АПН АПН Казахстан
Главная События Публикации Мнения Авторы Темы
Воскресенье, 9 декабря 2018 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Слияние НПФ и права вкладчиков
2013-04-05 Габиден Жайлин
Слияние НПФ и права вкладчиков

На совещании в Акорде по итогам 2012 года и реализации стратегии Казахстан-2050 Президент Республики Нурсултан Назарбаев заявил, о том, что в стране будет создан единый накопительный пенсионный фонд, куда переведут счета вкладчиков негосударственных НПФ.

В феврале 2013 года в СМИ была опубликована статья заместителя председателя Демократической партии "Әділет" Ахмеджанова М.А. "Должна быть справедливость!", в которой рассматривались вопросы реформирования действующей пенсионной системы.

В ЦК партии "Әділет" поступило письмо из Министерства труда и социальной защиты населения РК от 13.03.2013 года в ответ на упомянутую статью Ахмеджанова М.А., где говорится о том, что его предложения и аргументированные доводы будут учтены при подготовке соответствующего законопроекта. Однако, законопроект находящийся на обсуждении в Мажилисе Парламента РК не учитывает предложений партии "Әділет".

Со времени, когда было объявлено о предстоящем слиянии пенсионных фондов, отсутствуют внятные действия Правительства, касающиеся реализации слияния пенсионных фондов. При этом не совсем понятно, а что собственно представляет так называемое "слияние" с правовой точки зрения.

В подготовленном правительством проекте закона "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" закрепляются те пенсионные правоотношения, для реализации которых требуются предварительные законодательные решения. С юридической точки зрения проект закона "перешагивает" через те процедуры, которые необходимы для "слияния" НПФ.

В случае непосредственной реализации задачи принудительного "слияния" НПФ можно ожидать принятия самых неожиданных законодательных решений, которые не вписываются в устоявшиеся представления о государственно-частном партнерстве. При этом следует исходить из интересов самих вкладчиков НПФ. Неизвестно к чему приведет механическая, односторонне административная передача активов (пенсионных накоплений). Улучшиться, или ухудшиться их положение?

Вкладчики, безусловно, обладают правовыми интересами в отношении своих пенсионных накоплений. Если судить буквально (фактически) именно вкладчики являются собственниками своих пенсионных накоплений (строго с юридической точки зрения вкладчики рассматриваются как обладатели обязательственных притязаний в отношении пенсионных накоплений).

Действующее законодательство содержит достаточно строгие ограничения вкладчиков на распоряжение пенсионными накоплениями, хотя урезая зарплату самих вкладчиков, работодатели перечисляли обязательные пенсионные взносы в пенсионные фонды в пользу своих работников.

Вследствие этого, принимая какие-то законодательные решения, государство должно учитывать действие нормы п.3 ст.37 Закона РК "О нормативных правовых актах", в соответствии с которым: "нормативные правовые акты, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют". То есть, принятие каких-либо нормативно-правовых актов ухудшающих положение граждан не должно допускаться.

Однако в связи с принимаемыми решениями по слиянию пенсионных фондов возможность ухудшения положения граждан, по сравнению с существующим положением, не исключается. Как отмечалось еще в статье Ахмеджанова М.А. "ГНПФ не является лидером по доходности по сравнению с большинством негосударственных НПФ…".

Законодательное допущение перевода пенсионных накоплений граждан из пенсионных фондов с большей доходностью в пенсионный фонд, обладающий меньшей доходностью является, как раз, ухудшением положения граждан по сравнению с прежде существующим положением.
Граждане должны иметь возможность участвовать в обсуждении принятия решения по такому значимому для них вопросу. Пока же все происходит для них закулисно.

В соответствии с п.2 проекта закона "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан": "Национальный Банк Республики Казахстан вправе поручить другому доверительному управляющему совершать действия, необходимые для управления доверенными ему пенсионными активами".

Из приведенного следует, что в будущем вклады вкладчиков определенных пенсионных фондов могут управляться теми лицами, о которых первоначально вкладчик не имел никакого представления. Все ли среди управляющих пенсионными активами окажутся впоследствии добросовестными – большой вопрос.

Партия "Әділет" придерживается позиции необходимости создания Народного фонда Республики Казахстан, куда должны будут переведены все накопленные в НПФ средства. При этом следует сохранить персонифицированный характер тех пенсионных накоплений, которые будут иметься до перехода к солидарной системе пенсионного обеспечения.

Иное решение не будет справедливым и будет выражать неуважение к собственности граждан. Вклады как уже было отмечено выше, представляют собой не иначе как часть невыплаченной, а переведенной в пенсионные фонды заработной платы самих граждан.

Это можно сделать с помощью реализации другого предложения партии "Әділет" о том, что вкладчики пенсионных фондов должны получить долю акций Народного фонда (оплаченных за счет пенсионных накоплений) посредством чего они смогут реализовать свои имущественные притязания по своим пенсионным накоплениям (по крайней мере, пенсионные накопления не уйдут безвозвратно в неизвестном направлении.)

Жайлин Габиден Айнашевич, член Центрального комитета Демократической партии "Әділет", к. ю. н.

Главные темы » Все темы
Экономическая политика
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
23.10.2016
Соседи Казахстана. Для ответа на провокации в виде террора, вооруженных нападений, переворотов и цветных революций, необходимы союзники

23.10.2016
Политический ислам. Уход северокавказской молодежи в джихадизм можно пресечь, если власти регионов Северного Кавказа будут активно продвигать методы, заложенные экс-главой Дагестана Магомедсаламом Магомедовым: диалог между салафитами и суфиями и комиссии по адаптации бывших боевиков.

21.12.2014 Алия Карибаева

Евразия. Создание ЕАЭС целесообразно рассматривать с точки зрения возможностей притока технологий из наиболее развитых сфер производства России и Белоруссии в наименее развитые сферы производства Казахстана.


30.11.2014

Экология. Реализация всех китайских проектов может катастрофически сказаться на состоянии Балхаша.


16.11.2014

Экономическая политика. 11 ноября Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев неожиданно обратился к народу с ежегодным Посланием – раньше, чем в предыдущие годы, на 2 месяца.


30.4.2014 Нурсултан Назарбаев

Евразия. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.