АПН АПН Казахстан
Главная События Публикации Мнения Авторы Темы
Четверг, 22 октября 2020 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Пятнадцатилетие СНГ – точка невозврата?
2006-11-01 Юрий Шевцов
Пятнадцатилетие СНГ – точка невозврата?

Содружество Независимых Государств, созданное, по словам Путина, для «цивилизованного развода» республик бывшего СССР, и более-менее неплохо справившееся с этой ролью, в канун своего 15-летия имеет шанс вступить в новую фазу развития. Созданный на основе СНГ мировой картель сырьевых государств мог бы составить ощутимую конкуренцию ОПЕК, а также стать фундаментом для формирования инфраструктуры многополярного мира.

15-летие СНГ пришлось на критический момент. По сути, перед нами почти точка невозврата: или в ближайшие месяцы будет достигнуто соглашение о резком усилении интеграции в рамках СНГ, или дезинтеграция постсоветских стран именно сейчас закрепится и станет необратимой на много лет вперед.

Россия вступает в двухлетнюю предвыборную кампанию. В это время никакой сильной внешней политики от РФ можно не ожидать. Более того - если Путин уходит, то следующий лидер будет слабее его. Второго Путина пока не просматривается, а создать нового сильного политика нелегко и эта работа требует времени. Весь мир внимательно наблюдает сейчас за Россией, оценивая ситуацию именно так.

Если Россия действительно уйдет в самоослабление, тогда против нее сыграет множество факторов. И главный из них связан с выходом на рынки каспийского углеводородного сырья. Пока Россия во главе с Путиным более-менее удерживает контроль над этим потоком. Но именно сейчас построен и начал работать закавказский трубопровод. Уже работает, и на днях, похоже, получил серьезную поддержку Евросоюза трубопровод Одесса - Броды. Полным ходом обсуждается продление этого трубопровода к белорусским нефтеперерабатывающим заводам.

Главное же - именно сейчас Казахстан, Азербайджан и Узбекистан вышли на давно запланированные очень высокие уровни добычи углеводородов. И в ближайшие несколько лет темп роста добычи сохранится. Стабилизация произойдет через 3-5 лет - как раз тогда, когда в России новый лидер наберет силу. К тому времени доля каспийского сырья на рынках ЕС составит не менее трети от всех углеводородов, поступающих в Европу с территории бывшего СССР. Россия, уходя во внутреннюю политическую кампанию, освобождает политическое поле для активности консолидированных государств, наполненных к тому же конкурентным российскому сырьем. Вряд ли удастся удержать их и их сырье под контролем.

Скорее всего, в тени российской предвыборной кампании будет втянута в прозападную комбинацию Беларусь. Условия транзита российского сырья на Запад резко ухудшатся по всем направлениям. Украина и восточноевропейские страны станут потребителями, в основном, каспийского сырья. А закавказские страны и, вероятно, среднеазиатские государства вместе с Казахстаном политически переориентируются на проамериканскую Восточную Европу.

Дезинтеграция постсоветского пространства станет необратимой. Усилившийся через 2-3 года новый российский лидер вряд ли сможет вернуть даже ту, не очень высокую степень влияния в СНГ, которой обладает сегодня Путин. Дедлайн, точка невозврата – 1 января 2007 года, или даже 28 ноября нынешнего года - день 15-го юбилейного саммита СНГ, где могут быть приняты решения или запускающие этот процесс, или останавливающие его.

Какова может быть альтернатива окончательной дезинтеграции?

Прежде всего, сохранение за Путиным, обладающим реальным весом в российском обществе, значительного политического влияния. Сильный Путин - это достояние всего постсоветского пространства. Его потерять нельзя. Путин действительно может возглавить реформирование СНГ.

Но СНГ надо реформировать не по схеме усиления межгосударственного союза. Такой союз - процесс сложный, бюрократический и долгий. СНГ надо реформировать посредством формирования внутри Содружества сильного, но компактного и управляемого «союзного центра», способного принимать решения, реально выгодные странам СНГ. В распоряжение такого центра должна перейти основная инфраструктура, по которой, прежде всего, углеводороды поступают на внешние рынки. Это – «Газпром» и комплекс крупных нефтяных компаний, «Белтрансгаз», в какой-то форме украинские трубопроводные сети и т.д.

Союзный центр, действуя как корпорация, мог бы обеспечить стабильные и невысокие транзитные платежи по всем видам перевозок внутри СНГ. Тем самым удалось бы увеличить внутренний товарооборот стран Содружества и удовлетворить интересы стран-переработчиков сырья - Украины и Беларуси, а также промышленных регионов РФ за счет увеличения товарооборота с сырьевыми странами и регионами. Каспийское сырье также получило бы возможность выйти на рынки ЕС по внутренней системе коммуникаций СНГ, а не в обход нее. Приход огромных масс этого сырья компенсировал бы возникающие потери от невысоких «как бы транзитных» цен для России, Украины, Белоруссии.

Союзный центр мог бы сразу, не обращая внимания на российскую предвыборную кампанию, перейти к активной внешней политике. Целью внешней политики такого СНГ стало бы закрепление стратегического партнерства, прежде всего с Ираном и Венесуэлой. Стратегическое партнерство с этими странами позволило бы влиять на определение мировой цены на углеводороды. Сегодня мировая цена на нефть определяется не Россией, не Ираном и не Южной Америкой. Сегодня эту цену, в конечном счете, определяют США и ЕС. Однако США слишком увязли в своих войнах на Ближнем Востоке, пропустили появление ядерной Северной Кореи и не в состоянии пока атаковать Иран. ЕС не способен к активной внешней политике, пока не примет свою конституцию.

Сегодня имеется реальная возможность формирования нового мирового картеля сырьевых стран во главе с ядерной Россией/СНГ, с готовыми сопротивляться внешней агрессии Венесуэлой/Южной Америкой и Ираном. Этот картель способен как взвинчивать мировую цену на нефть, так и понижать, компенсируя свои финансовые потери ростом объемов добычи и продаж сырья.

Такой картель жизненно интересен наиболее страдающим от высоких цен на сырье крупным странам третьего мира - Китаю, Индии, восточноазиатским государствам. Партнерство сильного «союзного центра» СНГ с Ираном и Венесуэлой автоматически означает усиление партнерства СНГ с КНР, Индией, восточноазиатскими странами, а, может, и напрямую с Японией. Организации, которые объединяют третий мир – Движение неприсоединения или даже ООН могут получить внутренний костяк из союза стран - региональных лидеров и обновленного СНГ. Так возникнет инфраструктура многополярного мира.

Можно смело ожидать также формирования внутри Европы сильной фракции, ориентированной в пользу такого глобального картеля. Нельзя исключать, что эта фракция будет опираться как раз на те страны, которые ныне наиболее агрессивно настроены по отношению к России - на восточноевропейские государства во главе с Польшей. Внутриполитическая ситуация в этих странах сейчас неустойчива как никогда за последние 10 лет. И появление рядом с ними сильного СНГ вполне может усилить внутри них как раз ориентированные на Восток политические силы, наподобие партии Анджея Леппера в Польше. А через них - и сам ЕС вполне может перейти к менее амбициозной политике относительно восточноевропейских стран и России, чем та, которую он ведет ныне.

В тени действий такого сильного союзного центра пройдет российская предвыборная кампания. Эта кампания не будет знать ни конфликта с Лукашенко, раскалывающего патриотический электорат РФ, ни больших проблем с Украиной, ни новых - еще не очень заметных вызовов со стороны прикаспийских стран. Авторитет Путина внутри РФ сохранится и подстрахует нового лидера, пока тот наберет вес. Россия продолжит отползание от пропасти и начатые ныне национальные проекты и долгосрочные программы спокойно продолжатся. Институты власти укрепятся.

Сильный «союзный центр» в виде своего рода сырьевой корпорации СНГ - это совсем не второй центр власти в России. Никакого повторения противостояния союзного и российского уровней не будет. Россия продолжит набирать силу, как суверенная страна, и ее институты власти не будут растворяться в союзном образовании. «Союзный центр» корпоративного толка – это, по сути, громадное акционерное общество стран-участниц, «громадный «Газпром» , который вступает в отношения с суверенными странами СНГ через отношения с их властями, а не с обществами.

Союзный парламент и предвыборные кампании будут вторичными. С президентами же весьма авторитарных ныне стран СНГ договариваться гораздо проще, чем с избираемыми депутатами союзных органов власти. И пока Россия будет занята предвыборной кампанией, именно странам СНГ придется вынести на своих плечах значительную часть политической и иной нагрузки по установлению действенного партнерства с Ираном, Венесуэлой, Китаем, Восточной Европой... Им будет не до втягивания во внутреннюю политическую кампанию в РФ.

Реально достаточно договоренности между Путиным, Назарбаевым и еще несколькими президентами о формировании подобного «союзного центра», о реформировании СНГ именно таким путем, о распределении своих новых целей, задач, приоритетов и обязательств друг перед другом. Остальные институты и страны СНГ подтянутся потом, по мере необходимости. И такое реформирование СНГ вполне может произойти уже 28 ноября. Это - один из обсуждаемых вариантов. Пока не пройдена точка невозврата...

Юрий Шевцов, директор Центра по проблемам европейской интеграции, Минск

По материалам Росбалт

Главные темы » Все темы
Постсоветский союз
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
23.10.2016
Соседи Казахстана. Для ответа на провокации в виде террора, вооруженных нападений, переворотов и цветных революций, необходимы союзники

23.10.2016
Политический ислам. Уход северокавказской молодежи в джихадизм можно пресечь, если власти регионов Северного Кавказа будут активно продвигать методы, заложенные экс-главой Дагестана Магомедсаламом Магомедовым: диалог между салафитами и суфиями и комиссии по адаптации бывших боевиков.

21.12.2014 Алия Карибаева

Евразия. Создание ЕАЭС целесообразно рассматривать с точки зрения возможностей притока технологий из наиболее развитых сфер производства России и Белоруссии в наименее развитые сферы производства Казахстана.


30.11.2014

Экология. Реализация всех китайских проектов может катастрофически сказаться на состоянии Балхаша.


16.11.2014

Экономическая политика. 11 ноября Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев неожиданно обратился к народу с ежегодным Посланием – раньше, чем в предыдущие годы, на 2 месяца.


30.4.2014 Нурсултан Назарбаев

Евразия. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.