АПН АПН Казахстан
Главная События Публикации Мнения Авторы Темы
Суббота, 25 мая 2019 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
В ожидании реформ
2006-11-27 Ирина Бектиярова
В ожидании реформ

Международная научно-практическая конференция “Перспективы политических реформ в Казахстане: общественные ожидания и международные стандарты” прошла в Алматы. Она была организована “Центральноазиатским фондом развития демократии” при содействии Центра ОБСЕ в Алматы и Фонда Фридриха Эберта. Казахстанские и зарубежные эксперты обсуждали проблемы развития демократических процессов в Казахстане, пути политической модернизации, роль гражданского общества, а также вопросы, возникающие в связи с предстоящим решением по поводу возможного председательства Казахстана в ОБСЕ.

Как считает гендиректор Центральноазиатского фонда развития демократии Еркин Туккумов, в последнее время появились мессиджи со стороны власти о возможном скором переходе Казахстана от президентской к президентско - парламентской республике. При этом он оговорил, что пока это область предположений и интерпретаций. Пока же ясно, что в декабре на рассмотрение Президента будут представлены прошедшие предварительное обсуждение предложения рабочих групп госкомиссии. После чего прояснятся контуры предстоящих изменений в конструкции политсистемы и правилах игры для ее участников.

Тем не менее, уже сейчас резко актуализировалась тема политического строительства, как на властном, так и на оппозиционных полях. “Сегодня можно констатировать начало нового этапа партстроительства, кардинальной зачистки и реорганизации провластного партийного поля и попытки части оппозиции «встроиться» в выстраиваемую властью систему”, - отметил политолог. Он считает, что вопросы конфигурации партсистемы и перспективы превращения партий в реальные субъекты политической жизни приобретают особую актуальность. В целом вопрос, в каком направлении развивается казахстанская партсистема, становится весьма актуальным.

Что же касается возможного председательства Казахстана в ОБСЕ, г-н Тукумов отметил, что если для государства с развитой устоявшейся демократией пост председателя является рутинной обязанностью, для Казахстана, причем не только для его власти, это может иметь существенные последствия - как положительные, так и резко отрицательные. “Если Казахстан пойдет на последовательное и четкое выполнение всех требований организации, то неизбежно в этих обстоятельствах политические трансформации поставят под угрозу существование режима власти в нынешнем виде. Такой ход событий не нужен власти”.

В случае принятия положительного решения при отсутствии серьезных демократических подвижек со стороны Казахстана под угрозу дискредитации подпадает сама ОБСЕ. “Неудивительно, что целый ряд государств поэтому весьма настороженно относятся к кандидатуре Казахстана на пост председателя ОБСЕ. Но обе стороны весьма заинтересованы в нахождении компромиссного положительного решения”, - констатировал он.

Несколько своеобразной точки зрения по этим вопросам придерживается главный редактор “АПН-Казахстан” Юрий Солозобов. Заявив о наличии нестыкуемого ценностного, даже цивилизационного разрыва между нашими евразийскими странами с одной стороны (к ним политолог относит как Россию, так и Казахстан) и странами Европы, российский политолог сделал вывод, что это “побуждает РФ и РК искать национальные формы демократии”. Отметив, что Казахстан ранее заявил о том, что является евроазиатской страной, Солозобов высказал позицию, что, по его оценке, Россия должна позиционировать себя «великой неевропейской державой» . Россия, безусловно, демократическая страна. Особое государство-цивилизация , находящееся на своем месте в середине Евразии. Это одновременно и не европейская, и не китайская держава”.

Исходя из этого очевидного сходства Росси и Казахстана, россиянам крайне важен анализ казахстанских реформ. Основной вывод, который они делают: “Казахстан строит реальную государственность на новых, еще невиданных синтетических  формах управления. Важно, что эта государственность не носит «имитационный» или «неоколониальный характер». Президент Назарбаев искренне пытается построить свой национальный вариант демократии и государственности”. Сравнив казахстанские реформы с “радикальными изменениями в Киргизии, когда за несколько минут принимается несколько вариантов Конституции”, г-н Солозобов, понятно, делает вывод не в пользу последних. Медленное изменение политического ландшафта, по его оценке, гораздо надежнее и основательнее. При этом также считает, что для будущего политустройства Казахстана принципиально важно вести постоянный диалог с оппозицией, как альтернативным интеллектуальным центром, а не маргинализировать ее.

Однако, даже после этой оговорки предложения российского политолога не были однозначно оценены собравшимися. Представители КИСИ (А.Морозов и др.) активно рассказывали о поступательных шагах на ниве демократизации РК, ни разу не оговорив, что они носят национальный характер. А сопредседатель партии “Настоящий Ак жол” Ораз Жандосов, выступавший на тему экономического измерения политических реформ, и вовсе высказался против объяснения отсутствия демократизации “особенностями евроазиатского или субконтинентального развития”. “Не понимаю, требование честно считать голоса на выборах - это черное или белое, или в этом есть серые переходы?” - комментировал он выступавшего перед ним российского оратора.

В связи с этим лидер оппозиции заметил: если ввести четкие критерии относительно того, что считать реальным экономическим развитием, то можно измерять реальный прогресс страны и проектировать его на политическую систему. Экономист Жандосов в очередной раз напомнил, что Казахстан, который производит много сырья, мировая цена на которое растет, а следовательно, увеличивается поток нефтедолларов, по показателю ВВП на душу населения отстает от России в 1,5 раза, а по доходам на душу населения - в 2 раза. “Большого прогресса в экономике за последние 5 лет за пределами переваривания нефтедолларов нет”, - констатировал он.

Одним из подтверждений этому является то, что по достаточно объективной шкале конкурентоспособности Всемирного экономического форума Казахстан за год “упал с 51-го на 56-е место”. Политик считает, что полноценная борьба с коррупцией, реальное улучшение инвестиционного и бизнес-климата напрямую зависят от проведения реальных политических реформ. Имитацию последних г-н Жандосов прокомментировал  понравившейся всем репликой относительного “Атамекена” - “проекта, который реализовывался 1,5 года, а по сути оказавшимся проектом по трудоустройству Азата Перуашева”.

Зампредседателя партии “Ак жол” Бурихан Нурмухамедов рассуждал на тему взаимосвязи реальных политреформи продвижения заявки Казахстана на председательство в ОБСЕ. При этом он отметил, что ни в одной другой стране не было столько дискуссий по поводу того, имеет ли моральное право страна председательствовать. Турция, к примеру, добровольно отказалась председательствовать в 2007 году, потому что в стране в это время будут проходить парламентские и президентские выборы.

Политик особо отметил, что для Казахстана председательство - это вызов. Поскольку страна является в отличие от 15 государств, уже председательствовавших в ОБСЕ, первым государством с преимущественно мусульманским населением, первой из постсоветских стран, кроме того, она поставщик энергоресурсов. Большинство из аналогичных стран является авторитарными. Поэтому для Казахстана чрезвычайно важно, сумеет ли он преодолеть направленность, заданную этими факторами, уверен г-н Нурмухамедов. Он полагает, что тенденция превращения в более авторитарное государство существует, и в основном на это влияют “нефтедоллары, наличие которых сдерживает проведение реальных политических реформ”.

Политик также обратил внимание на то, что Президент поручил своей администрации разработать комплексную программу подготовки к председательству в ОБСЕ , но до сих пор такой программы нет. По поводу же представленного “Ак Жолом” в МИД и госкомиссию проекта плана “Казахстан-ОБСЕ 2009” также ответа никакого нет. Поэтому у него вызывает сомнение, есть ли у власти политическая воля проводить реформы. Тем не менее г-н Нурмухамедов считает, что “мы не должны зависеть от этого фактора, надо исходить из того, насколько председательство отвечает стратегическим интересам Казахстана, и каковы будут издержки, если мы не проведем необходимые политические реформы в надлежащем виде”.

Председатель казахстанского бюро по правам человека Евгений Жовтис относится к возможному председательству Казахстана как к шансу, причем как для страны, так и организации. “Если шанс не будет использован, это будет означать, что Казахстан продолжит двигаться по пути авторитаризма. Но также это будет означать, что ОБСЕ исчерпала себя как механизм влияния на страны по выполнению ими своих обязательств в человеческом измерении. И демократические страны должны искать другие рычаги влияния, если они озабочены ситуацией с правами человека и демократией в центральноазиатских странах. Общественно-политические ожидания от возможного председательства Казахстана в ОБСЕ заключаются в появлении шанса для четырехлетнего приближения к международным стандартам в этой области. Но это только шанс, а не гарантия”, - отметил он.

В свою очередь глава Центра ОБСЕ в Алматы Ивар Викки подчеркнул: никто не ждет от Казахстана, что “реформы произойдут за ночь”. Но должно быть “четкое ощущение направления, и еще более важно, что такойвектор движения сохранится в будущем”, - сказал г-н Викки.

По материалам газеты «Панорама» №46, 24 ноября 2006 года

Главные темы » Все темы
Политический спектр
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
23.10.2016
Соседи Казахстана. Для ответа на провокации в виде террора, вооруженных нападений, переворотов и цветных революций, необходимы союзники

23.10.2016
Политический ислам. Уход северокавказской молодежи в джихадизм можно пресечь, если власти регионов Северного Кавказа будут активно продвигать методы, заложенные экс-главой Дагестана Магомедсаламом Магомедовым: диалог между салафитами и суфиями и комиссии по адаптации бывших боевиков.

21.12.2014 Алия Карибаева

Евразия. Создание ЕАЭС целесообразно рассматривать с точки зрения возможностей притока технологий из наиболее развитых сфер производства России и Белоруссии в наименее развитые сферы производства Казахстана.


30.11.2014

Экология. Реализация всех китайских проектов может катастрофически сказаться на состоянии Балхаша.


16.11.2014

Экономическая политика. 11 ноября Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев неожиданно обратился к народу с ежегодным Посланием – раньше, чем в предыдущие годы, на 2 месяца.


30.4.2014 Нурсултан Назарбаев

Евразия. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.