АПН АПН Казахстан
Главная События Публикации Мнения Авторы Темы
Воскресенье, 9 декабря 2018 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
На антироссийских санкциях Казахстан может и заработать
2014-04-02 Тимур Исаев
На антироссийских санкциях Казахстан может и заработать

Как отразятся на Казахстане санкции против России, с которой нас объединяет Таможенный союз? Это зависит от того, как мы отреагируем на изменения в мировой экономике. При грамотной подготовке можно даже получить существенные плюсы.

Фактор страха

Прогнозы насчет того, насколько сильно зацепят Казахстан антироссийские санкции, разнятся от апокалипсических до шапкозакидательских. Истина, как всегда, где-то посередине. На первый взгляд, все выглядит более чем серьезно. Развитые страны, которые производят львиную долю ВВП планеты и контролируют международную торговлю, думают, как сильнее насолить России, доля которой в мировой экономике составляет 4%. Причем рассуждают об этом совершенно откровенно, публично обсуждая способы причинения РФ максимального экономического урона. Уже один этот факт в состоянии сокрушить рынки. Но, поддаваясь влиянию политических заявлений, они в конечном счете ориентируются все же не на слова, а на конкретные действия.

Пока США и их союзники применили к России не экономические, а имиджевые санкции, преследуя обещанную цель изоляции страны. Отмена саммита G8 в Сочи и решение о проведении саммита G7 в Брюсселе без российского участия означает фактическое исключение Москвы из клуба «больших стран». И возврат туда вряд ли произойдет в обозримом будущем. Неслучайно президент США Барак Обама подчеркнул, что Россия является «региональной державой». И, стало быть, в «большой восьмерке» ей явно не место.

Хотя, с прагматической точки зрения, это никакого значения не имеет. Тот же Китай не входит в G8, что не мешает ему развиваться в качестве второй экономики в мире, влияние которой несоизмеримо выше, чем у так называемых ведущих экономических держав. Да и сама «восьмерка» (теперь уже «семерка») – весьма странное образование, по своим функциям близкое к клубу любителей домино.

Фейс-контроль в ОЭСР можем не пройти

Такими же показательно-бесполезными являются и персональные меры воздействия, примененные к российским чиновникам и олигархам. Для Казахстана из всего пакета санкций в настоящее время важна лишь одна – решение Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приостановить переговоры о вступлении в нее России. Членство в ОЭСР, которая, в отличие от G8, является структурированной организацией с конкретными инструментами, достаточно важно. Решение не пускать туда Россию означает отказ в признании её развитой страной. И, соответственно, неопределенно долгое пребывание в статусе «развивающейся».

Какое отношение это имеет к Казахстану? Самое прямое. Как известно, в Стратегии развития до 2050 поставлена цель войти в тридцатку наиболее развитых стран мира. Фактически это предусматривает вступление в ОЭСР. В послании народу президент Казахстана отметил, что именно индикаторы стран ОЭСР – «базовые ориентиры нашего пути в число 30 развитых государств планеты».

То, что двери ОЭСР закрылись перед Россией, не означает автоматически, что вход туда заказан и Казахстану, тем более что мы еще даже не подавали заявку. Но процедура вступления теперь для Астаны, безусловно, станет сложнее, и нам придется прыгнуть выше головы. Утешает лишь то, что до 2050 времени еще много.

Нас не заметят

Как говорится, бьют не по паспорту, а по морде. Уже введенные Западом санкции в отношении России – этот как раз из разряда удара по паспорту. А вот «по морде» ударят, когда введут реальные ограничения на экспортно-импортные операции. С одной стороны, ограничат или вообще остановят поставки оборудования и технологий. С другой, урежут закупки сырья, прежде всего - нефти и газа.

Пока такого рода санкции публично не конкретизировались. Тем не менее, президент США уже объявил, что Европа может быть обеспечена американским газом. Из чего можно сделать вывод, что резкое сокращение поставок российского газа в Европу совсем не исключено. Для Казахстана это не представляет угрозы, поскольку на газовом рынке мы не являемся крупным игроком.

Что касается нефти, то здесь Западу сложнее отказаться от российских поставок, поскольку США за счет своего производства восполнить дефицит не смогут. Им придется искать кого-то для роли «запасной бензоколонки». Например, тот же Иран, который в ответ на послаблении санкций может увеличить поставки нефти на западные рынки.

Для Казахстана прямой угрозы тому, что наша нефть станет нежеланной в Европе, не существует. Хотя бы потому, что экспорт туда ведут предприятия, контролируемые западными компаниями. Казахстан самостоятельно оперирует небольшими объемами экспорта, которые на мировом рынке совершенно не заметны.

Что касается ограничений на импорт, то они уже постепенно вводятся. США закрыли продажи продукции двойного назначения в Россию. Это пока первый робкий шаг. Но за ним могут последовать и другие, нацеленные на то, чтобы перекрыть поставки современных технологий и оборудования. Непосредственно Казахстану подобные меры не угрожают. Правда, до той поры, пока Запад не решит, что санкции целесообразнее вводить не отдельно для России, а для всего Таможенного союза.

Отложенный эффект

Здесь нужно отметить, что у нас бытует несколько странное понимание экономических санкций как неких громов и молний, который Запад должен метнуть в Россию. И если это не происходит мгновенно, то расценивается как признак слабости. Хотя непринятие мер, напротив, свидетельствует обо всей серьезности подхода. И радоваться тут совершенно нечему. Отсутствие незамедлительной реакции говорит о том, что Запад кавалерийскому налету предпочел системный долгосрочный метод – постепенное выдавливание России со своих рынков, исключение из системы международных экономических отношений.

Ну, а поскольку Россия позиционируется как глобальная энергетическая держава, то и удар будет нанесен по самому уязвимому месту – нефтегазовой сфере. Ее масштабы таковы, что меры по определению не могут быть быстрыми. Как говорится, скоро только кошки родятся. И примерно с такой же скоростью политики делают заявления. В бизнесе всё не так. Чтобы изменить направления потоков нефти и газа, требуется огромная работа и ресурсы. И их не заменить политической трескотней.

Поэтому нужно быть готовыми к длительным тектоническим изменениям в мировой экономике. В энергетике Европа все больше будет снижать зависимость от российских поставок, ориентируясь на США, Ближний Восток и Северную Африку. России, в свою очередь, придется перестраивать экспорт в сторону рынков Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. И это касается не только энергоносителей, но и в целом всех экономических связей. Россия давно собиралась повернуться лицом на Восток, а теперь ей волей-неволей придется это сделать.

Казахстану в своих экономических планах придется это учитывать. С одной стороны, если Россия как наш партнер по ТС будет расширять инфраструктуру для поставок на азиатские рынки, это увеличит и наши возможности. С другой стороны, возрастет и конкуренция. В частности, в сфере поставок энергоносителей на рынок Китая.

Капиталы уйдут «за компанию»

В краткосрочном же плане для России опаснее косвенный эффект от санкций, который связан не столько с ними, сколько с их ожиданием. Уже сейчас наблюдается усиленный отток капитала и падение кредитных рейтингов. Всё это на фоне и без того неважного самочувствия российской экономики может привести к сползанию в рецессию.

Казахстан не сможет этого не почувствовать. Февральская девальвация тенге показала степень зависимости казахстанской денежной системы от российской. По сути, правительство так и не назвало ни одной внятной причины для резкого обесценивания курса тенге, кроме падения стоимости российского рубля. Соответственно, если в России продолжатся девальвационные процессы, то и нам вновь придется, как сейчас принято говорить, «корректировать» курс.

Отток капиталов и снижение кредитных рейтингов могут настигнуть и нас. Ведь инвесторы в своих оценках стараются заложить все риски, в том числе региональные. А мы являемся частью экономической системы – Таможенного союза. Ослабление российской экономики для нас также будет означать сокращение внутреннего спроса.

В то же время следует понимать, что торговля между нашими странами больше похожа на улицу с односторонним движением. По итогам прошлого года на Россию пришлось всего 7% казахстанского экспорта. Зато ее доля в нашем импорте превысила 36%. Из этого следует, что проблемы на российском рынке в целом не критичны для нашей экономики.

Высшая мера наказания

Наконец, наиболее серьезная мера воздействия – снижение цен на углеводороды. Это самое эффективное экономическое оружие, но в то же время самое сложное в обращении и самое опасное. Ведь оно бумерангом может ударить прежде всего по США. Эта страна в последние годы стремительно наращивает свою долю на рынке за счет добычи сланцевого газа и нефти. А она стала рентабельна именно за счет высокого уровня цен на энергоносители.

Поэтому резкое удешевление нефти и газа аукнется и на американском, и в целом на мировом бизнесе. Смысл его будет лишь в том случае, если Россия понесет гораздо больший урон. Остается еще вопрос технического исполнения. США в одиночку будет сложно обвалить цены на нефть, даже при условии распечатывания своего стратегического нефтяного резерва. Им потребуется координировать свои действия с ключевыми производителями и трейдерами.

Несмотря на все минусы, вероятность искусственного снижения мировых цен на нефть ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов. Ряд американских деятелей, среди которых небезызвестный Джордж Сорос, уже предлагают провернуть такую операцию. Неслучайно Барак Обама упомянул, что на некоторые санкции США могут пойти, даже несмотря на разрушительные последствия для мировой экономики.

Поскольку по долгосрочным контрактам, как правило, цена на газ привязывается к стоимости нефти, одновременное падение стоимости этих двух энергоносителей способно если не нокаутировать российскую экономику, то ввергнуть ее в состояние грогги.

Ее дальнейшее выживание будет зависеть от сроков, в течение которых сможет продержаться низкая цена на нефть. Определенный запас времени у России есть, но, как только будут проедены резервы, начнутся необратимые изменения.

Казахстан в этом случае ожидает примерно такой же сценарий. Бюджет сверстан, исходя из цены $95 за баррель, и если она упадет ниже этой отметки, начнется ускоренное вычерпывание средств Нацфонда. Краткосрочную подобную встряску мы переживем, как это было в 2008. Но если ситуация затянется, бюджетную политику придется кардинально пересматривать. Жить в условиях невысоких цен на нефть мы уже давно разучились. При нынешней структуре экономики, которая полностью завязана на нефти и на распределении доходов от нее через бюджет, это катастрофично.

Сделать из лимона лимонад

Всякая угроза содержит в себе и новые возможности. Не являются исключением и экономические санкции. В долгосрочном плане нам нужно системно подготовиться к развороту России в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. С одной стороны, следует найти своё место там. А с другой, можно воспользоваться возможностью и оттянуть на себя тех западных инвесторов, которые будут уходить из России. Ведь, несмотря на все политические ограничения, деловые интересы в этом регионе у них останутся. И их вполне можно реализовать именно через Казахстан, который имеет с Россией общее рыночное пространство. Казахстан может стать своего рода экономическим мостом между Западом и Россией.

В краткосрочном плане мы также можем повернуть отток капитала и снижение российских рейтингов в свою пользу. Для этого следует максимально улучшать бизнес-климат, чтобы стать на фоне России «островом стабильности», привлекательным для инвестиций. Государство вроде как двигается в этом направлении. Но объявленное упрощение разрешительных процедур – это полдела, оно лишь приближает нас к стандартам других стран, но не дает перед ними никаких преимуществ. О создании мощных стимулов для производителей должны думать те, кто обеспокоен возможными санкциями.

Ну, а что касается вероятности обвала нефтяных цен, то здесь ситуация парадоксальная. Такого сценария мы подспудно ждем всегда, и формально вся государственная экономическая политика направлена на его предотвращение. Программа ФИИР как раз и ставит целью снизить зависимость от цен на нефть. Но, увы, результатов пока нет. И если после удешевления барреля наша казна опустеет, виноват в этом будет точно не Сорос.

Forbes.kz

Главные темы » Все темы
Соседи Казахстана
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
23.10.2016
Соседи Казахстана. Для ответа на провокации в виде террора, вооруженных нападений, переворотов и цветных революций, необходимы союзники

23.10.2016
Политический ислам. Уход северокавказской молодежи в джихадизм можно пресечь, если власти регионов Северного Кавказа будут активно продвигать методы, заложенные экс-главой Дагестана Магомедсаламом Магомедовым: диалог между салафитами и суфиями и комиссии по адаптации бывших боевиков.

21.12.2014 Алия Карибаева

Евразия. Создание ЕАЭС целесообразно рассматривать с точки зрения возможностей притока технологий из наиболее развитых сфер производства России и Белоруссии в наименее развитые сферы производства Казахстана.


30.11.2014

Экология. Реализация всех китайских проектов может катастрофически сказаться на состоянии Балхаша.


16.11.2014

Экономическая политика. 11 ноября Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев неожиданно обратился к народу с ежегодным Посланием – раньше, чем в предыдущие годы, на 2 месяца.


30.4.2014 Нурсултан Назарбаев

Евразия. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.