АПН АПН Казахстан
Главная События Публикации Мнения Авторы Темы
Среда, 3 июня 2020 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Фиаско внешней политики США: иракский вектор
2006-12-12 Олег Сидоров
Фиаско внешней политики США: иракский вектор

Внешнеполитические инициативы США постоянно вызывают неоднозначную реакцию как у их противников, так и у союзников. Не стала исключением иракская кампания. Грядущие изменения американской политики по отношению к Ираку стали приобретать более реальные очертания после выборов в Конгресс США и отставки министра обороны США Дональда Рамсфелда.

Сегодня уже многие европейские страны пришли к пониманию того, что современная проблема Ирака может быть решена только самим Ираком – его народом и теми политическими силами, которые пользуются его поддержкой.

Однако позиция Вашингтона в иракском вопросе, основанная на постоянном контроле над социально-политическими процессами этой страны, в последнее время является свидетельством не всемогущества США, а их слабости. Своей политикой в отношении Ирака Вашингтон дистанцировался от своих прежних союзников в Арабском мире. А постепенная потеря контроля США над внутренними угрозами и внешними вызовами свидетельствует, что и внутри самих Штатов не все так благополучно, как кажется на первый взгляд.

Отсутствие четко выраженной стратегии социально-политического развития страны и неспособность (или нежелание) трансформироваться в соответствии с меняющейся геополитической ситуацией напрямую влияют на внешнеполитическую деятельность.

Наглядным примером тому и служит Ирак, где де-факто идет гражданская война, в которой ежедневно гибнут мирные жители и солдаты иностранных легионов, пришедшие сюда из-за необдуманной политики своего руководства, пошедшего на поводу могущественного союзника.

Вместе с тем, руководство самого Белого дома до последнего момента не желало воспринимать реальность, которая своей статистикой потерь среди воинского контингента, международных организаций и мирных граждан Ирака ежедневно доказывала ошибочность принятого Вашингтоном решения по отношению к Ираку.

Как стало известно, на стол Буша недавно был положен доклад, подготовленный по поручению конгресса США экспертной «Группой по изучению Ирака»(1)под руководством бывшего госсекретаря США Джеймса Бейкера и бывшего конгрессмена Ли Гамильтона. Известно, что доклад содержит в общей сложности 79 рекомендаций по исправлению ситуации в Ираке. Она охарактеризована в этом документе как «тяжелая и продолжающая ухудшаться».

Вместе с тем, и верный союзник США – Великобритания – также начинает пересматривать свою роль в данном процессе. При этом мнение Лондона во многом совпадает с недавним заявлением нового министра обороны США, бывшего директора ЦРУ Роберта Гейтса, который признал, что, вопреки тому, о чем часто говорит Буш, США не выигрывают войну в Ираке.

В результате на сегодня в арсенале Пентагона имеются три варианта, способные, по мнению военачальников, улучшить ситуацию в Ираке:

1. «Go Home» - полный вывод американского контингента с иракской территории в кратчайший срок;

2. «Go Big» - отправка в Ирак дополнительных подразделений;

3. «Go Long» - постепенное сокращение войск США при одновременном увеличении сроков их пребывания в стране.

Рассмотрим первый вариант – «Go Home». Его применение, с одной стороны, способствует минимизации потерь среди военного контингента войск США и стран-союзников. Вместе с тем, имеются и негативные моменты для США, которые в совокупности будут свидетельствовать о признании Белым домом ошибочности политики, проводимой им в последние годы по отношению к Ираку. В данном случае законными будут вопросы американских налогоплательщиков: почему их деньги уходили на финансирование ошибок Белого дома?

С другой стороны, с выводом войск из Ирака в стране начнется очередной передел зон влияния между группировками и лидерами, а также свержение непопулярного среди народа страны, но поддерживаемого американскими штыками «демократически избранного правительства», что неминуемо столкнет страну в пропасть гражданской войны.

Рассмотрим второй вариант «Go Big» – отправка в Ирак дополнительных подразделений. Данный сценарий предполагает увеличение дислоцированного в Ираке 140-тысячного воинского контингента примерно на 20-30 тысяч человек на непродолжительное время.

Увеличение контингента, по мнению военных аналитиков, будет способствовать сокращению насилия в Ираке, а также послужит фундаментом для постепенного сокращения и вывода американских войск и их союзников с иракской территории.

Но и этот сценарий имеет свои слабые стороны. Так, принимая во внимание наличие на территории Ирака 140-тысячного корпуса военнослужащих, которые не в состоянии контролировать ситуацию в стране, пополнение воинского контингента 20 тысячами человек не решит проблемы, так как для установления контроля над всей территорией Ирака и локализации незаконных бандформирований США и их союзникам потребуется ввести в страну как минимум в два раза больше тех войск, что уже дислоцированы в Ираке.

Что касается третьего варианта – «Go Long», основанного на постепенном сокращении войск США при одновременном увеличении сроков их пребывания в стране, то и здесь есть слабые стороны. Так, уже внутри США набирает обороты дискуссия о нецелесообразности размещения воинского контингента США и длительном масштабном финансировании неудачной американской военной кампании в Ираке. Вторым фактором является сам факт пребывания американских солдат в Ираке. Становится очевидным, что при постепенном сокращении воинского контингента в Ираке будут активизироваться различные военные группировки и духовные лидеры. В данном случае, можно будет наблюдать начало процесса перераспределения зон влияния в стране с учетом постоянно изменяющейся ситуации внутри страны.

Вполне вероятно, что Пентагон может принять на вооружение комбинированный план действий в отношении Ирака. Вместе с тем, на сегодня позиция сторонников пребывания США в Ираке не только ослабла, но и, на фоне набирающей в американском обществе компании по выводу войск из Ирака, будет подвержена корректировке. Здесь возможен также вариант полного вывода американских войск с территории Ирака. Принимая во внимание тот факт, что срок президентства Буша подходит к концу, решения в отношении участия США в определении судьбы Ирака будут приниматься в кратчайшие сроки. Это в очередной раз станет предметом разговоров на высшем уровне как в США, так и среди союзников Вашингтона по антииракской кампании.

Примечания

1. В комиссию также вошли трое высокопоставленных чиновников Пентагона: сухопутные силы представляют полковники Питер Мэнсур и Макмастер, а Корпус морской пехоты США полковник Томас Гринвуд.

Главные темы » Все темы
Мировая арена
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
23.10.2016
Соседи Казахстана. Для ответа на провокации в виде террора, вооруженных нападений, переворотов и цветных революций, необходимы союзники

23.10.2016
Политический ислам. Уход северокавказской молодежи в джихадизм можно пресечь, если власти регионов Северного Кавказа будут активно продвигать методы, заложенные экс-главой Дагестана Магомедсаламом Магомедовым: диалог между салафитами и суфиями и комиссии по адаптации бывших боевиков.

21.12.2014 Алия Карибаева

Евразия. Создание ЕАЭС целесообразно рассматривать с точки зрения возможностей притока технологий из наиболее развитых сфер производства России и Белоруссии в наименее развитые сферы производства Казахстана.


30.11.2014

Экология. Реализация всех китайских проектов может катастрофически сказаться на состоянии Балхаша.


16.11.2014

Экономическая политика. 11 ноября Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев неожиданно обратился к народу с ежегодным Посланием – раньше, чем в предыдущие годы, на 2 месяца.


30.4.2014 Нурсултан Назарбаев

Евразия. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.