АПН АПН Казахстан
Главная События Публикации Мнения Авторы Темы
Пятница, 22 февраля 2019 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
10 событий, которые потрясли Казахстан
2006-12-12 Алексей Власов
10 событий, которые потрясли Казахстан

10 событий, которые потрясли Казахстан:

1) Убийство Алтынбека Сарсенбаева – важнейшее событие 2006 года

Трагедия в алматинском пригороде показала, что внутренняя стабильность и прочность режима Нурсултана Назарбаева далеко не столь очевидна. Смерть оппозиционного лидера  выявила глубокие внутриэлитные противоречия, прежде всего, в отношении фигуры потенциального наследника нынешнего президента страны.

Уход из жизни «серого кардинала» от оппозиции до предела сократил пространство для кулуарных переговоров, как между властью и оппозицией, так и между различными группировками внутри самой власти. Попытки руководства страны представить политическое убийство, как следствие личной мести со стороны Е.Утембаева, не выглядят слишком убедительными, хотя президентской администрации удалось свести до минимума информационное пространство вокруг судебного процесса в Талды-Кургане и минимализировать имиджевые потери страны на международной арене. Однако можно ожидать, что последствия февральских событий еще неоднократно проявятся в казахстанской политике, а, возможно, и во взаимоотношениях Казахстана со своими ближайшими и дальними партнерами.

2) События вокруг микрорайонов Шанырак и Бакай

Еще одним горячим событием лета 2006 года стала конфликтная ситуация  вокруг действий алматинского акимата по «зачистке» пригородных районов Бакай и Шанырак. Итог событий известен: погибший полицейский, несколько человек, получивших тяжелые ранения, громкий скандал в прессе.

При этом конфликт не завершен, как в отношении правовой оценки действий местной власти, так и по статусу возведенных построек. «Шаныракское побоище» вызвало масштабную реакцию не только в казахстанских, но и в российских СМИ. Любопытно, что и по времени события в южной столице РК совпали с противостоянием городских чиновников и жителей московского микрорайона Южное Бутово.

Критика действий Имангали Тасмаганбетова носила столь жесткий характер, что у ряда экспертов возникло ощущение, спланированного «наезда» на алматинского акима со стороны его политических конкурентов.

Но хотя оценки действия власти в экспертном и журналистском сообществе существенно отличались, общим оставался главный вывод: силовые методы решения вопросов жилищной собственности неприемлемы, а проблемы «самостроев» на окраинах больших городов носят системный характер и требуют поиска решений не только на уровне местной власти, но и на общегосударственном уровне. Заметим, что этот сюжет актуален не только для Казахстана, но и для многих других стран постсоветского пространства.

3) Тенгизское побоище

Если убийство А. Сарсенбаева и события вокруг алматинских пригородов стали объектом пристального внимания  казахстанских и российских СМИ, то массовая драка между турецкими и казахскими рабочими стала новостной сенсацией уже в международном масштабе. Во-первых, благодаря эффективной информационной кампании, проведенной турецкими журналистами. А во-вторых, нужно признать, что в отличие от своих российских коллег казахстанские чиновники не стали искать причины конфликта только в сфере бытовых взаимоотношений.

В конечном счете, конфликты между “местными” и “пришлыми" – характерная черта не только казахстанской действительности. Более высокая заработная плата, лучшие условия труда, социальные пакеты - если рабочие некоренной национальности имеют все перечисленные бонусы, а местные ими обделены, то можно быть вполне уверенным в том, что из искр бытового конфликта рано или поздно разгорится пламя.

4) Сага о Борате

Борат Сагдиев  всего за несколько месяцев решил главную стратегическую задачу, поставленную руководством Казахстана – вхождение в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. По крайней мере, ни одна постсоветская страна в США и Европе не получила столько информационных преференций.

В конце концов, некоторые аналитические умы озадачились вопросом: «Не являются ли казахские власти реальными спонсорами этого шоу?». Видимо, трудно себе представить более эффективный и менее затратный способ «пиара» Казахстана в тех странах, где география и история явно не являются любимыми предметами. То, что фильм «Борат: изучение американской культуры во благо славного народа Казахстана» стал причиной роста интереса к Казахстану в Европе, на пресс-конференции в Лондоне подтвердил и президент Нурсултан Назарбаев

Ничего удивительного. Тем более, что сам фильм  в гораздо меньшей степени обращен к казахским реалиям, а высмеивает, прежде всего, тупость, примитивизм и ксенофобские замашки "реднеков". По крайней мере, пользу для казахстанской государственности «Путешествие Бората» принесло гораздо большую, нежели пафосный «Кочевник», где по бескрайним степным просторам скакали, загримированные под казахов мексиканцы, в то время, как бюджет фильма в несколько раз превышал бюджет "Бората".

К сожалению, российские пираты не публикуют данные нелегального спроса, а между тем уверен, что после запрета на прокат фильма в нашей стране у нелегальных распространителей «Борат» расходился как горячие пирожки.

5) Визит Н.Назарбаева в США

Оценить значение этого события можно на данный момент только виртуально, поскольку никто из экспертов не обладает точными и проверенными сведениями о том, какие результаты были достигнуты во время этой исторической встречи. Поэтому высокое место данному событию в нашем рейтинге обеспечивает экспертная уверенность в том, что важность принятых решений подчеркивается почти полным отсутствием достоверной информации о них.

Наиболее реальная версия: Вашингтону удалось добиться согласия руководства Казахстана на участие в американских стратегических программах по Ираку и Афганистану, что, с учетом возможного ослабления или полного ухода американского контингента из этих горячих точек, может стать крайне затратным проектом для Астаны, как с политической, так и с финансовой точки зрения.

Американское руководство продолжает политику «кнута и пряника» в отношении Нурсултана Назарбаева. С одной стороны, называя Казахстан, страной – «локомотивом экономических и политических реформ в регионе», а, с другой стороны, в качестве своеобразного кнута - «Казахгейт» и многочисленные публикации о коррупции в высших эшелонах казахстанской власти. Многовекторность внешней политики РК до настоящего времени не давала осечек, но как знать, не окажется ли казахстанский лидер в ситуации, когда пространство для маневра сократится до минимума?

6) План реформирования СНГ

2006 год стал годом председательства Казахстана в Содружестве, потому Н.Назарбаев максимально использовал  свою виртуальную должность для реализации многочисленных имиджевых проектов, главным из которых стал план реформирования СНГ. О неизбежном и скором крахе этой организации много писалось и говорилось. В том случае, если бы план Н.Назарбаева чудесным образом реанимировал Содружество, то лавры Спасителя СНГ были бы обеспечены президенту Казахстана.

Хотя, если говорить откровенно, то никаких особых изысков казахский план в себе не нес и был основан на обращении к традиционному механизму консенсусных решений, которые были бы обязательны для всех стран, участвующих в выработке многосторонних договоренностей. Все прочие предложения были, очевидно, не проходными для «диссидентов» в лице Грузии, Молдовы, возможно Украины. Да и российское руководство заняло не вполне определенную позицию, что, кажется, несколько задело Нурсултана Назарбаева.

В итоге: «Гора родила мышь», поскольку на официальном саммите в Минске постсоветские лидеры нестройной толпой отправились в разные стороны, проигнорировав по разным причинам инициативу Н.Назарбаева.

Так как в 2007 год ожидается новый председатель СНГ, то можно надеяться: либо Назарбаев оставит тщетные попытки реанимации бездыханного тела Содружества, либо все-таки настоит на том, чтобы к моменту начала саммита в Астане постсоветские лидеры внятно определили свое отношение к перспективе реформирования Содружества.

7) Объединение пропрезидентских партий

2006 год войдет в историю партийной системы РК, как период «укрепления» провластных партийных структур. Здесь, как и во всяком политическом процессе можно выделить объективные и субъективные черты. Субъективным фактором, ускорившим процесс слияния партий «Отан» и «Асар», скорее всего, стал кризис, возникший после убийства А.Сарсенбаева.

Но, с другой стороны, имелись и объективные предпосылки к «суммированию» пропрезидентского партийного блока, поскольку предстоящие в 2009 году парламентские выборы, очевидно, требовали выбора несколько иной стратегии действий, чем противоборство партии «социальных реформаторов» Дариги Назарбаевой  и бюрократов из «Отан», за которыми мы наблюдали на выборах 2004 года.

На этом фоне вполне естественно выглядит включение в новую суперпартию Гражданской и Аграрной партий, которые традиционно считались «вотчинами», приближенными к власти казахстанских олигархов. В сущности, сохраняется только одна интрига, поскольку до сих пор не ясен вопрос: Кто именно получит контрольный пакет акций «улучшенной» партии власти?

Реальных претендентов двое: прежний руководитель партийного аппарата и Д. Назарбаева. Тем более что некоторые оптимисты из числа ее окружения, полагают, что это не партия «Асар» была включена в структуры «Отан» или «Нур Отан», а, напротив, красно-белые в силу гораздо большего креативного потенциала приобретают доминирующее положение в новой партии власти.

8) Появление новых оппозиционных партий

Продолжая тему партстроительства, нельзя не отметить  появление на политической карте Казахстана новых оппозиционных движений и партий. Прежде всего, это объединенная социал-демократическая партия, во главе которой встал Жармахан Туякбай. Появление новой партии обозначило не только консолидацию левоцентристских сил вокруг бывшего генерального прокурора, но и фактический раскол движения «За справедливый Казахстан», поскольку Туякбай начал самостоятельное вхождение в формируемую партийно-политическую систему страны.

В тоже время, другие лидеры «ЗСК»: Б. Абилов, О. Жандосов  так и не определились со своими дальнейшими планами. В особенности, это касается Б. Абилова , оказавшегося под постоянным прессингом со стороны правоохранительных органов.

Власть абсолютно четко продемонстрировала, что готова выстраивать диалог с лояльной и конструктивной оппозицией, примером которой является «Ак жол» А. Байменова.

Власть готова находить точки соприкосновения даже с менее умеренным Ж.Туякбаем о чем свидетельствуют его встречи с президентом Назарбаевым. При определенных обстоятельствах может идти речь и о регистрации партии «Алга», хотя в отношении А. Кожахметова окончательная позиция, видимо, еще не сложилась.

Однако, в отношении тех лидеров оппозиции, которые продолжают публично и открыто критиковать действия власти по наиболее «болевым точкам», будут предприниматься соответствующие, причем далеко не всегда адекватные меры.

9) Поправки к закону о СМИ

Одним из самых скандальных шагов казахстанских властей в 2006 году стали поправки к закону о СМИ, столь упорно проталкиваемые министром информации Е.Ертысбаевым. Жесткие меры, направленные на ограничение свободы СМИ, усиление контроля за деятельностью медийных ресурсов и разговоры о возможном контроле за распространение информации в Интернете – все эти инициативы министра стали предметом критики со стороны журналистского сообщества, общественных деятелей и части казахстанской элиты в лице Д. Назарбаевой, которая наиболее резко и последовательно выступала против поправок к закону о СМИ.

Российские эксперты полагали, что столь жесткий прессинг со стороны государства по «собиранию» медийного пространства был не в последнюю очередь связан с обстоятельствами дела Сарсенбаева и последовавшей информационной войной казахстанских элитариев. Если эта точка зрения верна, то в том же ключе надо рассматривать действия властей по изменению состава руководства главных телеканалов страны, в результате которых позиции Д.Назарбаевой в отношении АО «Хабар», по некоторым данным, были существенно ослаблены.

10) Запуск спутника «KazSat»

Событием года стал не только запуск первого казахстанского космического спутника, но и вся мощнейшая система государственного «пиара», которая выглядит гораздо более слаженной и эффективной, нежели в соседней России. Любое маломальское достижение страны в области экономики, науки, образования рассматривается, как кирпичик в фундаменте строительства Казахстана XXI столетия.

В подобном ключе рассматриваются глобальные имиджевые цели: вхождение Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, достижение в председательстве ОБСЕ в 2005 году, проведение в Алматы Совещания по выработке мер доверия в Азии, Форум мировых религий в Астане. Российский эксперт Сергей Михеев дал точное определение этой политике – «управляемый имидж».

Запуск первого спутника это: доказательство возросшей конкурентоспособности Казахстана, свидетельство высокой степени эффективности российско-казахстанского сотрудничества и прицел на вхождение Казахстана в число ведущих космических держав.

Нурсултан Назарбаев четко усвоил принцип: «Вначале ты работаешь на имидж страны, а спустя некоторое время имидж начинает работать на тебя».

2006год для Казахстана стал годом сложных испытаний и, годом начинающихся перемен. Страна успешно двигается по пути экономических реформ и последовательно реализует многочисленные интеграционные проекты на постсоветском пространстве. Многовекторная дипломатия позволяет успешно балансировать между основными мировыми игроками – Россией, США, Китаем. И все же наступает время перемен. События 2006 года показали, что в казахстанском обществе происходят процессы развития гражданской инициативы. Зачастую, эта активность принимает далеко не самые привлекательные формы. Вектор движения не очевиден, но ясно одно: стабильность в стране должна обеспечиваться не только сильной властью, но и более активным включением казахстанского общества в процесс политической модернизации, цивилизованным диалогом между народом и властью.

По материалам ИАЦ МГУ

Главные темы » Все темы
Казахстан
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
23.10.2016
Соседи Казахстана. Для ответа на провокации в виде террора, вооруженных нападений, переворотов и цветных революций, необходимы союзники

23.10.2016
Политический ислам. Уход северокавказской молодежи в джихадизм можно пресечь, если власти регионов Северного Кавказа будут активно продвигать методы, заложенные экс-главой Дагестана Магомедсаламом Магомедовым: диалог между салафитами и суфиями и комиссии по адаптации бывших боевиков.

21.12.2014 Алия Карибаева

Евразия. Создание ЕАЭС целесообразно рассматривать с точки зрения возможностей притока технологий из наиболее развитых сфер производства России и Белоруссии в наименее развитые сферы производства Казахстана.


30.11.2014

Экология. Реализация всех китайских проектов может катастрофически сказаться на состоянии Балхаша.


16.11.2014

Экономическая политика. 11 ноября Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев неожиданно обратился к народу с ежегодным Посланием – раньше, чем в предыдущие годы, на 2 месяца.


30.4.2014 Нурсултан Назарбаев

Евразия. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.