АПН АПН Казахстан
Главная События Публикации Мнения Авторы Темы
Среда, 12 декабря 2018 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Крах «энергетической империи»
2006-10-23 Дмитрий Верхотуров
Крах «энергетической империи»

События последних нескольких недель: уступка половины Оренбургского ГПЗ Казахстану, отказ от иностранного участия в освоении Штокмановского месторождения, административный наезд на сахалинские проекты, уступка Казахстану газоснабжения стран СНГ, назначение Германии распределителем российского газа в Европе, а также переориентация Лукашенко на Азербайджан, показывают, что стратегия превращения России в «энергетическую державу» находится в состоянии кризиса.

С момента начала «газовых войн» осенью 2005 года, России не удалось добиться ни одного сколько-нибудь ощутимого успеха в энергетической сфере. Напротив, положение только ухудшалось, в последнее время совсем стремительными темпами. Складывающаяся ситуация влечет для России целый ряд крупных политических и социальных проблем, и настал тот момент, когда нельзя больше предаваться иллюзиям, а надо реально оценить сложившееся положение, сколь бы оно страшным не оказалось.

Итоги «газовых войн»

Еще в начале января 2006 года, когда «газовая война» с Украиной находилась в ее пиковой фазе, было понятно, что такие наезды России с рук не сойдут, и удар обратным концом палки составляет всего лишь вопрос времени.

Удар этот произошел осенью 2006 года и выразился в резком обострении конфронтации с Грузией и резком охлаждении отношений с Беларусью. В пылу грузинских баталий, никто в России не заметил двух взаимосвязанных моментов.

Момент первый – конфронтация с Грузией подрывает СНГ и весь интеграционный процесс. После того, что сделала Россия с Грузией и с грузинами, ни у одного здравомыслящего правительства не появится мысли не то, что об интеграции, а даже о сближении с Россией. Все прекрасно поняли посыл: сегодня – грузины, завтра – украинцы, азербайджанцы, беларусы…

Момент второй – Казахстан, являющийся ныне председателем СНГ и фактическим его хозяином, имеет в Грузии серьезные интересы, и российская политика эти интересы ущемляет. Назарбаев не подал виду, но наивно полагать, что он не сделал выводов из грузинских баталий.

Нелишне вспомнить, что все нынешние политические раздоры имеют энергетическое происхождение. Грузия еще в начале 2006 года пошла на острую конфронтацию с Россией из-за повышения цен на газ до 110 долларов за тысячу кубометров, последовавшее сразу после «газовой атаки» Украины. С Беларусью обострение отношений началось с требования «Газпрома» продать «Белтрансгаз» по бросовой цене (также в связи с «газовой атакой» Украины), а заявление Лукашенко о том, что он против «присоединения к России» произошло после угрозы повышения цен на газ до 250 долларов. Отшатывание от России Грузии и Беларуси произошло в итоге «газовых войн».

Итог «газовых войн» можно оценить таким образом: Россия нанесла себе колоссальный удар по своим же интересам в СНГ. Теперь одни крупные игроки в этой организации: Украина, Беларусь, Грузия, - против России. Казахстан и Азербайджан имеют интересы, которые политика России ущемляет, и происходит откат от России в ряде областей сотрудничества. Туркменистан всегда в стороне, Узбекистан переметнется на сильную сторону, а остальные участники мало что могут сделать.

В России считалось, что СНГ – для России. Теперь ситуация поменялась на обратную. Россия толкнула Украину, Беларусь и Грузию к новому лидеру СНГ – Казахстану. Кроме того, своими грубыми и топорными методами Россия содействует сплочению их, поскольку известно, что дружба легче всего налаживается против кого-то, а тут Москва себя словно специально навязывает в качестве врага для всех стран СНГ.

Складывается принципиально новая политическая ситуация, когда Россия в СНГ попадает в изоляцию, и ее роль низводится до роли Туркменистана – неавторитетного наблюдателя.

ЕС – Россия: нокдаун

Во время пика «газовой войны» с Украиной было стойкое ощущение, что ЕС, сильно пострадавшая от этого, не оставит вопрос без внимания и предпримет жесткие меры. Однако европейцы оказались с крепкими нервами и сразу в драку не полезли, отдав внимание подготовке наступления.

За прошедшие с того времени месяцы ими сделано вот что. Во-первых, ЕС нашёл заменителя России на постсоветском пространстве. Им, как легко догадаться, стал Казахстан. За прошедший год Казахстан посетило множество представителей Евросоюза и США разных уровней и с разными миссиями, было сказано много слов и речей, обещано было председательство в ОБСЕ в 2009 году. Казахстан в одночасье для всех стал стратегическим партнером и союзником.

Уже этот поток славословий в адрес Казахстана должен был насторожить Кремль и заставить предпринять некоторые шаги по упрочению своего положения. Но этого сделано не было.

Во-вторых, ЕС с подготовки перешел к более жесткой позиции в отношении исполнения Россией Энергетической хартии. Хартия упоминалась в январе 2006 года как документ, который России и Украине хорошо было бы исполнять. Теперь позиция Евросоюза другая – Россия должна исполнять Хартию, даже под принуждением.

Президент России Владимир Путин на саммите G8 в Петербурге предложил Германии и Франции создать энергетический альянс, базой которого были бы Штокмановское месторождение в Баренцевом море и Северо-Европейский газопровод. Лидеры этих двух стран дали Путину искупаться в лучах славы, но приняли решение о том, что альянсы будут создаваться в рамках ЕС, без участия третьих стран. Для непонятливых поясняю, что «третья страна» - это Россия. 12 октября эта позиция была скреплена подписями канцлера Германии Ангеле Меркель и президента Франции Жака Ширака.

Это можно назвать только одним выражением – «поезд ушел». Для России создание энергоальянсов с любой страной ЕС стало теперь ненаучной фантастикой. Слова о том, что Германия может стать распределителем российского газа – не более, чем сотрясание воздуха.

Кроме того, между ЕС и Россией с 1997 года действовало соглашение о партнерстве, согласно которому к 2007 году Россия исполняет требования ЕС и входит в его состав прямо или на правах ассоциированного членства. Договор этот выполнен не был, другого не готовилось, и ЕС предлагает России только Энергетическую хартию и Транзитный протокол (основной смысл которого в предоставление трубопроводов для свободного транзита газа из Центральной Азии).

Попытки Путина «подкупить» Меркель эксклюзивными правами на газ, а также участием немецких компаний в разработке Штокмановского месторождения (из-за чего с месторождения спешно выгнали все иностранные компании: американские, норвежские и французские) также не увенчались успехом. Не в последнюю очередь потому, что Штокман с трубой представляет собой в значительной степени проект, а не работающую систему. 55 млрд. кубометров газа с шельфа Баренцева моря могут быть поставлены только в 2016 году, когда закончится строительство газопровода с месторождения, ныне находящего в стадии проектирования. Азербайджан может поставить столько же газа в 2009 году.

Итак, надо понимать, что Евросоюз нанес России мощный удар, фактически нокдаун. Вся ставка на энергоносители, на создание «энергетической державы» - провалились. ЕС не заинтересована в России никак. Россия должна стать европейской бензоколонкой.

После этого все предложения России бессмысленны. После недвусмысленного шага ЕС, к России с пренебрежением станут относится США, Китай, Индия и все остальные страны, потому что всем прекрасно понятно, что с России можно совершенно безнаказанно требовать. Кто этого еще не понял, сравните риторику: «Казахстан – стратегический партнер Евросоюза в Центральной Азии» и «Россия должна исполнять положения Энергетической хартии и Транзитного протокола».

Nicht schiessen! Wir kapitulieren!

Крушение стратегии «энергетической державы» ставит Россию в крайне тяжелое положение, так что можно сказать – настоящие тяготы только начинаются.

Последние 15 лет российское руководство, будучи уверенным, что с нефтью и газом войдет в «цивилизованное мировое сообщество», ломало и крушило промышленный и технологический потенциал Советского Союза. Такая политика была понятна с той точки зрения, что возможен доступ в число «хозяев мира» как поставщика энергосителей, и все неэнергетические отрасли не нужны. Стратегия «энергетической державы» точно выражала чаяния российских бизнес-политических кругов.

Время показало, что они жестоко ошибались. «Цивилизованный мир» не захотел пускать к себе «энергодержавников», также, как респектабельный банкир не пускает в свое общество торговца с бензоколонки. Им нужно было не крушить, а тщательно сберегать советский промышленный и технологический потенциал, потому что он играл роль страховки на случай краха стратегии «энергетической державы». Если бы сейчас был сохраненный потенциал советского времени, то Россия могла бы повернуться задом к Европам, и отбить упущенное мощной экспансией в развивающихся странах.

Думается, что эпопея с созданиями особых экономических зон выражает собой запоздалое прозрение и стремление хоть в чем-то наверстать упущенное и бездарно растраченное. Однако, ломать – не строить, а российские чиновники, кроме ломки и перманентной реформы, видимо, ничего другого делать не умеют.

Растраченный потенциал СССР ставит российское руководство в самое тяжёлое положение. Куда России деваться от требований ЕС, когда у нее нет союзников и некому заступиться? Оба варианта – бороться с Евросоюзом или сразу капитулировать перед ним – ведут, по-видимому, к одному результату. Весь вопрос только во времени. Теперь у очень многих стран появляются и возможности, и поводы поступать с Россией, как им заблагорассудится. Например, открыто дискриминировать русских и граждан России (как грузин в России), дискриминировать российский бизнес (благо есть повод, поданный Россией же), а то и вообще начать готовить раздел России по образу и подобию Югославии. Это уж как ЕС договорится с Казахстаном и ГУАМ.

ЕС, навязав свои условия энергетического транзита, обдерет Россию до костей. После того, как Россией будет подписана Энергетическая хартию, потока нефте- и газодолларов в Россию уже не будет. Это поведет к тому, что российское руководство вынуждено будет бросить все, кроме Ямала, Штокмановского месторождения, газопровода в Европу и Петербурга в качестве «черного хода» в Европу. Никаких вложений в другие регионы можно не ждать. Правительство России, судя по некоторым заявлениям, уже готовится к тому моменту, когда оно объявит, что у него нет никаких обязательств перед российскими регионами. После этого – все. Каждый выплывает в одиночку, и Россия де-факто превращается в рыхлую конфедерацию.

Есть ли выход из этой ситуации? Не поздно ли ещё попытаться отказаться от порочной стратегии «энергетической империи» и постараться восстановить хоть что-то из утраченного? Пока нас ещё окончательно не съели. Говорят, что и у крокодила в пасти можно ещё побороться за жизнь. Вот только кто из нынешних кремлёвских способен на такую борьбу?

Главные темы » Все темы
Мировая арена
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
23.10.2016
Соседи Казахстана. Для ответа на провокации в виде террора, вооруженных нападений, переворотов и цветных революций, необходимы союзники

23.10.2016
Политический ислам. Уход северокавказской молодежи в джихадизм можно пресечь, если власти регионов Северного Кавказа будут активно продвигать методы, заложенные экс-главой Дагестана Магомедсаламом Магомедовым: диалог между салафитами и суфиями и комиссии по адаптации бывших боевиков.

21.12.2014 Алия Карибаева

Евразия. Создание ЕАЭС целесообразно рассматривать с точки зрения возможностей притока технологий из наиболее развитых сфер производства России и Белоруссии в наименее развитые сферы производства Казахстана.


30.11.2014

Экология. Реализация всех китайских проектов может катастрофически сказаться на состоянии Балхаша.


16.11.2014

Экономическая политика. 11 ноября Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев неожиданно обратился к народу с ежегодным Посланием – раньше, чем в предыдущие годы, на 2 месяца.


30.4.2014 Нурсултан Назарбаев

Евразия. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.