусульманского радикализма и от больших конфликтных районов Центральной Азии и от региона Персидского залива. Были важны и прямо не высказываемые политические мотивы - создание новой столицы ослабляло влияние сложившейся еще в советские десятилетия партийно-советской бюрократии, а также традиционной для республики системы кланов. В новые властные структуры в Астану Н.Назарбаев мог приглашать в первую очередь тех людей, и тех управленцев, которых он хотел видеть в своем окружении и в аппарате власти. И хотя оппонентов и критиков было много, но Назарбаев твердой рукой провел этот грандиозный проект в жизнь.

1997-й год. Новая программа действий для страны

К началу 1997 года самый трудный период в жизни Казахстана был, казалось бы, преодолен. Падение экономики остановилось и даже наметился небольшой рост. Быстрыми темпами шло строительство новой столицы республики. Завершился процесс передачи самых крупных казахских предприятий под иностранное управление, В страну пошли иностранные инвестиции. Можно было погасить долги по зарплате и пенсиям. Вошла в действие новая Конституция Казахстана, принятая на всенародном референдуме 1995 года. На этом же референдуме полномочия Н.Назарбаева как президента республики были продлены до 2000 года.

В 1996 году начал свою работу и новый парламент республики, избранный на основе новой Конституции Казахстана. Все это открывало возможности для какого-то нового большого шага вперед, даже для нового поворота. Самые неотложные как текущие, так и стратегические программы были решены. В такой обстановке Нурсултан Назарбаева решил начать разработку масштабного и комплексного плана развития Казахстана на несколько десятилетий вперед. Само это решение было одним из самых важных стратегических решений Н.Назарбаева. Ни у одной из стран СНГ не было еще никаких долгосрочных планов развития.

Над большой программой «Казахстан – 2030» под руководством самого Нурсултана Назарбаева работала большая группа экономистов, практиков-управленцев, к этой работе были привлечены и многие зарубежные эксперты. Несколько групп казахстанских экспертов изучали опыт многих стран Европы и Азии, особенно таких стран, которым удалось совершить скачок в своем экономическом развитии: Японии, Китая, Малайзии, Сингапура, Германии. С визитами во многих странах побывал и Нурсултан Назарбаев.

Основные положения своей грандиозной программы Н.Назарбаев изложил уже в своем большом докладе 6 июля 1997 года на IV-й сессии Ассамблеи народов Казахстана. Впервые эта авторитетная и созданная в 1995 году Ассамблея собралась уже не в Алма-Ате, а в Астане. Еще через несколько месяцев в более систематическом виде программа «Казахстан-2030» была изложена в октябре 1997 года в большом послании Президента - "Н.Назарбаев. Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев". /Послание Президента страны народу Казахстана, Алматы. 1997/. Свои выступления в 1997 году Н.Назарбаев связывал и с историей Казахстана, так как 1997-й год был объявлен в республике Годом общенационального согласия и памяти жертв политических репрессий. В данном контексте я отмечу лишь некоторые из наиболее важных положений из обращений и посланий Н.Назарбаева, обнародованных им в 1997 году.

He вдаваясь в детали, Н.Назарбаев счел нужным напомнить, сколь большие потери понес Казахстан еще в первые 15 лет Советской власти. Проводимая здесь в 1930-1931 гг. кампания по коллективизации и "раскулачиванию" нанесла невиданный ранее ущерб как экономике, так и всему народу Казахстана. В республике царил тогда не только голод, но и тяжелейшая эпидемия брюшного тифа. По неполным данным, только от голода и болезней в Казахстане умерло более 1,5 миллионов человек. Еще не менее 1,5 миллиона казахов откочевало от беды в соседние области Китая, границы которого тогда еще никем не контролировались.

Здесь в северо-западных районах Китая жили родственные казахам уйгуры. Численность казахского населения республики сократилась за 1929-1933 гг. в два раза. Но в это же время Казахстан стал местом ссылки. Только за один 1931 год сюда было сослано более 150 тысяч спецпереселенцев, это были в основном семьи русских крестьян из центральных районов России. Позднее сюда начали ссылать немцев, корейцев, чеченцев и ингушей, создавая здесь тысячи охраняемых спецпоселений. К концу 1940-х годов в Казахстане находилось более 1,2 млн. спецпоселенцев. Но еще не менее 300 тысяч человек отбывали свой срок в каторжных "исправительно-трудовых" лагерях. Казахстан, - говорил Н.Назарбаев, - не может забыть этих страшных уроков. Начиная строить и развивать свое новое государство, казахстанский народ не может и не должен идти по авторитарному пути. Власть "сильной руки" - это не путь для Казахстана. Но и демократия, в ее зрелых формах может стать для Казахстана лишь итогом, а не началом пути. Нам надо преодолеть, - отмечал Е.Назарбаев, - не только последствия тоталитаризма, но и того, что можно было бы назвать «социалистическим синдромом».

Надо помнить не об одном лишь бесплатном образовании и здравоохранении, но и о том, как относились в советские годы к компетентным людям и ко многим разумным инициативам. Мы должны преодолеть сознание и штампы "народно-хозяйственного комплекса СССР". Peспyблика должна идти по такому пути, по какому уже идут многие страны, которые обрели независимость и стремятся к развитию.

Казахстан - это многонациональная страна, и основой ее стабильности является межнациональное и национальное согласие. Н.Назарбаев признал, что в 1992-1993 гг. конфликтный потенциал в межнациональных отношениях был очень велик и опасен. Он существенно уменьшился к концу 1996 года. Да, из республики уехали не только военные. Уехали многие русские, поляки, греки, немцы. Эта эмиграция была наиболее сильной в 1994 году, но теперь она сократилась по масштабам в 3-5 раз.

В Казахстане издаются газеты на 11 языках, а телестудии вещают на 12 языках. В органах власти и в администрации президента работают люди разных национальностей. В составе правительства 6 казахов и 8 русских и украинцев, а также один татарин. В органах власти и в системе правоохранительных органов работают казахи, русские, украинцы, белорусы, корейцы, уйгуры, немцы, ингуши, армяне, узбеки, поляки, молдаване и представители еще десяти национальностей. Нигде в СНГ такой картины нет. Да, казахи стали ''титульной нацией", и с этим нельзя не считаться. Казахский язык - это государственный язык, но и русский язык остается официальным языком республики, это язык межнационального общения и не только где-то за пределам республики, но и внутри Казахстана.

Народ Казахстана, - заявил Н.Назарбаев - должен стать общностью граждан разных национальностей, но не какой-то новой этнической общностью. В Казахстане живет сейчас около 15 миллионов человек, из которых 6,5 миллиона - это казахи. Но еще около 5 миллионов казахов живет за пределами республики, и почти все они покинули Казахстан вынужденно. Они сохраняют язык и обычаи своего народа и не враждуют с другими народами. Однако реализовать свои мечты о государственности казахи могут только в Казахстане, хотя никто из нас не может и не должен выдвигать лозунга "Казахстан для казахов". Наша республика, - сказал Н.Назарбаев, - должна разработать свою программу не только на ближайшие несколько лет, но и на 25-30 лет вперед.

Высказанные в докладе на Ассамблее народов Казахстана мысли Н.Назарбаев развил в новом послании народу Казахстана «Казахстан-2030», которое во многих отношениях является уникальным документом и не только для стран СНГ. К сожалению, во всех странах СНГ, кроме, конечно же, самого Казахстана, этот документ не привлек внимания или даже был сознательно проигнорирован. Но и в самом Казахстане далеко не все сразу оценили масштабность стратегических замыслов своего президента, рассчитанных на средний срок активной жизнедеятельности целого поколения граждан республики.

Речь шла о мощном историческом прорыве, гораздо более масштабном, быстром, чем весь тот крайне противоречивый и трудный, но немалый путь, который был проделан Казахстаном за все ХХ столетие. Сам Нурсултан Назарбаев определил свою программу как «прорыв», но он далее пояснил, что для такого прорыва сложились благоприятные внешние и внутренние предпосылки. Во-первых, Казахстан сумел не только заложить основы независимо суверенного государства и создать новые системы государственного устройства, но и осуществить глубокую трансформацию общества и начать формирование качественно новой политической и экономической системы и новой системы ценностей и человеческих отношений.

Во-вторых, граждане Казахстана - это не просто население, это образованный народ с высоким уровнем научного и творческого потенциала. Как казахи, так и казахстанцы в целом - это законопослушный и толерантный народ, они радушны и приветливы, а это особенно важно в многонациональной стране. На этой основе Казахстан смог обеспечить политическую стабильность и единство общества.

В-третьих, Казахстан - это страна с очень большим экономическим потенциалом, который до сих пор был реализован лишь в очень малой степени. Наша страна, - отмечал Н.Назарбаев, - имеет большие ресурсы нефти, газа и урана, и она может в ближайшие 10-15 лет стать одним из крупнейших в мире поставщиков энергоносителей. Но и по другим видам сырья Казахстан очень богат. По уже разведанным ресурсам эти данные выглядят очень внушительно. Залежи меди составляют 10% от мировых ресурсов, залежи свинца – 19%, цинка – 13%, железа – 10%, марганца – 25%, хромовых руд – 30%.

Только разведанные запасы по мировым ценам 1997 года составляли 3,3 триллиона долларов. Но прогнозные ресурсы, как были уверены эксперты, могли составить вдвое большую цифру. Богатством Казахстана являются и его уже освоенные и очень большие площади сельскохозяйственных угодий. Даже в 1996 году, несмотря на упадок, Казахстан 30% своей сельхозпродукции поставлял на экспорт, главным образом в страны Средней Азии, а также в Россию. Но в будущем Казахстан может наладить экспорт своей сельхозпродукции в Индию и Китай.

Географическое положение Казахстана, - как отмечал президент, - имеет и свои минусы, и свои плюсы. Да, Казахстан не имеет выхода к океанам, и с этой точки зрения он находится на периферии. Но это большая страна в центре Евразии, это транзитная страна, через которую идут важные транспортные пути, которые можно и нужно развивать - между Старым Светом и Восточной и Южной Азией. Коммуникационные проекты долго окупаются, и заботу о них должно взять на себя государство. Эта работа по созданию новых дорог и аэропортов уже ведется.

Казахстан, - говорил в 1997 году Нурсултан Назарбаев, - это все еще очень бедная страна. В прошлом среди нашего населения не развивался дух предпринимательства, и все надеялись и рассчитывали на поддержку государства. К тому же за период с 1991 по 1997 годы у нас произошел почти двухкратный спад производства. Уровень жизни граждан снизился, появилась безработица, ухудшились и демографические показатели. Почти не росли национальные сбережения. Для развития рыночной экономики страна еще не создала необходимой законодательной основы. Для преодоления этих негативных факторов требуется большая повседневная работа всего населения и государства. Республика должна развивать не только сырьевой сектор, но также и многие другие отрасли: машиностроение, легкую и пищевую промышленность, всю индустрию переработки сырья, производство стройматериалов. Казахстан должен развивать свою финансовую систему и систему банков, чтобы никто не стремился держать свои деньги в домашних тайниках.

В своих посланиях 1997 года Нурсултан Назарбаев весьма четко определил необходимость строить в республике свою казахстанскую модель экономики, общества и государства, которая должна быть основана на конвергенции разных моделей и Запада, и Востока. От Запада мы должны взять либерализм, плюрализм мнений, индивидуализм, упор на права личности. От Востока мы должны взять коллективизм, главенство семьи и семейных ценностей, направляющую функцию государства и все другие разумные нормы традиционного общества. "Найдется великое множество скептиков, - отмечал в заключение Н.Назарбаев, - которые сочтут эти планы нереальными из-за множества трудностей, стоящих перед нами. Казахская народная пословица гласит: "К тому, кто идет быстро, пыль не пристает". Поэтому пусть нас рассудит время, ибо дорогу может осилить идущий." /Ертысбаев Е. Указ. соч. с.33/

Казахстан в 1998-1999 гг. Новые трудности

Хорошо подготовленная и впечатляющая программа экономических, административных и законодательных реформ, провозглашенная Н.Назарбаевым в 1997 году, оказалась под угрозой из-за неожиданно возникших негативных международных факторов. Осенью 1997 года в большинстве стран Юго-Восточной Азии разразился финансовый кризис, который нанес ущерб и Казахстану. Из-за низкого спроса сильно упали мировые цены на нефть и многие другие виды сырья, поэтому расширять экспорт этих товаров для Казахстана не было смысла. В августе 1998 года тяжелый финансовый кризис разразился в России, что также серьезно затронуло экономику Казахстана.

Трудности Казахстана попыталась использовать как внутренняя оппозиция, так и недоброжелатели Казахстана в России. Политическая борьба в Казахстане нарастала на протяжении всего 1997 года, и среда оппонентов Н. Назарбаева имелось немало известных и влиятельных политиков, бизнесменов и общественных деятелей республики. Критика велась по всем направлениям. Не только казахстанские, но и российские газеты были полны тогда множества материалов с негативной информацией. Утверждалось, что он нетерпим к свободной прессе, не имеет компетентной команды для управления страной и потворствует распродаже национального достояния.

Увольнение либерального и "рыночного" премьера Акежана Кажегельдина и перенос столицы из Алма-Аты в Астану чрезвычайно расширили фронт оппозиции, которую теперь поддержали и многие недавние работники властных структур, а также значительная часть научно-технической и гуманитарной интеллигенции, положение которой в 1990-е годы чрезвычайно ухудшилось во всех странах СНГ. Оппозицию поддержали и многочисленные группы как молодежи, так и пенсионеров, жизненный уровень которых также значительно ухудшился.

Конечно, и Нурсултан Назарбаев был в это время не одинок. Его поддерживали не только члены правительства и администрации, а также ведущие чиновники и многие средства массовой информации. Н.Назарбаева поддержал тогда крупный бизнес, тесно связанный с властью, а также директорский корпус всех тех предприятий, которые работали под иностранным управлением. Н.Назарбаева поддерживала также исполнительная власть в областях и в большинстве городов республики. Полномочия президента Н.Назарбаева были исключительно велики, но они были действительны только до начала 2000 года, что создавало колебания и нервозность среди поддерживающей Н.Назарбаева правящей элиты.

Сразу несколько крупных и известных политиков объявили о начале своей подготовки к выборам президента, которые, как предполагалось, будут проведены в январе или феврале 2000-го года. Позиции Н.Назарбаева были все же более предпочтительными. Но он решил не рисковать и каким-либо образом предотвратить в еще неокрепшей политически и экономически структуре казахстанской государственности развития нового витка политического противостояния.

30 сентября 1998 года Н.Назарбаев озвучил свое, ставшее уже традиционным ежегодное послание, в котором предложил ряд мер по перестройке политических институтов страны - в целях укрепления и развития как стабильности, так и демократии. Вслед за этим посланием казахстанский парламент предложил Президенту начать реформу исполнительной власти и принял решение о проведении 10 января 1998 года досрочных выборов Президента Казахстана на семилетний срок. При этом в Конституцию было внесено 19 поправок, главные из которых предусматривали увеличение срока полномочий Президента с пяти до семи лет, а также отмену условия о предельном возрасте Президента, который ранее был установлен в 65 лет.

Весьма многоликая и разрозненная оппозиция в Казахстане не имела тогда ни единой программы, ни единого и сильного лидера. К тому же многие деятели оппозиции рассчитывали на длительную избирательную кампанию, которая, как предполагалось, будет происходить на протяжении всего 1999 года. Тем не менее в течение трех месяцев - с 10 октября 1998 года до 10 января 1999 года внимание всех СМИ Казахстана было приковано к президентской избирательной кампании и к тем политикам, которые бросили вызов Нурсултану Назарбаеву. На участки для голосования, согласно официальным данным, пришли 87% всех избирателей, из которых около 78% отдали свои голоса Н.Назарбаеву. По сравнению с 1995 годом протестный электорат увеличился, но не слишком значительно. Выборы дали новый толчок развитию многопартийной системы в Казахстане и укрепили здесь ростки демократии. Но они также укрепили власть и полномочия президента Н.Назарбаева. Он получил новый мандат на 7 лет, и это помогло преодолению экономических трудностей в стране.

1999-й год оказался для Казахстана весьма трудным, но эти трудности не означали какого-либо кризиса. Индекс физического объема ВВП в постоянных ценах увеличился за год на 2,7%. Это был очень незначительный прирост и общий объем ВВП в республике составлял все еще только 71% от уровня 1990 года. Казахстану пришлось ввести плавающий курс тенге, что означало фактическую девальвацию. Однако эта девальвация уменьшила импорт и увеличила внутреннее производство, а также экспорт. Золотовалютные резервы республики составили на конец 1999 года около 2 млрд. долларов. Это было не слишком много, но больше чем это было в расчете на душу населения в других странах СНГ. В западных странах было проведено успешное размещение казахстанских еврооблигаций на 500 миллионов долларов. В 1999 году в Казахстане был рекордный урожай и производство сельскохозяйственной продукции поднялось на 28% по сравнению с предыдущим годом. Инфляция в Казахстане, в отличие от России, была небольшой. Частный сектор в 1999 году давал до 75% всей продукции, и западные эксперты отмечали, что именно Казахстан наиболее успешно среди других стран СНГ осуществляет переход на рыночные принципы хозяйствования.

Окончание следует

По материалам ИАЦ МГУ

Главные темы » Все темы
Казахстан
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
23.10.2016
Соседи Казахстана. Для ответа на провокации в виде террора, вооруженных нападений, переворотов и цветных революций, необходимы союзники

23.10.2016
Политический ислам. Уход северокавказской молодежи в джихадизм можно пресечь, если власти регионов Северного Кавказа будут активно продвигать методы, заложенные экс-главой Дагестана Магомедсаламом Магомедовым: диалог между салафитами и суфиями и комиссии по адаптации бывших боевиков.

21.12.2014 Алия Карибаева

Евразия. Создание ЕАЭС целесообразно рассматривать с точки зрения возможностей притока технологий из наиболее развитых сфер производства России и Белоруссии в наименее развитые сферы производства Казахстана.


30.11.2014

Экология. Реализация всех китайских проектов может катастрофически сказаться на состоянии Балхаша.


16.11.2014

Экономическая политика. 11 ноября Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев неожиданно обратился к народу с ежегодным Посланием – раньше, чем в предыдущие годы, на 2 месяца.


30.4.2014 Нурсултан Назарбаев

Евразия. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.