АПН АПН Казахстан
Главная События Публикации Мнения Авторы Темы
Среда, 12 декабря 2018 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Борьба за правый руль
2006-12-13 Дмитрий Верхотуров
Борьба за правый руль

Борьба владельцев автомобилей за свои права теперь захватила две страны: Россию и Казахстан. Поводом для начала большой и теперь уже трансграничной кампании протеста стало обнародование решения о запрете автомобилей японского производства с правым рулем которые очень популярны в России и Казахстане.

В России борьба водителей за праворульные автомобили идет примерно столько же, сколько в Россию ввозятся эти самые праворульные автомобили. Первая попытка запрета была предпринята в 1993 году, когда был обнародован проект решения о запрете с 1 января 1995 года праворульных автомобилей к эксплуатации. Автовладельцы Дальнего Востока, подавляющее большинство которых к тому времени уже пересело на японские автомобили, провели тогда первую массовую акцию протеста. Она привела к тому, что запрет был отложен на неопределенный срок.

Новый виток противостояния автовладельцев и государства начался в 2002 году, когда Министерство промышленности и науки России внесло предложение о запрете праворульных автомобилей. Тогда появился аргумент о якобы более высокой аварийности, который и ныне является главным лозунгом борьбы с праворульными иномарками. Правда, угрозы запрета постоянно сопровождались разговорами о поддержке отечественного автопроизводителя, что давало повод предполагать влияние автомобильного лобби на правительство.

В 2002 году план запрета был отложен до того момента, когда дальневосточные регионы будут насыщены недорогими автомобилями с левым рулем. Расстояния и неповоротливость российского автопрома делали свое дело, и к 2005 году эта программа выполнена не была. Дальневосточные автомобилисты явно предпочитали японские автомобили, и в 2004 году их было ввезено 160 тысяч штук.

Российские автовладельцы стойко обороняли свои позиции. В середине 2005 года правительство попыталось ограничить ввоз иномарок, обнародовав решение о введении новой схемы обложения их импорта такой высокой пошлиной, чтобы покупать их становилось невыгодно. Вновь в Приморье прошли массовые акции протеста, которые заставили правительство отказаться от этой инициативы.

Когда в мае 2005 года правительство пыталось вновь провести запрет праворульных автомобилей в рамках концепции развития российского автопрома до 2008 года, автомобилисты приурочили к докладу министра промышленности и энергетики России Виктора Христенко демонстрации в Москве и в 48 регионах России. Правительству под давлением столь мощного протеста снова пришлось отказаться от идеи запрета.

Массовые акции протеста стали возможны благодаря Интернету. Организатор движения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков во время митинга протеста 19 мая 2005 года, которым автомобилисты ответили на доклад Христенко, нашел своих единомышленников на форуме сайта «Родина японских машин», где зарегистрировано 44,8 тысяч пользователей. С помощью Интернета сформировалось ядро, которое разрабатывало идеи кампании, а также инициативные группы в регионах.

В 2006 году, во время процесса Олега Щербинского, которого обвиняли в гибели губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова, автомобилисты России создали движение «Свобода выбора», которое поставило задачи борьбы за права автовладельцев.

После того, как в октябре 2006 года депутаты Госдумы из фракции «Единая Россия» вновь стали рассуждать о запрете правого руля, и началось новое наступление на права автомобилистов, движение «Свобода выбора» назначило на 16 декабря всероссийскую акцию протеста против новых запретительных инициатив.

Остроту положению добавило решение Совета безопасности Казахстана о запрете автомобилей с правым рулем: в 2007 году – ввоза, в 2010 – эксплуатации. Решение Совбеза, принятое 13 ноября, вскоре было подкреплено постановлениями правительства Казахстана.

Это решение вызвало настоящий шок среди поставщиков японских автомобилей в Казахстане. Президент группы «Кристалл Групп Лимитед» Дзунко Сунамото направил письмо президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. В нем он написал, что: «Бизнес-круги Японии считают, что принятие постановлений, подобных запрету на ввоз автомобилей с правым расположением руля, более характерно для развивающихся стран третьего мира, чем для Республики Казахстан, которая в последнее время демонстрировала миру интенсивные темпы роста экономики». Казахстанские автомобилисты также провели акцию протеста и заявили о стремлении объединить усилия с российским движением «Свобода выбора».

Эта протестная кампания позволяет определить главный камень преткновения в отношениях между обществом и государственной властью, как в России, так и в Казахстане. Столь сильные трения вызывает стремление решать чисто экономические вопросы административными способами.

Для России проблема автомобилей с правым рулем – это экономическая проблема восточных регионов. 95% праворульных автомобилей эксплуатируется на российском Дальнем Востоке. Это прямое последствие того факта, что на востоке страны никогда не развивалась автомобильная промышленность, а перевозка автомобилей по железной дороге на расстояние около 10 тысяч километров делает их крайне дорогими. Импорт автомобилей из Японии в этом отношении выгоднее.

Кроме того, это также проблема качества российских автомобилей, поскольку японские автомобили намного превосходят российские и гораздо лучше подходят к дорогам восточных регионов.

Аналогичным образом дело обстоит в Казахстане, который не имеет собственной развитой автомобильной промышленности и вынужден импортировать автомобили. Потребитель при этом отдает предпочтение японским автомобилям. «Японские автомобили, давно и заслуженно пользуются репутацией безопасных, качественных, недорогих транспортных средств, которые по всему миру выигрывают в конкурентной борьбе, на рынке как новых, так и подержанных автомобилей. Это подтверждает и опыт нашей компании, которая поставляет японские автомобили в 46 стран мира», - подчеркивает Сунамото в письме к Назарбаеву.

Проблему автомобилей с правым рулем можно решить только экономическими средствами, то есть развитием автомобильного производства в тех регионах, где они преобладают, и вытеснения праворульных автомобилей из автомобильного парка. Казахстан также может создать совместное предприятие для заполнения свого рынка качественными леворульными автомобилями.

Развитие движения по защите праворульных автомобилей говорит о том, что в отношениях государства и общества наступает новая эпоха. В эту эпоху государство имеет дело уже не только и исключительно с отдельным гражданином, а с сетевыми сообществами и движениями, которые суммарно обладают ресурсами, сопоставимыми с ресурсами государственных учреждений. В отличие от госорганов, сетевое движение работает круглые сутки, эффективно используя разницу часовых поясов при межрегиональных протестах, имеет более быструю реакцию за счет намного более быстрого оборота информации, и оно более устойчиво, поскольку пополняется добровольцами. Потому открытое противостояние сетевого движения и государства почти всегда завершается победой первого.

Поэтому, несмотря на намерения российского руководства по поводу прав автомобилистов, а также жесткую позицию казахстанского правительства в вопросе ввоза праворульных автомобилей, сетевое движение, скорее всего, победит.

Главные темы » Все темы
Обществоведение
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
23.10.2016
Соседи Казахстана. Для ответа на провокации в виде террора, вооруженных нападений, переворотов и цветных революций, необходимы союзники

23.10.2016
Политический ислам. Уход северокавказской молодежи в джихадизм можно пресечь, если власти регионов Северного Кавказа будут активно продвигать методы, заложенные экс-главой Дагестана Магомедсаламом Магомедовым: диалог между салафитами и суфиями и комиссии по адаптации бывших боевиков.

21.12.2014 Алия Карибаева

Евразия. Создание ЕАЭС целесообразно рассматривать с точки зрения возможностей притока технологий из наиболее развитых сфер производства России и Белоруссии в наименее развитые сферы производства Казахстана.


30.11.2014

Экология. Реализация всех китайских проектов может катастрофически сказаться на состоянии Балхаша.


16.11.2014

Экономическая политика. 11 ноября Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев неожиданно обратился к народу с ежегодным Посланием – раньше, чем в предыдущие годы, на 2 месяца.


30.4.2014 Нурсултан Назарбаев

Евразия. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.