АПН АПН Казахстан
Главная События Публикации Мнения Авторы Темы
Среда, 3 июня 2020 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
О дипломатии как искусстве кнута и пряника
2006-12-08 Эдуард Полетаев
О дипломатии как искусстве кнута и пряника

ОБСЕ пока не согласилась на председательство в ней Казахстана в 2009 году. По-всей видимости, представители некоторых стран, несмотря на лоббистские устремления и обещания со стороны Казахстана, все еще считают нас недостаточно либеральными, стабильными и предсказуемыми. Дескать, вы сначала окончательно реформируйтесь, а мы посмотрим, что у вас получится, и решим, что с вами делать дальше.

4 декабря Карел де Гюхт, глава МИДа Бельгии, председательствующей в ОБСЕ в 2006 году, на пресс-конференции в Брюсселе поставил точку с запятой в дискуссии о том, станет ли Казахстан во главе этой организации в 2009 году. Вопрос отложили до следующего года, то есть продлили так называемый «оценочный» период, так как консенсуса не достигли, поскольку мнения разделились. Одни думали, мол, дадим ребенку мороженое, он его скушает, успокоится и станет послушным. Другие считали, что и мороженое ребенок не съест, и одежду запачкает. Иначе говоря, первые утверждали, что председательство положительно скажется на Казахстане, дав толчок реформам благодаря высокой ответственности. Вторые заявляли, что надо подождать, пока наша страна постарается в большей мере соответствовать стандартам организации, например, предлагая председательство в ОБСЕ в 2011 году. Не так долго, если вспомнить о дате 2030, но Казахстан ждать не согласился (почему – это другой вопрос). Точку решили поставить на заседании Совета министров иностранных дел (СМИД) стран-участниц ОБСЕ в Мадриде в 2007 году. «Именно тогда можно будет провести политическую оценку реформ, проведенных страной», - сказал де Гюхт.

Точка с запятой уже разделила вполне самостоятельные части актуальной дискуссии. Вдруг перестали спорить (с 2003 года шел этот спор) о том, достоин или не достоин Казахстан председательства в ОБСЕ. Теперь дискутируют о переносе решения: означает ли он жирный крест на амбициях Казахстана либо свидетельствует об успехах нашей дипломатии?

Несмотря на злорадные реплики скептиков по поводу пользы для Казахстана европейского дипломатического «холодного душа», отечественные чины не теряют оптимизма. Чуть ранее, до отсрочки решения, глава казахстанского МИДа Касымжомарт Токаев, на 14-й сессии СМИД ударно призвал страны-участницы оставить стереотипы холодной войны в прошлом, заявив, что наша страна Казахстан вполне достойна занять место председателя ОБСЕ. «Мы сделали первый шаг в выполнении дорожной карты реформ, принятой в 2005 году в Любляне. В соответствии с рекомендациями БДИПЧ внесены поправки в выборное законодательство, проведены реформы местных органов самоуправления. Важный шаг - реформа закона о СМИ, который сейчас обсуждается законодателями», - сказал Токаев. - «2007 год будет важным для выполнения стратегии Казахстана по созданию демократии и гражданского общества, о которой дополнительно сделает заявление президент Назарбаев. Мы многим можем поделиться с государствами - участниками и обладаем ценными преимуществами в рамках ОБСЕ».

А первый вице-министр иностранных дел, спецпредставитель Казахстана по сотрудничеству с ОБСЕ Рахат Алиев заявил агентству Kazakhstan Today, что решение о переносе рассмотрения кандидатуры «следует рассматривать как победу казахстанской дипломатии», поскольку «Казахстан, таким образом, получает еще один год для того, чтобы были успешно завершены реформы в рамках возглавляемой Президентом страны Госкомиссии по демократизации».

* * *

Судя по всему, в споре реалистов и идеалистов в Брюсселе победили идеалисты, но это было «соломоново решение», сохраняющее Казахстану лицо. Как похоже на юмористический афоризм: дипломатии – искусство так нагадить в душу, чтобы остался легкий привкус лесных ягод!

Дипломатия - это не всегда истина, это не та сфера деятельности, в которой обязательно «рубить правду-матку». Дипломатия многогранна и делается разными способами: бывают тайные и хитрые ходы, откаты вперед или назад и т.д. Настоящая жизнь и дипломатическая практика - это диалектика, поскольку за дружескими рукопожатиями и улыбчивыми лицами чувствуется напряженная борьба умов. И если постараться, то можно сделать так, чтобы ОБСЕ сама пришла к желанной мысли о необходимости председательствования Казахстана. Частично это удалось, если судить по опубликованному еще в августе сообщению о том, что Германия обратилась к партнерам по ЕС с призывом поддержать кандидатуру Казахстана на пост председателя ОБСЕ. В меморандуме, озаглавленном «Почему следует поддержать заявку Казахстана», приводилось 8 относительно спорных аргументов «за» казахстанское председательство. Наиболее громкий из этих доводов, на который «купились» многие – аргумент № 3: «Отказ может привести к отчуждению Казахстана от ОБСЕ, негативно повлияв на политику в отношении Центральной Азии, а Казахстан и его соседи могут изменить свой вектор внешней политики».

Англосаксы (Великобритания и США), как известно, наиболее критично оценивали Казахстан в роли председателя ОБСЕ, и даже после поездки Нурсултана Назарбаева в Вашингтон и Лондон особой ясности в этот вопрос внесено не было. Казахстан, думается, всерьез рассчитывал на лобби Германии, надеясь на то, что вопросы озабоченности Европы своей энергобезопасностью сыграют свою положительную роль (учитывая сложности в энергодиалоге между Россией и ЕС).

Кроме того, безоговорочная некритичная поддержка Казахстана многими странами СНГ в определенной степени «подставила» нашу кандидатуру. Многие аналитики считали, что Казахстан, став председателем, кое-где может выступать в пику России (угрожавшей использовать финансовые рычаги в отношении ОБСЕ), сумеет избавиться от имиджа российского мягкого подбрюшья и даже умыть своему соседу нос (особенно после российско-грузинского скандала и нескольких довольно жестких выступлений главы МИДа России Сергея Лаврова с критикой ОБСЕ). Но в Брюсселе как раз таки чувствовались опасения того, что по многим скользким для организации вопросам эти страны принимают общие решения. Известно, что большинство государств СНГ выступают за реформу ОБСЕ, считая, что она отвлеклась от вопросов безопасности и разрешения конфликтов и занялась второстепенными задачами. То есть СНГ не хочет, чтобы вопросами «третьей корзины» занимались особенно пристально. Об этом свидетельствует то, что страны СНГ беспокоятся мониторингом БДИПЧ. Накануне заседания Совета министров ОБСЕ министры иностранных дел Беларуси, России, Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана обратились к организации с предложением пересмотреть оперативную деятельность и структуры ОБСЕ. Разумеется, речь, прежде всего, идет о том, что критика ОБСЕ выборных процессов на постсоветском пространстве пришлась местным элитам не по вкусу.

Определенную роль в принятии «соломонова решения» также сыграли следующие события: выселение кришнаитов и снос их домов – о чем был пресс-релиз ОБСЕ, заявление Freedom House об отклонении кандидатуры Казахстана и даже спич киргизских оппозиционеров во главе с Омурбеком Текебаевым о том, что Казахстан «не соответствует стандартам столь авторитетной организации».

* * *

Симптоматичными в дискурсе по поводу председательства, по моему мнению, являются две цитаты. Первая сказана президентом Парламентской ассамблеи ОБСЕ Гёраном Леннмаркером: «Парламентская ассамблея считает, что проведение ежегодной сессии в Казахстане поможет полностью вовлечь страны Центральной Азии в деятельность ОБСЕ». Скорее всего, здесь подразумеваются опасения того, что Казахстан будто бы не готов распространить свою стабильность на соседние страны и обеспечить безопасность региона, о чем говорил на сессии СМИД Токаев. Действительно, события в соседних Кыргызстане (Бишкек) и Узбекистане (Андижан) сыграли двойную роль. С одной стороны, они повысили шансы на председательство (Казахстан не раз по умолчанию давал понять – посмотрите, где они, а где мы). С другой стороны, Казахстан не высказал своего хотя бы правозащитного отношения ни к Бишкеку, ни к Андижану (эти города являются главными индикаторами конфликтогенности Центральной Азии за последние 2-3 года). Разве что Казахстан экономическими методами снижает нестабильность в регионе, кормя трудовых мигрантов и вкладывая инвестиции в соседние страны.

То, что ОБСЕ единогласно рекомендовала Алматы как место проведения 17-й ежегодной Парламентской ассамблеи в 2008 году, свидетельствует, во-первых, все же об определенной поддержке устремлений Казахстана (не председательство, так хотя бы проведение важного мероприятия). Во-вторых, об относительной непредсказуемости региона (Запад весьма щепетилен в таких вопросах – согласие на кандидатуру Казахстана некоторым кажется революционным решением, подобным решению о проведении Чемпионата мира по футболу в Афганистане).

Вторая цитата принадлежит Дженнифер Виндзор, исполнительному директору Freedom House: «Казахстан просто не готов к тому, чтобы возглавить организацию, представляющую европейские демократические идеалы».

Действительно, важным критерием для членства в ОБСЕ является география. Да, внутри ОБСЕ (пораженной так называемым «кризисом индивидуальности») сохраняется конфликт между приоритетами ее членов, а их разнообразие (и неумение договориться по важным вопросам) стало, наравне с единством, «визитной карточкой» этой организации. Порой даже ее называют «заповедником для дипломатов-неудачников». Сумеют ли добиться страны СНГ реформы ОБСЕ или нет, но судить об успехах этой структуры в будущем станут по её способности выработать общий взгляд, чувство общей цели, прочно основанные не только на обязательствах, но и на разделяемых ценностях.

Для того, чтобы стать председателем этой организации, недостаточно географии и политических амбиций. Нужно знать психологию Запада, какие-то тонкости, влияющие на идеалы европейских людей (по сути, то, о чем говорит г-жа Виндзор).

Политический смысл председательства в ОБСЕ с точки зрения Запада в том, что наша страна не просто ищет свое место в том или ином политическом поле, а находится в постоянном движении к демократии. Но пока амбиции идут впереди конкретных практических раскладов. Ведь риск в том, что многие и в обществе и во власти воспринимают председательство в ОБСЕ как некий бонус, и мало кто понимает, что это - образ жизни, поведения и мышления.

Быть во главе организации (пусть даже переживающей нелегкий период) – это означает иметь в наличии реальное соблюдение прав человека, независимости судей, свободы слова и прочих концептуальных европейских вещей. Запад ждёт от Казахстана в ближайшее время конкретных шагов в этом направлении.

Эдуард Полетаев, главный редактор журнала "Мир Евразии"

Главные темы » Все темы
Мировая арена
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
23.10.2016
Соседи Казахстана. Для ответа на провокации в виде террора, вооруженных нападений, переворотов и цветных революций, необходимы союзники

23.10.2016
Политический ислам. Уход северокавказской молодежи в джихадизм можно пресечь, если власти регионов Северного Кавказа будут активно продвигать методы, заложенные экс-главой Дагестана Магомедсаламом Магомедовым: диалог между салафитами и суфиями и комиссии по адаптации бывших боевиков.

21.12.2014 Алия Карибаева

Евразия. Создание ЕАЭС целесообразно рассматривать с точки зрения возможностей притока технологий из наиболее развитых сфер производства России и Белоруссии в наименее развитые сферы производства Казахстана.


30.11.2014

Экология. Реализация всех китайских проектов может катастрофически сказаться на состоянии Балхаша.


16.11.2014

Экономическая политика. 11 ноября Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев неожиданно обратился к народу с ежегодным Посланием – раньше, чем в предыдущие годы, на 2 месяца.


30.4.2014 Нурсултан Назарбаев

Евразия. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.