АПН АПН Казахстан
Главная События Публикации Мнения Авторы Темы
Понедельник, 6 июля 2020 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Становление казахстанской модели экономики. Часть 3
2006-10-18 Рой Медведев
Становление казахстанской модели экономики. Часть 3

Окончание. Начало – здесь. Продолжение – здесь

Тезисы доклада на конференции «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 конкурентоспособных государств мира»

Пятилетка роста. Экономика Казахстана в 2000-2005 годах

Перелом в казахстанской экономике начался в 2000 году. Рост цен на нефть и сырьевые товары, конечно, в очень большой степени способствовал этому перелому, но это был не единственный фактор подъема. Объем ВВП в 2000 году увеличился на 9,8% и это был лучший результат в СНГ. Инвестиции в основной капитал увеличились за год на 27%, торговый оборот - на 30%, а экспорт - на 75%. Эти цифры были близки к показателям китайской и южно-корейской экономики. Инфляция в Казахстане упала с 17,8% в 1999 году до 7,8% в 2000 году. Экспорт достиг почти 9 млрд. долларов, тогда как импорт составил около 7 млрд. долл. Нефть и газ дали в 2000 году 43% экспорта, черная металлургия – 10%.

В это же время быстро развивался мелкий бизнес. Согласно статистике занятость в сфере малого бизнеса составила 1,4 млн.человек, что составляло 25% от общего числа занятых в республике. Было зарегистрировано более 30 тысяч субъектов малого бизнеса. В стране возникло немало российско-казахстанских предприятий и проектов, особенно в энергетике. Новый премьер и недавний министр иностранных дел Казахстана К.Токаев не раз говорил: «Да, Казахстан, конечно, не может обойтись без России. Но и Россия без Казахстана – тоже».

Планы и прогнозы развития экономики Казахстана на 2000-2004-й годы были весьма оптимистическими, но они были существенно превышены. Прирост ВВП в эти пять лет составлял в среднем 10% в год, и уже в 2003 году ВВП Казахстана превысило уровень 1991 года на 6,2%.

Общий объем прямых инвестиций в казахстанскую экономику превысил уже в 2003 году 30 млрд.долларов, и эти инвестиции продолжали поступать в республику во все больших объемах.

Выступая на совместном заседании палат парламента 18 февраля 2005 года, Нурсултан Назарбаев развернул весьма широкую картину успехов Казахстана на период 2000-2004 гг. и в целом обрисовал картину развития республики за те 15 лет, в течение которых он занимал пост президента Казахстана. "Сделав ставку на радикальную реформу экономики, - заявил Н.Назарбаев, мы в сжатые сроки сумели провести рыночные реформы, создали соответствующее законодательство. Сегодня Казахстан имеет peaльно работающую рыночную экономику".

По сравнению с 1994 годом, т.е. временем максимального упадка, ВВП Казахстана, увеличился в 4 раза, и мы близки к тому, чтобы уже через несколько лет достигнуть уровня таких стран, как Чехия, Венгрия, Польша, Малайзия. По паритету покупательной способности ВВП на душу населения достигает у нас 8 тысяч долларов. Основным источником экономического роста является эксплуатация сырьевого потенциала страны. По сравнению с 1985 годом Казахстан увеличил добычу углеводородного сырья на 225%.

Финансовая система Казахстана является одной из самых прогрессивных в мире. Золотовалютные резервы страны с учетом Национального фонда и резервов Центрального банка превышают 14 миллиардов долларов США. Объем внешней торговли у нас приблизился к 33 млрд. долл. при положительном сальдо в 7 млрд.долларов. "Мы стали жить лучше, - сказал Н.Назарбаев, - и по классификации Всемирного банка наша страна входит в группу стран со средним уровнем дохода".

Но все почти свои сравнения президент делал с уровнем 1994 года, когда страна находилась в жесточайшем кризисе. По сравнению с уровнями 1989 и 1990 гг. уровни жизни широких масс изменились мало, а для некоторых групп граждан, например, пенсионеров уровни 1990 года еще не были достигнуты. "Демократия - это наша цель, а не начало пути, - заявил Назарбаев. - Демократию нельзя внедрить декретом, ее надо выстрадать. Но и в этой области мы добились серьезных результатов. Казахстанская государственность состоялась. Наша страна по модели своего политического развития близка к западным демократиям и к другим так называемым "азиатским" новым демократиям, социальный прогресс и политический плюрализм которых общепризнан в мире".

Назарбаев подробно перечислил те демократические институты, которые уже созданы и нормально функционируют в Казахстане, а также те права и свободы, которые реально обеспечены гражданам Казахстана. Всего этого не было ни 10, ни 15 лет назад. "Полагаю, - заметил Назарбаев, - что все это в сочетании с сохранением сильного института президентской власти позволило стране успешно преодолеть наследие прежней эпохи и развиваться более высокими темпами, чем большинство государств Содружества". Президент Казахстана с гордостью отметил успехи республики на международной арене. "Если в 1991 году мировому сообществу практически не было дела до Казахстана, то сегодня оно видит, признает и уважает Казахстан. Мы сделали Казахстан региональным лидером, уважаемым международным партнером, активным участником борьбы с международным терроризмом, трафиком наркотиков и распространением ядерного оружия".

Далее Нурсултан Назарбаев достаточно подробно сказал о планах республики и ее руководства на ближайшие несколько лет и на более дальнюю перспективу. "Наша задача, - сказал он, - состоит в том, чтобы обеспечить и в дальнейшем ускоренный экономический и социальный прогресс Казахстана. Но не только за счет экспорта сырьевых ресурсов. Казахстан должен создать инновационную и многоотраслевую экономику и развивать такие отрасли, как туризм, нефтегазовое машиностроение, пищевую и текстильную промышленность, транспортно-логистические услуги, металлургию, производство строительных материалов. Однако во многих других отраслях мы должны полагаться на импорт и использовать выгоды международного разделения труда. Республика будет и далее развивать малый и средний бизнес, развивать регионы, а также более энергично развивать сельское хозяйство. Казахстан должен развивать свою банковскую систему и рынок ценных бумаг. Страна должна развивать жилищное строительство и заботиться о росте пенсий для старых людей. Мы должны развивать и демократию, - отметил Н.Назарбаев. - Но наш принцип "сначала экономика, потом политика". Постепенность не подвела нас. Демократии надо учиться, а это длительный процесс. Демократия - это культура мысли и поведения человека. Мы должны оставаться верными традициям восточной мудрости, постепенности и осторожности".

Казахстан должен обеспечить развитие всех видов образования и профессиональной подготовки. Казахстан - это светское государство, и ему чужды нетерпимость и религиозный фанатизм. "Мы открыты Божьему слову в любом обрамлении", - заявил Н.Назарбаев. Казахстан активный участник интеграционных процессов в СНГ. Мы выступаем за реформирование СНГ и ЕврАзЭС, за продолжение работы по созданию ЕЭП, по развитию структур ШОС. Но мы должны развивать и интеграцию в Центральноазиатском регионе и создавать Союз центральноазиатских государств, "Мы должны завершить строительство общества максимальных возможностей. Мы выбрали правильный путь. Результаты говорят сами за себя. У нас есть уникальный шанс на этой основе ускорить наше движение вперед. Это тот путь, который ведет Казахстан в число развитых и процветающих стран мира. Мне, стоявшему у истоков нашей государственности, взявшему личную ответственность перед народом за судьбу страны, хотелось бы, чтобы эта пора пришла как можно раньше». /"Казахстанская правда",19 февраля 2005 года./

Казахстанская модель

Казахстанская модель экономики, которая начала создаваться в 1994-1995 гг. и развивалась затем вот уже 12 лет, вполне убедительно и наглядно показала свою эффективность. Эту модель нельзя слепо копировать в какой-либо другой стране СНГ или в других регионах, как и сама казахстанская модель не является копией какой-либо другой эффективной экономической модели. В казахстанской модели учтены географические, политические, исторические, национальные и экономические факторы и условия, присущие только Казахстану. Но в Казахстане внимательно учитывали и изучали опыт многих других успешных стран.

Повышение цен на нефть и другие сырьевые товары явилось фактором, который существенно ускорил развитие Казахстана, но в основе успеха этой страны лежит развитое и компетентное руководство. Изучая уникальную во многих отношениях историю стран СНГ после распада СССР, мы видим, что все эти страны оказались в таких условиях, когда им пришлось, образно говоря, перейти на "ручное управление".

Это привело в одних случаях к множеству аварий или даже к крушению, но в других случаях к выдающемуся успеху. Разными оказались и личные качества, и внутренние ресурсы тех лидеров, которые оказались в переходный период во главе этих стран. Я имею в виду в первую очередь опыт и компетентность этих людей, их интеллект и политическую волю, а также их способность обеспечить стабильность, последовательность и твердость руководства.

Сила, ясность и чистота помыслов, направленных на достижение успеха своей страны и народа - вот что оказалось в конечном счете главным фактором успешного развития любой из стран СНГ. Новые страны СНГ должны были в крайне сложных обстоятельствах и в очень короткие сроки решить такой большое количество экономических, политических, социальных и национальных, а также культурных и всяких иных проблем, что слабые ограниченные, корыстные и некомпетентные люди, а таких было немало, с этим просто не смогли справиться. Но Казахстану в этом отношении очень повезло.

Нурсултан Назарбаев, прошедший еще в советском Казахстане путь от рабочего-металлурга и горнового доменной печи до первого секретаря Карагандинского обкома партии, председателя Совета Министров Казахской ССР и первого секретаря ЦК КП Казахстана и члена Политбюро ЦК КПСС, оказался нужным человеком на нужном месте. Именно выдающиеся способности, интеллект, компетенция и воля этого человека, ставшего Президентом Республики Казахстан, позволили ему превратить эту республику в наиболее стабильное в СНГ, достаточно открытое и динамично развивающееся государство.

Как я уже писал выше, Казахстан - это страна с рыночной экономикой и с преобладанием частного капитала как иностранного, так и частного казахстанского. Это вовсе не означает, что государство ушло из экономики. Совсем напротив, в последние пять лет государство непрерывно наращивало свое присутствие в национальной экономике. Существует очень много сфер хозяйственной деятельности, где именно государство является наиболее эффективным собственником. Казахстанское государство взяло на себя заботу о развитии транспортной инфраструктуры: авиации, железных дорог, нефте- и газопроводов.

Появление новой столицы, сооружение которой также взяло на себя государство, стало стимулом для строительства новых дорог и воздушных трасс, а также еще одного современного аэропорта. По мнению экспертов, железные дороги и линии электропередач работают в Казахстане более эффективно, чем в России, При поддержке государства и почти с нулевой отметки в Казахстане была создан вполне современная система банков, и она работает по многим видам услуг более профессионально, чем система российских банков.

Почти во всех крупнейших иностранных корпорациях до 20-25% акций имеет казахстанское государство, которое направляет своих представителей в советы директоров этих корпораций и компаний. При подготовке новых месторождений и их разработке участие государства будет выше, чем в тех, которые были переданы под иностранное управление в 1994-1996 гг. По уровням средней заработной платы и по среднемесячной пенсии Казахстан в 2005 году шел почти вровень с Россией, а по ВВП на душу населения Казахстан даже немного обгонял Россию, хотя существенно отставал от нее по этому показателю в 1990 году. С учетом социальной составляющей казахстанскую модель можно было определить как социал-демократическую. Казахстанские лидеры избегают в своих высказываниях и оценках каких-либо идеологических штампов.

Дочь Н.Назарбаева Дарига Назарбаева, которую некоторые наблюдатели считают едва ли не вторым по влиянию политиком в республике, комментируя Обращение президента к народу в феврале 2005 года, писала: Президент Нурсултан Назарбаев поставил задачу построения социально ориентированного государства, потому что экономика страны позволяет подумать о более справедливом распределении благ. Назовите это шведской моделью социализма или финской моделью капитализма - какая разница? Важно то, что эта модель внутренне близка нам, она укладывается в рамки нашего исторического опыта.

Эпоха рьяных защитников рыночной стихии, где каждый сам за себя, где выживает сильнейший, проходит. Но что идет на смену? Что нас ждет завтра? Какой тип государственности мы выбираем? Послание Президента народу Казахстана прозвучало вовремя, и оно на этот вопрос дает абсолютно ясный ответ; мы строим социальное государство, и данное обстоятельство ставит все на свои места. Потому что среди победных реляций о темпах экономического роста и зарубежных рейтингах страны легко может потеряться сокровенный смысл реформ и преобразований, который прост и укладывается в два слова: человеческая жизнь. Ибо человек, как известно есть мера всех вещей.

Можем ли мы говорить сегодня об уникальном казахстанском пути или последуем уже проторенными тропами? Выбор есть - шведская социал-демократия, британская либеральная демократия, бюрократический авторитаризм южнокорейского, японского, сингапурского, китайского толка. Как говорится, время покажет. Но одно сегодня очевидно и бесспорно: нынешними экономическими достижениями страна обязана системе жесткого государственного управления. Иным образом справиться с задачами кардинального реформирования было бы просто невозможно. В Казахстане уже решена важнейшая задача - каркас здания новой страны выстроен и даже снабжен антисейсмическим поясом. Теперь нужно добиться, чтобы людям было комфортно в нем жить. Необходимость дальнейшей демократизации и децентрализации власти очевидна, ибо только таким путем можно добиться объявленной цели - построить социальное государство, государство благополучных граждан.

На повестке дня вопросы тактики. Как этого добиться? Наша партия отвечает однозначно: вместе, всем миром, упорно намывая в однообразном песке повседневности золотой песок успешных решений. Это тяжелая работа, которую нужно делать, стоя по колено в ледяной воде. Бегать вдоль реки, оглашая берега демократическими воплями и размахивая цветными тряпочками куда легче. Но тут уж, господа, как говорится, кто на что сгодился»" / "Казахстанская правда", 12 апреля 2005 года/

Контуры казахстанской модели экономики и социального государства уже определились довольно отчетливо, и это не один лишь каркас. Однако строительство как основ, так и всего здания казахстанской экономики продолжается и сделать здесь предстоит еще очень многое с учетом, конечно, возможностей и условий Казахстана, Главные направления этого строительства очевидны и для руководства Казахстана - это развитие наукоемкого и высокотехнологичного производства, подготовка высокообразованных национальных кадров.

В Казахстане есть условия для развития многих отраслей точной и прикладной науки - особенно при кооперации с другими родственными по культуре и языку государствами Центральной Азии. Вместе с Киргизией Казахстан может завершить создание мощного каскада гидроэлектростанций, начало которому было положено еще в Советском Союзе, но прервано после его распада. Вместе с Узбекистаном Казахстан может и должен возродить Аральское море и весь регион вокруг Арала. Эта работа уже была начата - пока еще только на казахстанской стороне Аральского моря.

В процессе этого мощного экономического роста и укрепления политической и социальной стабильности Казахстана идет и формирование новой казахстанской элиты.

Казахстанская элита

Когда говорят сегодня о российской или казахстанской элитах, имеют обычно ввиду в первую очередь правящую или политическую элиту, к которой можно причислить в условиях рыночного или капиталистического общества также и бизнес-элиту, т.е. самых богатых в стране людей. Наиболее известные люди из российской или казахстанской интеллигенции, писатели, ученые, художники, артисты оказались с точки зрения политической или иного влияния даже в худших условиях, чем это можно было наблюдать в Советском Союзе. Но это особая тема, которую я сегодня и здесь не буду рассматривать.

Огромная роль деятелей культуры на формирование национального сознания и национальных ценностей не подлежит сомнению, и эта роль значительно превышает роль и значение разного рода политиков, аристократов или самых богатых людей той или иной страны. Но это влияние приходит почти всегда за пределами жизни этих деятелей культуры. Ценности культуры проходят более строгую проверку временем, и накапливаются гораздо медленнее, чем материальные ценности или политическая власть.

Проблемы формирования казахстанской политической элиты уже стали предметом нескольких исследований, на которые я ниже буду ссылаться. Весьма интересной, хотя в отдельных суждениях субъективной, является большой очерк Дмитрия Фурмана "Постсоветский политический режим Казахстана" / «Казахстан и Россия. Общество и государство». М., 2004/. Более объективной, но и более ранней является работа А.Тулегулова «Пути к Олимпу власти: политическая элита Казахстана сегодня». Алматы. 2000. Через Интернет я познакомился с большим очерком Нурбулата Масанова "Политическая и экономическая элиты Казахстана", которая, как об этом можно судить по содержанию и интонациям очерка, вышла из кругов оппозиции.

Совершенно очевидно, что некоторые процессы, связанные с формированием казахстанской элиты, были сходны с тем, что происходило и в России, ибо сходными были и исходные условия. В СССР существовала лишь одна система подготовки руководящих кадров, дифференцированная лишь по направлениям. Вполне целенаправленно шла подготовка высших партийных кадров, высших военных кадров, кадров государственных и хозяйственных руководителей и т.д.

Попытки Бориса Ельцина каким-то образом отстранить от власти всю бывшую партийно-государственную элиту и выдвинуть на высшие посты людей из редакций газет и журналов, заведующих лабораториями, кандидатов наук, второразрядных театральных деятелей, из среднего состава военных и спецслужб не была удачной, и это стало одной из причин крушения его режима. Назарбаев был много осторожнее, да и необходимости отказываться от ранее сформировавшейся в Казахстане партийно-хозяйственной номенклатуры у него не было.

Он сам был выходцем из этой системы и работал в ней много лет… С другой стороны, никто другой, кроме Назарбаева, не знал так хорошо и недостатки советской казахстанской номенклатуры и как всего этого слоя или группы людей, так и наиболее влиятельных ее представителей. Получив в свои руки очень большую и вполне легитимную власть, Н.Назарбаев не стал себя связывать с какой-либо из новых партий или даже с какой-либо идеологией. Он еще в 1991-1992 гг. провел очень много разного рода перемещений в кругу высших чиновников, удалив людей, которые выступали в Казахстане против рыночных реформ, а также людей, которые показали свою некомпетентность.

Н.Назарбаев убрал и некоторых людей, в лояльности которых он начал сомневаться. В ряде случаев он понижал тех или иных крупных и известных в республике чиновников или общественных деятелей в должности и положении или направлял в качестве послов в те или иные государства. Так, например, самый известный из писателей и поэтов Казахстана Олжас Сулейменов, оказавшийся в оппозиции и даже готовившийся выступить на предполагаемых в 1995 году выборах как кандидат в президенты, был направлен послом Казахстана в Италию.

Как я уже писал выше, президентские выборы были заменены в 1995 году референдумом о продлении сроков президентства Назарбаева до 2000 года, и Олжас Сулейменов согласился принять пост посла в Италии, а позднее посла Казахстана при ЮНЕСКО. За период с 1991 по 1999 годы общие перемены в составе властных структур в Казахстане были значительны. Вот данные на этот счет, которые приводил в своем исследовании А.Тулегулов: 21,9% людей из того слоя, который можно определить в Казахстане как политическую элиту, пришли во властные структуры из научных и учебных заведений, 21,6% пришли во власть с производства, в основном из базовых отраслей экономики - нефтегазовой, металлургической промышленности, из электроэнергетики, из горнодобывающей промышленности.

Представители агропромышленного комплекса составляли в 1999 году 7,2%, силовых структур - 9,05%, культуры и искусства - 3,2%, СМИ - 1,9% от всей элиты. 41,6% казахстанской элиты занимали до 1991 года различные посты в аппарате КПСС. / А.Тулегулов. Пути к Олимпу власти: политическая элита Казахстана сегодня, Алматы. 2000, с.55/.

Полемизируя с некоторыми положениями книги А.Тулегулова, биограф Н.Назарбаева Е.Ертысбаев писал: "Вообще говоря, Назарбаеву абсолютно все равно, работал человек в партии и комсомоле или пришел с производства, и уж совсем чужд и неприятен ему во всех отношениях подбор кадров по этническому, земляческому и родственному принципу. Его волнует только конкретный результат. Однажды он назначил Шерхана Муртазу, одного из самых больших авторитетов казахской интеллигенции, руководить электронными СМИ государства. Но через некоторое время пришлось снять его, так как не было позитивного результата. И, наоборот, старшая дочь Назарбаева – Дарига – очень хорошо смогла поставить дело, создав самый смотрибельный телеканал «Хабар»"./ Е.Ертысбаев Указ. соч. с.522/.

У казахстанской оппозиции на этот счет, естественно, иное мнение. Она считает, что в самом высшем слое политической элиты Казахстана, в некоей аристократической и почти совершенно закрытой от общества группе людей, составляющих ближайшее окружение Н.Назарбаева, преобладают как раз люди, связанные c Н.Назарбаевым родственными или клановыми отношениями. Таково мнение, например, Нурбулата Масанова. У меня нет возможности выступать в этой полемике каким-то арбитром, я излагаю лишь разные точки зрения и объективно проверяемые данные.

Сам Н.Масанов, перечисляя самых близких к Н.Назарбаеву людей из высшего круга власти, включает в первую десятку таких людей и Алтынбека Сарсенбаева. Но в 2005 году мы видели А.Сарсенбаева в числе нескольких наиболее жестких оппонентов Н.Назарбаева. Бывший секретарь Совета безопасности Казахстана, потом министр печати и информации в нескольких правительствах, а в 2003-2004 гг. посол Казахстана в Москве, Алтынбек Сарсенбаев в 2005 году стал одним из трех главных лидеров оппозиционного движения "За справедливый Казахстан".

В феврале 2006 года убийство этого 43-летнего политика и общественного деятеля всколыхнуло весь Казахстан. Это убийство было раскрыто достаточно быстро, а для объективности в состав следственной группы был включен и специально приглашенный агент ФБР. За три месяца до убийства А.Сарсенбаева - в ноябре 2005 года был найден застреленным в своей квартире еще один из лидеров казахстанской оппозиции и бывший мэр Алма-Аты Заманбек Нуркадилов. Из всей той информации, которая в обилии появилась в казахстанских СМИ в связи с выборами президента Казахстана в декабре 2005 года и в связи с политически окрашенными убийствами, мы можем ясно видеть, что все главные деятели оппозиции 2005-2006 гг. входили в высшие слои политической элиты Казахстана в период 1995-2005 гг.

Все это свидетельствует о том, что разного рода простые схемы насчет формирования казахстанской элиты не могут объяснить этот сложный и противоречивый процесс. Мы также видим, что в 1991-1999 гг. и позднее в 2000-2006 гг. в составе казахстанской элиты очень заметно и существенно поднялся процент казахов. Это вполне естественно для страны, которая входила в состав СССР и обрела теперь независимость. Но в Казахстане этот процесс выдвижения людей из титульной нации шел все же гораздо медленнее, чем в Закавказье или в других странах СНГ, кроме России.

Многие наблюдатели считают, что ведущей частью казахстанской элиты стали несколько десятков высших чиновников, которые обладают не только властью, но и собственностью. Многие из высших чиновников развивают свой бизнес, и в Казахстане к этому относятся достаточно спокойно. Такая тенденция возникла еще в 1994-1997 гг. при премьере Акежане Кажегельдине, который не только руководил передачей многих крупнейших казахстанских предприятий под иностранное управление, но и сам стал одним из богатейших людей республики. Он сегодня также в оппозиции и даже в эмиграции, но насколько мне известно, принадлежащие ему активы не были у него отобраны. Но в целом класс высших собственников формируется в Казахстане из «своих».

Такого слоя «олигархов» который появился при Борисе Ельцине в России, и который пытался приватизировать не только самые прибыльные в стране отрасли и предприятия, но и саму власть, в Казахстане не образовалось, и этот факт, конечно, надо оценивать положительно. А как можно было действовать иначе? В Казахстане, как можно судить, к образованию слоя чиновников-бизнесменов относятся спокойно, как и к приходу в высшие слои элиты людей, связанных родственными узами с президентом страны. В казахстанской бизнес-элите есть немало этнических русских или украинцев /С.Терещенко/, евреев /Д.Машшвич/, а также немцев и татар. Наблюдатели полагают, что этнически неказахские владельцы крупных компаний более лояльны или даже преданны президенту Н.Назарбаеву, а также более профессиональны и не склонны вмешиваться в политику.

В Казахстане образовался слой высших управленцев в корпорациях, принадлежащих иностранным компаниям. Это очень влиятельный и высокопрофессиональный слой управленцев, которых никто здесь не называет "компрадорами". Как правило, все эти люди лояльны и к интересам иностранных владельцев, к интересам нового казахского государства, которое проводит вполне самостоятельную политику.

Некоторые наблюдатели пытаются доказать, что в высших слоях казахстанской элиты из числа казахов преобладают выходцы из верхов Старшего жуза и, соответственно, мало выходцев из Среднего и Младшего жузов. Но эти утверждения не поддаются объективной проверке.

В любом случае можно сделать вывод, что процесс формирования казахстанской элиты по многим направлениям только начинается. Здесь нет исторической глубины. Несомненно, однако, что этот процесс в очень большой степени происходит под личным контролем Н.Назарбаева, а не стихийно. Именно президент сегодня назначает в Казахстане всех главных государственных должностных лиц вплоть до региональных и местных Акимов, а также в правоохранительных органах, в Кабинете министров. Президент сохраняет контроль и над двумя палатами казахстанского парламента.

Есть в Казахстане и группы иностранных советников, которые обладают немалым влиянием в экономике, но лишены политических амбиций. По мнению оппозиции, в казахстанской элите не представлены крупные интеллектуалы видные ученые, какие-то выдающиеся личности, известные своими крупными трудами. научными трактатами или просто яркими идеями /см. очерк Нурбулата Масанова "Политическая и экономическая элита Казахстана/.

Эти суждения также очень субъективны и не поддаются объективной проверке. Видные ученые и крупные интеллектуалы, а также люди, известные своими яркими идеями, должны иметь возможности и условия для своей научной работы и свободу эти яркие идеи свободно высказывать. Но это вовсе не означает, что они должны входить в политическую элиту страны и заниматься политикой. Политика и бизнес, а также вся сфера управления нуждаются в поддержке ученых, в интеллектуальных ресурсах и научных разработках.

Однако интеллигенция в целом - это совсем не тот слой общества, который призван управлять государством. В лучшем случае ученый должен выступать в качестве неофициального советника, или консультанта. Сожаления Н.Масанова о том, что к 2003 году в Президентском аппарате, в Совете министров и в руководстве парламента Казахстана ''не осталось ни одной сколько-нибудь самостоятельной фигуры, способной вести свою политическую игру и отстаивать общественные интересы", эти сожаления не слишком понятны. Власть не только в такой стране, как Казахстан, но и в России, а по большому счету и во всех крупных странах, требует команды и командной игры, "Самостоятельную игру" можно вести в оппозиции, на выборах, в собственных бизнес-проектах, а не в составе Кабинета министров.

Но лидеры самых крупных и авторитетных политических партий в том числе и находящихся в оппозиции, также должны с социологической точки зрения включаться в политическую элиту страны. Н.Масанов признает, что в Казахстане пока еще не сформировалось никакой авторитетной контрэлиты. Ее формирование находится только в начальной стадии, она крайне неоднородна как в этническом и клановом, так и социально-экономическом отношении.

Отдельные ее лидеры, будучи выведены из властных структур, утратили свое влияние и «пребывают в безвестности». "Казалось бы, в стране есть питательная среда для формирования контрэлиты, - замечает Н.Масанов, - но с другой стороны, именно маргинальность ее казахской части мешает ее вызреванию и структурированию". Можно подумать, что власть должна сама позаботиться о создании авторитетной оппозиции себе самой. На самом деле Н.Назарбаев хорошо видит недостатки и нынешней элиты и "контрэлиты". Он понимает и недостатки того высочайшего уровня концентрации и монополизации власти, которое имеет место в стране сегодня.

С одной стороны, в Казахстане ставится вопрос о расширении демократии и местного самоуправления. С другой стороны, принимаются меры по воспитанию нового поколения казахстанской элиты - через систему общего и специального образования. Несколько тысяч наиболее талантливых представителей казахстанской молодежи было направлено за государственный счет или за счет бизнес-структур для обучения в западные страны, в Россию, в Китай, в Турцию. Среди чиновников и управленцев в Казахстане уже появились хорошо подготовленные люди 25-30 лет, знающие 2-3 языка. За этими людьми будущее республики!

По материалам ИАЦ МГУ

Главные темы » Все темы
Экономическая политика
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
23.10.2016
Соседи Казахстана. Для ответа на провокации в виде террора, вооруженных нападений, переворотов и цветных революций, необходимы союзники

23.10.2016
Политический ислам. Уход северокавказской молодежи в джихадизм можно пресечь, если власти регионов Северного Кавказа будут активно продвигать методы, заложенные экс-главой Дагестана Магомедсаламом Магомедовым: диалог между салафитами и суфиями и комиссии по адаптации бывших боевиков.

21.12.2014 Алия Карибаева

Евразия. Создание ЕАЭС целесообразно рассматривать с точки зрения возможностей притока технологий из наиболее развитых сфер производства России и Белоруссии в наименее развитые сферы производства Казахстана.


30.11.2014

Экология. Реализация всех китайских проектов может катастрофически сказаться на состоянии Балхаша.


16.11.2014

Экономическая политика. 11 ноября Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев неожиданно обратился к народу с ежегодным Посланием – раньше, чем в предыдущие годы, на 2 месяца.


30.4.2014 Нурсултан Назарбаев

Евразия. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.